Круг сцены из городской жизни

Оксана Аболина
(написано в 1981 году, вещь ранняя, но из тогдашнего - одна из лучших)

 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Старушки
                1 - 70 лет
                2 - 80 лет
                3 - 85 лет
Дед - супруг 2 старушки, невзрачен, 85 лет
Мужчина - его сын, 45 лет
Сашка - 14 лет
Алеша - 7 лет - сыновья мужчины

Действие происходит в наши дни в крупном областном центре.

Небольшой городской дворик. Посреди него - детская песочница. По краям - две скамьи. На одной из них сидят три старушки. Справа - дверь в дом, слева - подворотня.

1. Эх, девочки милые, хорошо-то как! Зима кончилась!

2. Вестимо, хорошо, я вот ужо Алешку в домисезонное одела.

1. А не рано ль, милая?

2. Дан-нет, вишь как ужо припекает...

3. Да-а, холодная зима была нонче, холодная.

1. Зато, небось, летом поджарит. Поджарит, наверное... (смотрит на часы, задорно) Съедим-ка мы альхольчику, девочки... (Достает из сумки таблетки, пьет.) Ну вот... Покушали... Хорошо бы вот так: выпил таблетку - и на неделю сыт... А? Мне Колечка читал, в Штатах так делают... Ой! (Начинает задорно хохотать.) Солнце! Нет, вы посмотрите, какое солнце! Летнее. На дыню похоже... (Опять смеется.)

3 (неодобрительно). Все веселишься? Не к добру это... И отсмеялась ты свое и отплакала... Теперь надо тихо сидеть... Не к добру это - из кожи вон выпрыгивать. Ой, не к добру это.

1. Как покойничкам, значить, сидеть? О-ох, поясница! А я не хочу... вот не хочу так. И не так мы много с тобой Матвеевна, смеялись в жизни. Так что - не пугай. Мы пужанные, ничего не боимся...

3. Старая кляча в галоп пошла. Небось от детей прыткости набралась. Ишь как у тебя все распрыгались. И ты туда же... Ивановна вон всех в кулаке держит, не так что ль? Ась?

2. Ан-лето и впрямь будет жаркое. Давно не было зимы такой. Помнишь, Матвеевна, раз аж 45 ударило?

3. Помню-помню...

2. А солнышко и впрямь доброе... Знаешь, Матвеевна, неправда все это. Каждый у меня сам по себе. А, говоришь, не прыгают - так кому ж охота от родного очага прыгать? Свое тепло - оно дороже... А у ей... Ну пусть разъезжаются. Все лучше живут. Отдельно, да мирно...

3 (недоверчиво) . С чего это твои-то не ладят?

2. Да ладят-то ладят, а все радости нет. А что им еще надо-то - ума не приложу... Один туда, другой... А-а, что говорить.

3. Да твои - как все чичас. бесятся они у тебя с жиру просто.

1. Ну, не скажи-не скажи, Матвеевна. У ней все дети животы поджимают. Вот у Филькиной - там. да. У ей, и вправду. И золота от безделья покупают. И дети живут - ой-е-ей! - наши позавидуют. Не скажи-не скажи...

Из дома, с бутылкой водки в руках, пошатываясь, выходит дед и, незамеченный, садится на вторую скамью.

2. Да у них вчерась шум был. Опять сковородки летели. То один, то другой. Ой, Боже! Я думала, потолок на голову свалится.

3 (с живостью). А что опять?

2. Повздорили, видать.

3. Ась?

2 (кричит). Поругались, наверное.

3 ( довольно). Еще б им не поругаться. Этось надо же - что мужик, что баба - и оба по кабакам шляются. Оба такие - знаю уж. Как им тута не поссориться? Вестимо, у ей опять новый кавалер...

Дед. Эх, бабы, опять сплетни развозите. Тьфу!

2. Ах, окаянный! И опять с водкой! Где достал, негодный? (Вскакивает, подбегает к деду, тщетно пытается отнять у него бутылку.)

Дед (спокойно). Где достал, там и достал... А ты, баба, винополь мой не трогай. Это не твово бабьего ума. Вон как. Так что не лезь, ан скажи лучше, ведьма, как тебе здесь не постыло - весь день сидишь, язык без костей свой треплешь.

2 (отвязывается от бутылки, возвращается на место). На себя бы, старый бес, посмотрел. Рожа кривая, нос красный. Эх алкохолик ты, одним словом.

Дед. Ты, баб, не шустри. Я - что? Свое дело, мил человек ты мой, знаю. Я хражданин честной. Вот такось. Отслужил свое, не как ты - век на печке - я хосударству служил. А? Съхела? И пенсия моя честная, заслуженная. И пья я на свои кровные, веком моим заработанные. А тебе - лишь бы отнять...

