Кто грузин?

Вадим Бусырев
   -  Что ?  Что  ты  сказал – то ?  -
-  ну , прямо  сердце  всё  у  меня  зашло  куда – то. Закатилось.
    И  было  от  чего .
    Секунды  две  тому  назад  ,  в  огромном  полутёмном  коридоре ,  необьятной  «коммуналки» нашей ,  сосед  мой  Вовчик ,  сказанул  мне та – а – акое … .
    На ухо  прошептал  он  мне :
   -  А  Сталин – то ,  знаешь ?  Грузин .
   -  Кто ?  Сталин ?  Грузин ?  Да  ты  что  говоришь – то ?  -  это  я  уже  сипел  ему  в  ухо .  Катались  мы  уже  по  широкому  коммунальному  паркету . 
    Вовчик  на  год  меня  старше  был.  Уже  ходил  в  школу.  Оттуда  и  принёс ,  по  всему  видать,  новость  эту  дикую.  Для  нас  обоих.  Новость  ошеломитель-
ную .
    Хоть  и  было  мне  всего  около  шести  лет  тогда ,  грузинов  я  как – то  уже
«не очень»… .  Надо  признать  это  откровенно . 
      А   произошло  это  немного  пораньше . 
    Сидел  я  за  столом  отцовским  письменным,  то  - ли  кубиками ,  то  - ли  карандашами  развлекался .  С  полным  увлечением.
    Маманька  входит  в  комнату  радостно – возбуждённая.  С  кухни .  А  за  ней
появляется  какой – то  высокий  толстый  волосатый  чёрный  усатый  дядька .
    Мать  восхищялась  прямо :
    -  Мёд  ,  говорите ?  Натуральный ?  И  так  дешево !
    Волосатый  журчал  характерно :
    -  Натурально,  да .  Панимаишь  несу  Саре ,  да .  Снизу  тебя  которая ,  всегда ей  несу ,  да ,  её  нет , они  мёд  любят  евреи ,  понимают  мёд ,  вах , отличный
тебе  отдам , да … .
    И  бидон  на  стол  какой – то  бухает.
    Мёд  ,  натурально ,  маманьке  моей  в  банки  стеклянные  оттуда  переливает ,
она  бежит  натурально  по  всей  квартире  деньги  занимать .  Хоть  и  шибко  де –
шево ,  а  натурально – не  хватает .
    Толстый  усатый  ко  мне  ласково  подкатывается :
    -  Што  дели – и – ишь  ,  умни-и-й  малчик ,  да ?
    Что – то  я  ему  в  ответ  хмуро  урчу .  Сказать ,  что  я  мёд  с  рождения  самого
на  дух  не  переношу -  ни  фига  не  сказать .
    Мамашка  денежки  притаскивает,  И  мёду  не  нарадуется .  И  предвкушает ,  как  нас  с  сеструшкой  моей  Иркой  подкармливать  будет .  Ирка  добавки  канючить  будет ,  я  плеваться  буду ,  меня  лупить  будут  :  мёд  у  евреев  по 
случаю  перехватили , само  по  себе  чудо  небывалое .
    Чёрный  высокий  уматывает ,  на  прощание  наставляет  заговорчески :
    -  Саре  не  говори  ничего .  Обидится .  Евреи  такие  они  все , да .  Потом  ей
принесу как  Кутаис  привезут .               
     Сара -  это  бабушка  Лёхи  Шиферблата . Из квартиры  под  нами .  Семья  мало
 понятная  была  для  нас .  Мать  лешкина  то  появлялась ,  то  исчезала .  Про  от –
ца  -  слыхом  не  слыхивали .  Вот  тебе  и  евреи !
      Хотя  сразу  после  войны ,  чего  не  бывало .
      Когда  тысячу  лет  спустя ,  увидел  в  чудесном  гайдаевском  фильме  Вождя
Краснокожих  -  обомлел .  Это  же  Лёха !  Не  вру .  Вылитый  рыжий  Шиферблат.
Любимым  его  занятием  было  швырять  камни  из  нашей  подворотни  в  дом  на-
против .  Просто  так ,  скуки  ради . 
