Искусство требует...

Михаил Чайковский
               

   Николай со своим напарником Владимиром освоили нехитрую декоративную лепку из гипса и успешно занялись оформлением помещений и профсоюзных комитетов на предприятиях: деньги на эти благие дела выделялись хорошие. Надо было только договориться о долях в доходах от этого труда с хозяевами кабинетов, чтобы все остались довольны. Поэтому деятели от партии и профсоюза терпимо относились к проделкам «свободных художников», где в основном преобладала выпивка, повторяющаяся ежедневно или ежевечерне, а также опоздания и прогулы. Это не мешало «ваятелям» что-то делать в течение рабочего времени, - при наличии, конечно, вдохновения. Но и сделанное вызывало массу споров. Николай, флегматик- острослов, становился в позу:
- Темный и мрачный человек, Вовчик. Ты в пропорциях, как свинья в апельсинах, волокешь. Все качество перепортишь, наша лепка лопнет на третий день! – Он сплевывал, махал рукой и отходил к столу- стеллажу, где с удрученной миной наливал себе вина – «червивки», или «бормотухи» в грязный, с потеками, стакан.
  Владимир молча выслушивал упреки соратника, удрученно кивал редковолосой головой, пожимал плечами и подходил к приятелю ближе, якобы стараясь лучше его расслышать. Понятно, что Николай делился с коллегой вином, и вскоре трудовая деятельность творческой пары прекращалась до следующего, светлого рабочего дня. Но сегодня работники «гипса и кисти» домой никак не собирались, в подспудной надежде на визит кого-либо из друзей, которые тоже подвизались в сфере так называемой «халтуры» – оформительских работ.
   Коля начинает мечтать:
-Заработаю деньжат, выкуплю пустую кочегарку в кафе, оформлю толково, сделаю бар…
   Кочегарка межевала раньше со складом, где Николай хранил инструменты с материалами, и давно бездействовала. Россия отключила газ, и мечта Николая была почти реальной:
- А что, Вова, размахнемся вместе? Скинемся, попашем на себя. Очень хочется побыть ресторатором…
   Иногда к ним захаживал местный мастер газового хозяйства Алексей, охочий к дискуссиям за винцом человек, к парням относившийся с интересом: работа у них творческая, далекая от заслонок и горелок, а разговоры – оригинально-причудливой направленности. Порой они все вместе встречались на общих «объектах»: Алексей подрабатывал с «мастерами» в свободное время и был в их команде своим человеком.
   Дружили с представителями свободной профессии милиционеры и строители, работники ЖКО и сторожа. Их вниманием пользовались даже откровенные бездельники   любители дармовщины. Времена настали безденежные и малохлебные, а халтурщики все же какие-то деньги имели и жадностью не отличались, а то бы жили в достатке.
   Конечно, имели место издержки. Я веду речь об истории с  брюками.
   А дело было так.
   В городке Высокополье что-то построили. Не знаю, что именно. Дом культуры, клуб или вовсе Дом быта. Не это важно, а важно другое.


2.

   Пошла мода на отделку фасадов в стиле «шуба», эдакого набрызга штукатурки  без ее затирки, но с добавлением в раствор блестящей стеклокерамической крошки. Получалось, как говорит молодняк, «круто». Способ знаком тем, кто бывал в милицейских камерах: правоохранительные начальники завсегда против автографов тюремных сидельцев на стенах. Но в ИВС (изоляторах временного содержания), СИЗО (следственных изоляторах) «писатели» сами были читателями. Однако на фасадах культпросветучреждений, учитывая ментальность и грамотность населения, да общественную значимость подобных сооружений, плюс влияние на детей, надписи не приветствуются. Отвлекся я. Ну, ладно.
   В этом Высокополье, основанном, кстати, запорожцами, наши,  на этот раз «рыцари мастерка и кельмы», умудрились получить аванс. Этот факт резко подорвал их трудовую дисциплину и напрочь отшиб стремление к созидательному труду, но резко повысил тягу к праздному времяпрепровождению, то есть пьянству и блуду.
   Парни познакомились с местным «бомондом» – значит, все-таки в ДК эти события происходили, - и устроили сабантуй на широкую ногу, со всеми вытекающими печалями и огорчениями. Жили они при том же ДК, людей на их празднике жизни в нем мелькало много, и на утро наши дизайнеры не обнаружили на месте своих вещей в виде предметов одежды, а также денег.
   Потерпевшие от коварства аборигенов бедолаги разыскали лишь робу, посему сидели после работы в своем ДК почти безвылазно, что способствовало быстрому завершению работ. Да, еще нашлись одни более-менее приличные штаны, и парни получили возможность общаться с внешним миром. Они поочередно появлялись в общественных местах.
   Ничего из пропавшего не нашли, да никто и не искал. Кому нужны залетные?
   После возвращения из творческой командировки, в один из осенних дней, когда грустно и хочется думать о хорошем, Алексей посетил друзей в мастерской и обнаружил их в состоянии глубокой печали.
   Николай хмуро приподнял газетку на традиционно грязном столе, нашарил под ней и извлек оттуда «чирик», протянул его Алексею и попросил:
- Леша, сходи к Ольге Ивановне (заведующей магазина)- винца попроси.
- А почему я? - опешил Алексей.
- Мы там уже наследили.
   О чем речь? Время такое настало – выпивки нет! Деньги есть, а не купишь, - нужны были талоны. А если ни талонов, ни блата? И «братья по палитре» приобрели каравай, насыпали сверху соли, заявились к Ольге Ивановне в кабинет и там хлопнулись перед нею на колени:
- Ольга Ивановна, спасай наши души!
   Эффектно! Отсмеявшись, заведующая выдала выпивку из личных запасов. Но в катастрофически малом количестве.
   А когда ее было русскому человеку достаточно, скажите?


    04.2004