2. Да ну тебя. Отвяжись, надоел.

Дед. Я-тось, конешно, вам всем надоел - тебе, сыну. По хлазам вижу - средь кумушек меня алкашом выдаешь и бездельником. А сама, старая курва? Лешка из школы вернется - а дома тепла со двора больше, чем с твоей плиты. Чем кормить бушь? Аха? Съела?

1. Эх, дед, поест он твоих басен. (Встает.) Мой тоже скоро воротится. Пойду. Кормить надо. (Уходит.)

2 (тоже встает). Пугало... Как приходишь, все разбегаются. Чу-у-урбан старый. Сиди, грейся, развалюха, а баба готовь на них на всех. Ишь, умный нашелся!

3. Ась?

Дед. Ан чего? Возражаешь? А к сведенью твоему, Матрена Иванна, мои косточки тоже тепла просят. Не токмо тебе, эго-цен-тис-ке, день-деньской под солнышком мурлыкать. И вааще, я, что ль, хотовить буду?

3, кряхтя, встает и вместе со 2-ой уходит в дом. Дед остается один.

Дед (время от времени отхлебывая от бутылки и морщась). Вот и ушли... Все... Опять мы с тобой остались... Эх, винополь мой, винополь. Одни мы, ох, совсем одни. Поболтаем маленька, а? Ты не прочь? Что? Сплетни? Не-е, я не баба, меж нас ничо такого... Мужской разговор! Идет? Э-эх... Тоскища какая. Никому ни слова. Эта вон заладила: "Не пей, не пей". Этот в работу с ушами залез. Лопух. А сорванцы... Что с них возьмешь? Ни-чо не поймуть. Все равно не поймуть. Вот, мой милый. (Гладит бутылку.) Ты значит, винополишко мой, со мной оставайся, лады? У мя друзей друхих совсем нема. Померли все. Вот кохда помру и я, тохда и ищи друхих. По рукам? Ну вот. Подписан доховор. Ты, брат, не расстраивайся, я уж совсем скоро помру. Знаешь, сегодня ночью сердце опять вот так: тук-тук... тук-тук-тук... тук... А потом вовсе остановилось и не бьется. И руки, как лед. Хана, думаю. Вытянулся, вот так, по-порядошному щоб, и жду, а она, косая ведьма, и не пожаловала. Зря прождал. А дохтур хрит, вредна твоя, дед, дружба с водкой. Это тебя он так, винопольчик. Низя нам дружить, значить. Асмитрию нашел какую-то. Хрит, пить не бросишь - помрешь. Дык я и так скоро помру. А тебя, друк закадышный, не брошу. Кто у мя есть-то, окромь тебя? Этот, сын, что ль? Так что ему до меня? Да ничего ему до меня. А я один. Хлупости какие. Чичас слезу пустил. Это все ты, винополишко, все-о-о ты... Низя так сен-ти-меч-таль-ни-чать, низя... Ну, пусть один... Пусть... Ты у мя есть, с тобой все забуду. а он поймет. Потом, кохда помру. Кохда ему тоже стоко стукнет. Ты его не бросай тохда, ладно? А-а, вон идет, долго, значиться, жить будет...

В подворотню входит мужчина. Не замечая ничего вокруг, подходит к песочнице, садится, начинает задумчиво делать брошенным совком горки из песка.

Дед. Эй, сын! (Мужчина вздрагивает, оглядывается, молчит. На лице пустота.) Сы-ын. Чо я тебе скажу... Поди сюда, а?.. Не чего ты молчишь? Сы-ын! Паря, слушай, плохо мне чевой-то.

Мужчина. Пить меньше надо.

Дед. Вестимо, надо, но токмо, понимаешь...

Мужчина. Врача, что ли, вызвать?

Дед. Дан-нет, просто одному такая тоска. Все перемерли, все, один я остался, глаза вам мозолю.

Мужчина (недовольно). Да брось ты глупости болтать. Живи как живется. Мало ты радости на веку получил?

Дед (обиженно). Ну, конешно, хлупости. Дед, вишь, дурак, а ты... а ты умный... Так такой уродился я. Не попишешь тут, сын, ничего...

Мужчина. Ну, не сердись, не сердись. Все нормально. Пойми, не могу я сейчас с тобой говорить. Самому херово.

Дед (язык его все более заплетается). Ну канэшно, канэшно... Один ты у меня остался... винопо... винополишко мой... дорохой... Ой, ты.... холова... са... садовая... холо... (Сваливается под скамью.)

В подворотне появляется Сашка. Увидев мужчину, он изображает на лице вначале изумление и страх, потом досаду. Судя по всему, он не ожидал здесь встретить отца. Раздумывает, заговорить или незаметно смысться. Наконец, решается, принимает нахальный вид.

