Глава 11. Ученый секретарь

Давид Кацман
          
       
        В 1963  году  я  был  избран   ученым   секретарем  научно-технического  общества  завода  и выполнял эти функции бессменно до своего  ухода  на  пенсию в 1995 году.
       НТО   много  значило   в   моей   жизни,  я  об этом расскажу  ниже, а   пока  продолжим  все  по  порядку.
       С  деталями   к Тернопольскому  комбайну  у   меня связано   следующее    воспоминание.   Для   обработки деталей  типа  втулок были задействованы  практически все координатно-расточные станки  на  заводе, включая и  инструментальный  цех,  однако  выполнить плановое  задание в срок  никак  не удавалось.  Эти   детали  вело бюро  НШ  (нач.В.Фундовой)  и  когда  наступил кризис, их передали  мне. Попытка   осуществить   специальную          наладку        и         производить     расточку     отверстий    на  алмазно-расточных  станках   тоже дало отрицательный результат.  Завод    лихорадило,   были    приостановлены         работы    в     лаборатории      резания,      изготовлялось новое   приспособление ,  но  уверенности  в  успехе  не было.
      Я  мучительно  думал, как  выйти  из тупика. И вот в воскресенье   меня  осенило.  Вскочив с дивана, я начал бегать   по  комнате,  повторяя  одно   и   тоже:   нужна протяжка     диаметром     26.  Я   знал,   что   этот   вид инструмента  раньше  на  заводе   применялся,  поэтому утром  в  понедельник  поехал  на   филиал    завода   в инструментальный   цех, там  мне  удалось   найти  одну  единственную  годную  протяжку  (случайно  откатилась в  угол),  остальные   за   ненадобностью переточили на другой размер.
      
      В  течение    смены    мы    наладили    вертикально-протяжной   станок   и   обработали   все    имеющиеся   заготовки.   Начальник   производства  Р.Н. Гольдштейн был в восторге, проблема была решена.
    Много   внимания   уделяло   бюро  СМД внедрению в производство товаров  народного потребления: всего за относительно  короткий  срок   было  освоено  12  видов  изделий, в том  числе топорик сувенирный.
     Многие  работы  в  этом  направлении проводились в содружестве    с    бюро     немеханической    обработки  (нач. Г.В. Бугреев)     и        лабораторией         резания  (нач.Ворона А.Ф., ст. инж. Л.И.Овчаренко).

    При   изготовлении  изделий  народного потребления мы   столкнулись  с   проблемой  качества   несколько  в ином,  чем   принято  у  механиков  понятии. Дело  идет  об     эстетическом       оформлении       изделий,      так называемом  товарном  виде. Оказалось, что выполнить все     требования  чертежа   по    чистоте поверхностей обрабатываемых   деталей,  их  геометрии    мало, -   на деталях   остаются   следы  обработки,  которые  портят все дело.  Чтобы   устранить   эти  следы,  мы внедрили новые   для     завода      методы      обработки,   -    это  полирование  деталей  на    специальных   установках  с  помощью  войлочных кругов, а также виброшлифование и    виброполирование.   При   вводе   новых   площадей  МСК N3  на  базе  всех проведенных  работ  был  создан  участок     (фактически   цех)      товаров       народного   потребления, соответствующий   современному  уровню производства,  его  мощность выросла  до 1,5 млн. в год и продолжала   расти.  Большой  вклад  в  разработку  и  внедрение   технологических   процессов   производства т.н.п.    внес    старший     инж. технолог      бюро     СМД Берман Е. И.
 
     Подробно   о    достигнутых    успехах  в производстве товаров     народного        потребления,      возникших  проблемах,      рассказано      в    интервью      главного  инженера     Бугреева   Г.В.  и    моем,    которое    было напечатано  в   газете  "Молодой Коммунар"  от 22 июня 1976   года.      Статья     называлась    "Сковородка для инженера".
   Перечень  проведенных бюро СМД работ можно  было  бы  продолжить,   но  из  уже    написанного   ясно,  что свои  задачи   мы   выполняли  успешно.
      Руководство   отдела  настолько привыкло к тому, что все  планируемые    работы (особенно новую технику, оргтехплан)   бюро    СМД  выполняет   самостоятельно, точно   в   назначенный    срок    или     досрочно,    что когда   возникли    осложнения   при   внедрении нового штампа     (требовалась     конструкторская     доводка), которые,     к      слову,    были     успешно  преодолены (акт    внедрения     был    оформлен на несколько дней  позже)    заместитель    главного   технолога  Михайлов, человек   льстивый,   в   угоду    начальству    выдвинул нелепое      предложение      при     подведении   итогов соцсоревнования     за      очередной     квартал  - бюро присудить призовое место, а нач. бюро  лишить премии.
      
