Запустить в небо

Александр Парфентьев
Автор: Даниель Клаус (Daniel Klaus), перевод с немецкого

Запустить воздушного змея – детская мечта. Хотя есть и более прекрасные мечты.

9 октября 1986 года в нашей школе наступили осенние каникулы и мой папа взял на работе пару свободных дней. Он купил деревянные рейки, клей, цветную пластиковую пленку и шнур, чтобы вместе с нами собрать воздушный змей. С важными лицами, захватив все необходимое, мы уселись вокруг кухонного стола и, недолго думая, превратили его на несколько часов в верстак. Моя мама отвечала за пластиковую пленку, папа и я подготавливали рейки нужной длины, а мой младший брат Александр мастерил из старых остатков шерсти хвост для змея.
Все были взволнованы, представляя, как утром в небо взмоет воздушный змей. Папа купил шнур, который можно было размотать в длину до семидесяти метров. Семьдесят метров! Это же почти на высоту небоскреба!
Когда змей был готов, Александр и я немедленно хотели идти с ним на улицу, но наш отец посчитал, что клей ночью может отсыреть. Конечно же он был прав, но это было ужасно: ждать, когда наступит утро.
В восемь часов мы дружно сели смотреть прогноз погоды, чтобы быть в курсе того, что ожидало нас завтра утром. Немного облачно, но без дождя, и легкий, до умеренного, северо-восточный ветер. Все обещало хорошую погоду.

10 октября 1986 года сразу после завтрака мы отправились в путь. Мама собрала еще сумку с провиантами, загрузив в нее бутерброды, яблоки, две плитки шоколада, лимонные леденцы и термос с горячим какао. Александр и я взяли с собой велосипедные перчатки, чтобы не порезать ладони о разматывающийся шнур. Мы были вполне профессионально экипированы и был действительно прекрасный осенний день  с ясным солнцем и легким ветром. По полям медленно скользили тени проплывающих мимо облаков.
Нашей целью являлся большой луг между бернингерскими полями и яблоневыми плантациями Кильба. Он был немного покатый и трава на нем росла зеленая и мягкая как ковер с длинным ворсом. По этому лугу можно было бежать без остановки, не меняя направления, и все равно не достигнуть его края. И яблоневые деревья Кильба росли настолько далеко, что можно было не опасаться того, что змей запутается в ветвях или кронах деревьев. Не было поблизости и линий высоквольтных передач. К счастью. Именно линии высоковольтных передач представляли наибольшую опасность и служили источником историй, вызывавших у каждого ужас, о том, как где-то в проводах запутался змей, и кто-то получил удар электрическим током и умер.
Короче, луг являлся довольно удобным местом для запуска воздушных змеев. Поэтому мы оказались на нем не единственные, хотя в любом случае места хватало  всем. Александр непременно хотел быть первым, и я пропустил его вперед. Он обежел со змеем половину луга, но змей, вместо того чтобы подняться в небо, скакал за ним по траве подобно возбужденной собаке, которая только что обнаружила кроличий след. Папа крикнул: “Смотри за зонтом! Попытайся не бежать против ветра!”
Александр попытался последовать папиным советам, но все равно ничего не получалось. Мы поменялись, но и мне не удавалось запустить зонт, и я снова и снова бежал со скачущей собакой-змеем, пока в конце концов не сдался. Я был бесконечно разочарован.
“Теперь твоя очередь”, – сказал я папе и всунул ему в руку катушку со шнуром. Я встал рядом с мамой и Александром и мы начали дружно считать: “Раз, два иии… три!”
Папа стартовал на полусогнутых словно участник эстафеты. Мы наблюдали, как он несется по изрытому кротовыми норами лугу. И ему на самом деле удалось поднять змей в воздух. Как зачарованные мы смотрели, как змей медленно взлетает вверх. Неожиданно послышался непонятный шум, змей сделал неожиданный рывок и рухнул вниз. Папа врезался в кого-то на бегу, и теперь они оба катились по земле.
“Вы целы?” – кричала мама. “Все в порядке?” – спрашивал я. “Змей не меньше чем на десять метров оторвался от земли!” – бурчал Александр.
Когда мы подбежали к ним, то они уже поднимались на ноги.
“У меня все о’кей”, – сказал папа. В руке он все еще держал катушку со шнуром. В двух метрах от нас в траве валялся змей. Папа посмотрел на девочку, с которой он столкнулся. “А у тебя?”
“У меня тоже все нормально”, – ответила она и стряхнула пару травинок со своей куртки. “Я только испугалась”.
“Мне действительно жаль”, – сказал папа. “Я не сводил со змея глаз, а мне бы надо было лучше глядеть по сторонам”.
“Ничего страшного”, – ответила она и встала на ноги. “Если бы я также не смотрела только наверх, то смогла бы увернуться от Вас”.
Александр подбежал к нашему змею, проверил его и воскликнул: “Какое счастье, он цел!”
Девочка засмеялась и я тоже засмеялся, потом мы посмотрели друг на друга, и я увидел, какое милое у нее лицо.
Папа сделал новую попытку. У него получилось запустить змей, не столкнувшись ни с кем. Александр был вне себя от радости, когда папа передал ему управление змеем, даже несмотря на то, что змей вскоре после этого упал вниз.
А я, по правде говоря, в этот момент был совершенно не при делах, так как разговаривал с Сюзанной, которая осталась стоять рядом со мной.