Сашка. Отец, ты что это рано так? Еще только час ведь. Нас сегодня отпустили пораньше... Никитишна заболела... И отпустили. Слушай, а ты-то чего так рано?

Мужчина. Сократили меня. За ненадобностью.

Сашка. А-а, да ты не расстраивайся. Это не страшно. Найдешь другую работу. Сам говорил, плохо здесь, платят мало. А еще - все в мире к лучшему.

Мужчина (с досадой). Да-да, конечно... Знаешь, это так нелепо... Всю жизнь, как черт, вкалывал. Работал, работал, работал. А тут - на тебе: за ненадобностью товарища Иванова В.В. ...

Сашка. Ты это... ничего... Всяко бывает...

Мужчина. Да-да. (Берет себя в руки.) Слушай, смотай за Лешкой, бабка совсем, видать, забегалась. Отдохнет маленько.

Сашка (недовольно) Ладно... Только гулять я с ним не буду. Он мне надоел - во!

Мужчина. Можешь сегодня не гулять...

Сашка. Отлично! Ну я щас! Ты жди, папань! (Убегает.)

Мужчина. Наконец-то...

Мужчина начинает сосредоточенно копаться в песке. Тишина, которую время от времени прерывает храп деда. Спустя пару минут в парадную входит Алеша.

Сашка (за сценой). Ну, я побёг, пока.

Алеша садится в песочницу и тоже начинает сосредоточенно делать куличи. Некоторое время оба молча, внимательно работают.

Алеша. Папа, давай вместе. Будет производительней.

Мужчина (отрывается от своего заданятия). Что? Что ты сказал?

Алеша. Я говорю: папа, давай вместе. Так неинтересно.

Мужчина. Тьфу, к черту это все. Неразбериха кругом! Тошнит от всего уж! Как вы мне все надоели! Ну что ты пристал? Ну что? Не видишь, отцу без тебя... Дур-рак... Что я сделал тебе? Что? За что мне такой идиот вместо сына достался? Тьфу. Беда на мою голову. (Уходит в подворотню)

Алеша сидит, о чем-то задумавшись, потом начинает играть. Входит понурый Сашка, садится в песочницу. Алеша откладывает совок и внимательно смотрит на брата.

Сашка. Не успел. Это, что ж это так? Не успел и все. На каких-то дурацких пять минут. Взяла и ушла. А всё: "Поди встреть его, поди встреть его..." А у них физики не было... Отпустили... Мишка говорит, ее другой Сашка пошел провожать. Павлюхин, знаешь его?
Алеша с умным видом молчит и слушает.

Сашка. Я думал, она все ж не такая... А она тоже, понимаешь? Они все такие... Шлюхи. Павлюхин - кретин полный. Говна кусок. А она с ним...

Алеша. Может, он ей больше нравится?

Сашка. Ей? Она отличница. А этот дебил, он даже Пушкина не читал. Вот ты, мелкий, читал, а он - полное дерьмо.

Алеша. А дедушка, когда я тогда двойку получил, сказал, что двоешник может быть умным, а отличник - дураком.

Сашка (махнул рукой). Условности все это, условности... Да что ты киваешь вечно? Тебе это не понять. Мелкий ты еще. Не знаешь ни фига... Как думаешь, если я в кино ее приглашу, она пойдет?

Алеша. Не знаю. Наверное, да.

Сашка. Слушай, посиди здесь. А я сбегаю. Мы еще на шесть успеем. Скажешь предкам, в десять приду. (Убегает.)

Алеша (сидит в песочнице, думает, потом начинает строить горки, опять задумывается, встает, подходит к деду, трясет его). Де-да, деда, а за звездами еще звезды, да? А за теми? Там тоже? А за теми-за теми? Ну что же ты, деда? Деда, деда, ну проснись, это важно. Дед, а придумают таблетки, чтобы я всегда-всегда жил? А? (Замолкает.) Чем-то вкусным пахнет... Кажется, блины... Дедушка, я сейчас сбегаю к бабушке и вернусь, ага? А ты мне все расскажешь, хорошо? Потом, ладно? (Уходит в дом.)

Темнеет. Неожиданно - свет. Утро. На скамейке сидят три старушки.

3. Молодежь нонче пошла... Вот вчера...

2. Да знаем мы! Развелись твои Филькины. Плюнуть и растереть.

3. Ась?

1. Зубы что-то болят, к дождю, наверное.

3. Не болтай глупости.

2. А у тебя еще зубы есть?

1. Есть, есть, как не быть.

3. Помело, а не язык.

1. Да сама такая.

2. А лето, наверное, жаркое будет...

1 (задумчиво). Наверное...