Алтайский поход

Михаил Чайковский
   

    Не ноги, а точки опоры.
Мы медленно тащимся в горы.
Впереди необычнолицая
Девчонка с тоненькими косицами.
Туристы с усталыми лицами,
Их мысли привалов полны.
…А я за этими за косицами
Готов шагать хоть до Луны!

        (Какой-то туриствующий автор)

    Этот алтайский поход был короче альпийского, который совершил Суворов во главе русского войска во время Итальянской кампании. А принес он не меньше неожиданностей, чем тот, исторический, ибо тоже изобиловал трудностями и невероятнейшими приключениями.
    Старт в родном городе никакими превратностями не грозил: собирались в путь по-семейному, то есть, - почти все в составе семей, с детьми и домочадцами, деловито и тщательно наполняли сумки в сине-белую полоску, - знаете, неподъемные такие, их «челночными» величают, или «контейнерами».
    Заранее оговорюсь, что в достоверности не ручаюсь; кажется, отдельные диаспоры нашей экспедиции этими баулами в Барнауле обзавелись. А еще наместо альпенштоков и альпинистских ботинок они прикупили, по совету бывалого «алтаиста» (по аналогии с альпинистом), глубокие галоши со своеобразными завязками, играющими роль фиксирующих устройств и противостоящими скольжению ног по льдам, травам и склонам.
    Прибытие в туристический лагерь интереса особого не вызывает, так как приехали почти все в одном автобусе, будучи в добром здравии и приподнятом расположении духа. Вот только переход от одного лагеря, где находилась администрация, к другому – жилому, - дался с некоторыми потугами, и завершался в темноте. Тот, кто их встречал, вначале заартачился, но стоило ему узреть великолепные калоши наших туристов (а у некоторых дам, они прямо претендовали на моду сезона и определенную элегантность, так как были на каблуках, - в административно-соболезнующем порыве этот человек бросился к каким-то палаткам, или – не знаю точно, - домикам, бунгало, растолкал спящих интуристов, которыми оказались канадцы, и, сопровождая свои вторжения многократными «айм сори», выпроводил их на свежий воздух, то ли еще куда. Наши землячки даже посочувствовали заморцам: те, естественно, свой комфорт в валюте оплатили.
    Часть событий я опускаю, так как не прислушивался внимательно к повествованию, и внимание мое возобновилось, когда я услыхал о пикантной прогулке на лошадях. У наших не было переметных сум для езды верхом, и они с достоинством убедили коноводов, или как их там, - гидов? – инструкторов лошадиной трассы, что смогут совершить этот выезд (так называемый) со своими парупудовыми тюками, достойными каравана кораблей пустыни Сахары. Еще там имел место один пикантный момент: дамы ехали верхом, одетые в зеленые полосатые купальники. Я представил себе их кавалерийскую посадку: топы, плавтрусики, рябые баулы, и… ну, конечно же – калоши! Потолок элегантности и шарма…
    Ирина рассказала про «прогулку  на горку, тут, рядом – на глазок, километра полтора», - которая длилась почти весь световой день, без еды и питья, с всплесками отчаяния. И это с малолетними детьми! С ума сойти! А перед выходом дамы заявили несколько растерявшейся инструкторше, что они, естественно, идут с детьми: до горки-то, вон, -

2.

рукой подать, к обеду обратно будем. После многих перипетий и мытарств, треволнений и отчаяния, вышли они на поляну ягодную, да еще и с ручьем горным: чуть не плакали, как моряки на необитаемом острове или полярники на льдине, узрев спасение в виде корабля или там самолета. Долго с поляны уйти не могли, боялись.
    Потом вспоминалось менее существенное:
- Тетя, по нечаянности севшая отдохнуть и не заметившая…ну, скажем, лепешку, - ее дети еще «миной» называют,- и несла этот непредусмотренный инструкцией груз весьма долго и не понимала причины смеха идущих следом,
- подъемы и спуски, когда даже отечественные галоши давали сбой и безопасности не гарантировали,
- не вызывало удивления отсутствие спиртного, сигарет (да и не курил никто из всей группы), все это заменял чистейший воздух с гор,
- неправдоподобно яркие звезды; даже я смог себе их представить, а также вообразил себе, как наши туристки сидят ночью под экзотически очерченной скалой, залитой лунным светом, и в зеленых купальниках с галошами созерцают свет далекой и загадочной звезды, и опять чуть не свалился со стула - со смеху.
   А канадцы зла не держали. Они взяли реванш тем, что наснимали наших красавиц в их нарядах (я имею в виду, галоши + зеленые купальники) в разных ракурсах, и наверняка дома занялись выгодным бизнесом: какой иностранец не думает о прибыли, даже отдыхая? – продав снимки фирмам, подвизающимся на туризме, альпинизме, конном спорте и плавании.