    Стало   ясно, что   моя   дальнейшая   работа в ОГТ невозможна, надо переходить в цех или в другой отдел.
    Были    и     другие     причины   моего  ухода из ОГТ.      
    Несмотря  на  то, что  руководство  отдела     дважды менялось, обстановка в целом сохранялась:   мне    ходу    не   было.   Дважды       меня    ставили     перед  фактом, когда  на  серьезные  работы, проведенные  бюро  СМД,  оформлялись  рацпредложения,    в    состав     авторов входили   люди,    использующие      свое      служебное положение   в    корыстных  целях. 
    Так    как   эти   факты   стали  мне  известны  спустя  определенное  время,    оспаривать     что - либо   было поздно, осталась только горечь и обида  в  душе.
    Была   еще   одна   причина,   почему    меня   легко отпустили, готовилась         большая  подготовка производства     по     гидротрансмиссии,    она   была связана    с     зарубежными    командировками,  а я был "невыездной".
    Я   был   членом   партии, но это не меняло ситуации.   
    В партию меня   привлекла  Цирулева В.И.- секретарь партийной   ячейки  ОГТ.  Все  руководители     отделов     и бюро     были    членами     партии,     заседали     после работы,  имели   партийные  поручения и мне надо было равняться на всех.
     Во  время приема на партийной комиссии я  не смог четко  в     соответствующей      последовательности  сформулировать     все     составные  части  морального кодекса строителя коммунизма. Забыл   сказать,  что надо  любить страны социалистического содружества.   
    Пришлось поволноваться,  но  при втором посещении все обошлось благополучно.
    По   партийной   линии    мне    часто  поручали быть агитатором,  вести  кружок  сети  политпросвещения  по науке и культуре,  но главным поручением    была    моя общественная   профсоюзная  работа  в  НТО.
    В  первый  Совет  НТО,  кроме  меня,  были   избраны Гольдштейн Р.Н. и    Кондров Н.Я.   Позднее  Совет НТО  стал    выполнять   функции   техсовета   завода   и  его возглавил главный инженер Карленко В.И.
    Карленко  поддержал   идею    проведения   творческого      вечера      в    Доме    культуры    имени Калинина, посвященного   100 - летию  НТО, что стало большим событием в жизни завода.

    Сохранился   пригласительный     билет    красочно  с юмором   оформленный     Полонским  А.,  в  вестибюле висели    большие    портреты     рационализаторов     и  изобретателей,  в том  числе  и  мой   портрет,  который хранится      в     нашей     семье.     На     этом    вечере встретились   две   КВНовские     команды    ОГТ  и ОГК,  было  положено   начало   заводской  команде,  которая с успехом  выступала  и  всегда  побеждала.

      Это  было  замечательное   время,  так  называемой "оттепели",   жаль, что  оно  быстро  кончилось.
     Работа  ученого  секретаря  НТО требовала  от  меня  большой   творческой  активности,  инициативы, умения заглянуть в будущее.
     Планирование   работ,  статистическая  отчетность о выполнении   планов и  социалистических обязательств,  организация    и     проведение    техсоветов    (ведение  протоколов    и   их  оформление), сбор  членских  взносов,   организация      творческих    командировок, участие     в     смотрах     и   конкурсах     и,    наконец, организация  и  ведение  социалистического  соревнования   по   личным    творческим   планам  среди ИТР  и  служащих   завода, -  вот   неполный    перечень тех   вопросов,  которыми   приходилось  постоянно заниматься.
     Большую   помощь,  особенно,   в   сборе    членских  взносов  мне   оказывали    Алешина В.Ф.,  Павлова В.Н. и Григорьева С.Н.
     За  30  лет  (с1963  по  1993)   протоколы  заседаний технического    Совета    завода     составили  несколько больших томов,  в   них    фактически     отражена    вся история  развития  завода (особенно  вопросы  новой  техники,  техперевооружения,   разработки и освоения  новых изделий,    в том  числе ТНП  и т.д.).
       
     Являясь членом Президиума  областного правления НТО  Машпром,   я     принимал      участие  в    работе Пленумов    Республиканского    правления   в  г. Киеве, выезжал   на    Пленум   Всесоюзного    правления  НТО  Машпром  в г. Москву, неоднократно  имел возможность  ознакомиться  с  передовым    производственным    опытом    на    лучших   предприятиях   страны   в   городах   Киеве, Минске,   Ленинграде,    Москве,   Челябинске, Тольятти (ВАЗ) и т.д.
     Участвовал    в     Республиканском     семинаре    по  вопросам   развития   социалистического  соревнования  по     личным      творческим     планам       в       городе  Светловодске,    где    выступил  с докладом по данному  вопросу.
     Меня часто премировали по итогам  квартала и года, наградили   знаком    "За   активную   работу   в  НТО"  N 5094,  документ  подписан  академиком    Ишлинским. 
    Таким  знаком  награждаются   специалисты, проработавшие  в   НТО    не   менее    25   лет, -  очень ценная для меня награда.
    
