Бритва Оккама

Евгений Касьяненко
     Средневековый английский философ и логик Уильям Оккам первым сформулировал принцип, согласно которому понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки и повседневной действительности: «сущности не следует умножать без необходимости».
     Спустя столетия этот принцип, получивший название «бритвы Оккама», стал главным для миллионов и миллионов думающих землян, чей разум не позволяет им принимать на веру пустые фразы политиков, цветастые силлогизмы «отцов нации» или корыстные взывания к Богу церковников. Парадоксальным образом для самого Оккама, монаха-францисканца, прежде всего его «бритва» полоснула именно по религии.
     …Еще два века назад Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик, подробно рассказал Наполеону о своей теории происхождения Солнечной системы. Император, один из самых умных людей в истории человечества, долго и внимательно его слушал, кивал головой, но в конце концов недоуменно воскликнул: «А где же Бог?!» Тогда Лаплас гордо ответил, что его теория не нуждается в гипотезе о существовании бога, так как всё прекрасно объясняет и без Создателя. Короче, принцип бритвы Оккама.
     Строго говоря, этот принцип - «сущности не следует умножать без необходимости» - поняли еще римляне.
     «Есть такое латинское изречение «cui prodest» (куи продэст) – «кому выгодно?» Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т. п., следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?» (В.И.Ленин «Кому выгодно»).
     Кому выгодно насаждать в цивилизованной стране религиозный культ?
     Кому выгодно бесконечно оболванивать людей по телевидению, сотнями плодя бессодержательные «мыльные оперы»,  ежедневно показывая шарлатанов, загадочно повествующих о всякой мистике, псевдоученых, с умным видом несущих бред об истории государства, наконец, просто дураков в якобы «юмористических» передачах.
     Только наивный человек, а у нас таких, к сожалению, много, может думать, что всё это случайные продукты рынка. Мол, народ требует, вот рынок и откликается.
     Да чушь это всё собачья! Конечно, эти передачи или, скажем, дурацкие детективы, заполонившие книжный рынок, падают на благодатную почву массового бескультурья, преумножают его. Но уверяю вас: стоит президенту пару раз грозно одернуть продавцов этой шизофрении, и колесики нашей масс-медиа тут же закрутятся в противоположную сторону.
     Только этого никогда не будет сделано. Ибо весь этот хлам, дурацкий по содержанию, выполняет вовсе не дурацкую, а глубоко продуманную программу: любыми путями изолировать русского человека от сущностных проблем его бытия, от разговоров о грабительской экономической политике государства, от давно назревшего вопроса: почему в нищем государстве пышно цветет, даже в период кризиса, класс эксплуататоров?
     Это и есть, строго говоря, тот единственный вопрос, за которым прячется вся КАЖУЩАЯСЯ НЕЛЕПОСТЬ нашего времени. Да нет никакой нелепости, ребята. Точнее, она есть, но только для вас. А для того, кто покупает третью или пятую виллу на Лазурном берегу Франции, её нет и не было.
     И пока вы будете послушными рабами Абрамовичей и Чубайсов, всё останется по-прежнему.