11 октября 1986 года выпадал на субботу. Это был невероятно скучный день. Шел дождь, я сидел в моей комнате и капли дождя стучали по подоконнику, как будто переговаривались друг с другом на тайном языке. Мы играли в игры, в которых могли быть заняты несколько человек: не горячись, ромме, четвертый выигрывает, автоквартет и мюле. По ходу дела прислушивались к репортажу о заседании бундеслиги, передаваемому по радио. Как бедные хомбургцы продули в Гладбахе со счетом 0:5. Или как Гамбургу из встречи с баварцами удалось хотя бы вытянуть ничью. Вечером мы ужинали в гостиной и разглядывали ворота, показываемые по спортивному обозрению.
А потом я позвонил Сюзанне. Весь день я размышлял, должен ли я так поступить или нет, а после спортивного обозрения и ужина я просто взял и сделал это. На счастье к телефону в коридоре был протянут достаточно длинный провод, что позволило мне пробраться в мамину комнату, где я смог бы спокойно поговорить. Мое сердце довольно таки сильно билось, когда я набирал номер, потом на линии послышалось потрескивание, затем в трубке долго гудело, и неожиданно к аппарату подошла Сюзанна, и я оказался застигнутым врасплох, так как был твердо уверен в том, что буду  говорить с ее мамой или папой. И было просто чудесно услышать ее голос.

12 октября мама и папа вместе с Александром снова отправились на луг запускать воздушный змей. Правда, небо было затянуто облаками и еще влажная земля, но дождя не было. Они очень удивились тому, что я не захотел с ними идти, особенно не мог понять этого Александр. Я сказал, что пойду к Феликсу, но на самом деле я договорился с Сюзанной.  Им совсем необязательно знать. Хотя, думаю, мама о чем-то догадалась. Она посмотрела на меня с той самой характерной улыбкой и произнесла: “Феликс – счастливчик. Передавай ему привет.”
Я встретился с Сюзанной на маленькой автобусной остановке на Ленцханер Вег. Сперва мы немного побегали между гаражами возле высоток и только после этого пошли на детскую площадку. Каждый из нас уселся на свои качели и мы начали очень медленно и в одинаковом ритме раскачиваться на них. Мы не проронили ни слова, но вдруг мы стали так близки, словно сидели рядом, обнявшись. Иногда у меня возникало ощущение, что она чувствует в этот момент то же, что и я. Мы начали расскачиваться все выше и выше, все быстрее и все дальше. Мы расскачивались до тех пор, пока у нас не кончились силы, пока нас не укачало настолько, что мы были вынуждены прекратить это и шлепнуться с качелей прямо на землю, и все вокруг зашаталось, и закружилось, и пришло в движение, и мы засмеялись, и у меня возникло чувство, что я упал наверх, прямо на небо.