    В  1982 году  произошло  событие, имеющее  прямое отношение   к    моей   общественной  работе, - ученого секретаря  Совета  НТО завода.
 
    Состоялся    выезд     по  обмену    опытом   в   город  Светловодск  на   радиозавод.    Цель:  ознакомиться   с  механизированными        проходными,      изучить  опыт     организации       эффективного       табельного       учета.     Поездка была    организована   мною  за счет средств первичной  организации    НТО   и     была      полезной,     -  в  ней  участвовали        работники    ОК,   ОМА,   ЛНОТ  и  военизированной охраны. По результатам поездки были переоборудованы         проходные     завода,     созданы  предпосылки  для  механизированного   учета.
    
     Я   бы   никогда   не  вспомнил об этой поездке, если бы совершенно неожиданно,  спустя несколько месяцев,  в   адрес завода   не  было   выдвинуто   Облсофпрофом   абсурдное обвинение -  вроде   бы   завод   организовал увеселительную   прогулку  в Светловодск, в  которой участвовало 20  человек. Фактически ездило  6 человек,  выезд  и   приезд    были      осуществлены    в  течение рабочего дня: какие тут могли  быть гуляния.

    Секретарь   Облсофпрофа      Мизерная,     которая  выдвинула     в   наш   адрес  эти  обвинения,  якобы  со  слов    других,   когда    она    была   в   Светловодске, -  требовала  объяснений.  Оправдываться   я  не   стал: просто      подготовил      подробный     отчет   о цели и результатах  поездки.
    Ко    мне   дважды     обращались,    чтобы   я  писал  объяснения, но  из   этого   ничего  не   вышло.  В   конце  концов,   дело  заглохло   и  не   имело   последствий.
    Я   же  понял,  что   никто  не   застрахован от любых наклепов и    нужно   быть   предельно внимательным и аккуратным  (о честности я  не   говорю, -   я   чересчур щепетилен в этом вопросе).   Видно  я  был  "белой" вороной и    меня     хотели     взять   на  крючок,  такие  "деятели", вроде   Мизерной.  Коррупция  и разложение  всех  ветвей    власти     достигла     к    этому   времени  огромного  размаха,   они   себе   не представляли,   что есть   еще  люди, которые думают об интересах дела,  а не о собственных    удовольствиях.
      
     В 1984    году  в  Киеве    состоялся Республиканский Пленум НТО   Машпром.    При подготовке    к   Пленуму стало известно,  что  целый   ряд   товарищей,   активно  работающих  в   первичных   организациях  НТО, будут награждены   Почетными  Грамотами Верховного Совета УССР.
       
    Эта  высокая  награда, дающая награжденному много благ: льготы   на    улучшение     жилищных     условий, персональную пенсию и др.
    Меня   вызвали   в    Облсофпроф  и    дали   команду готовить наградной    лист.. на    рабочего??     Почему?   
    Ведь организация  включала  90%   ИТР  работающих на  заводе,   ее    основная     задача     заключалась   в развитии   творческой    активности   ИТР и служащих: в творческих   бригадах  были и   рабочие, но руководили ими, выдвигали  идеи, инженеры.
     Конечно, это  предложение  поступило  не случайно.   
     Все  было   продумано.    Единственного     человека,  достойного  этой  награды    Кацмана  Д.Ю. - надо  было  исключить.  Дать  награду  другому ИТР,   никто   бы  не понял,  ведь все знали, что НТО на заводе,  это Кацман, все   документы  по  этому  вопросу адресовались в мой адрес.
     Я     давно     заметил:   что    касается    работы,  то руководители  завода   всегда  меня помнили, когда  же  принимали   иностранные  делегации,   выезжали    за рубеж, то забывали.
     Я    уже    привык  к   этому,  но не  думал, что  дело  зашло  так    далеко,   что  у  себя     на     родине    моя кандидатура  будет   отвергнута    местными властями и Киевом по причине  "неблагозвучной"  фамилии.
    Так  пятая  графа    опять    сыграла  со мной злую шутку,  лишив    заслуженной    награды     и     оставив недоумение и боль в сердце.
    Начали искать   подходящую  кандидатуру  рабочего,  остановились    на    токаре     лаборатории   резания  Грине   В.В.    Ему   заменили       "Почетную      грамоту Верховного   Совета   УССР"   на   "Грамоту   Верховного Совета УССР",  он    ездил   в   Киев, получил  награду и, наверно, до сих пор  удивляется,   за  что  ему   такое счастье привалило.

    Можно  еще  много писать  о моей  производственной    и   общественной    работе,   но   я   чересчур   увлекся,  надо   продолжать   рассказ,  как   жила наша семья все эти годы.