      Кстати  сказать :  дом  этот  -  графа  Тульева .  Якобы .  Судя ,  по  другому  кину  легендарному  -  про  «судьбу  резидента» .  Или  его  ошибку .  Не  суть .
      Суть  в  том  ,  что  я  -  опять  не  вру .
      А  чего  Вы  удивляетесь ? 
      Великие  исторические  камни !  Бывший  легендарный  Дзержинский  район   
Города  Ленинграда .  Улица  Петра  Лаврова .  Ранее  и  теперь  снова  -  Фуршта –
дская .  Таврический  сад .  Для  нас  -  «Таврик».  Далее  -  Смольный .  Всё  это  с
основания  и  -  Во  Веки  Веков .  ( Тьфу – тьфу ,  не  сглазить ) .
     Езжайте  Сами .  И  смотрите .  И  поймёте  -  вру  я  или  нет .  В  тех  Местах …
     Хотя . 
     Ходят  слухи  ,  что  места  те … ,  «Таврик»  -  уже  приватизированы .  Подель –
никами   «рыжего  Толяна» .  Или  учениками ?
     Ну ,  что  ж .  Не  зря  ведь , за «лихие» годы  эти , у  меня  дома  второй  котяра  рыжий   на  дух  не  переносит  кликуху – Чубайс.  Ни в какую !  Чуют  коты ... .               
    Мёд  у  нас  простоял  пару  дней  неполных .  В  виде  мёда . Мать  не  успела 
даже  меня  им  повоспитывать .  И  сеструхе  Ирке – обломилось .
    Расслоился  тот  медок  халявный ,  у  евреев  перехваченный  путём  неправедным ,  на  троих .  На  три  части , то  есть .  Вовсе  не  медовые.
На  воду ,  краску  и  сахар .  И  воняло  всё  это  не  по - пчелиному .
    Не  довелось  отведать  грузинского  деликатеса .
    А  Лёха  Шифер ,  так  его  во  дворе  и  в  школе  звали ,  пожаловался  мне на
бабку  свою  бессердечную :
   -  Как  же !  Дождёшься  от  неё  медку .  Мы  только  селёдку  с  картошкой  трес-
каем . 
    Так  что  видел  я  в  жизни  разные  еврейские  семьи .
     А  усатый  волосатый  нас  с  маманькой  не  только  надул ,  но  схлестнуть , ви-
дать ,  хотел  с  Шиферблатами .  С  этажа  с  нижнего .  Распрю  чтоб  посеять .
     Но  ему  это  не  выгорело . Только  жаль  не  было  рядом  на  него  товарищей -
-  каких  надо .  Бдительных .               
     А  теперь  -  вот  на  тебе !  Выдал  плюху  Вовчик .
     Конечно  он  просто ,  видать , хотел  со  мной  новостью  поделиться .  Захваты-
вающей .  Тайной  почти .  И  поделился .
     Нас  -  разняли .
     Мать  увела  меня  в  нашу  огромную  комнату .  Окном  во  двор .  Большущим
таким  окном  в  здоровенный двор. В семье у нас  называли  окно  это  «веници –
анским» .  Почему ?  Всю  жизнь  я  удивлялся .  Из  Венеции его привезли что ли ?
    В  «коммуналке»  нашей  процветала  явная  несправедливость .  Не  специаль –
ная ,  а  натуральная .  Как  эхо  прошедшей  войны .
    Копилась нелюбовь - в  маленьких комнатушках.  Выплескивалась  на  жильцов
больших  комнат .  На  «господ» .  Ничего  в  этом  мире  не  менялось . 
    Да  и  остаётся  всё  по – прежнему .
    Страсти  коммунальные  булькали  и  кипели  на  кухне ,  в  коридорах ,  в  туалетах .  Их  было  два ,  естественно .  «Господский»  и  для  слуг .  И  «чёрный
ход» ,  конечно  же ,  имелся .  Весь  набор  одним  словом .  Как  и  пололжено  в
огромных  петербургских  квартирах .
     Наша  с  Вовчиком  «политическая»  дискуссия  могла  иметь  весьма  фиговые
последствия .  Особенно  для  нашей  семьи .  Если  б  получила  она  выход  на про-
сторы  кухонные .
     Отец – офицер . Журналист .  Мать – домохозяйка .  Вселились  в  этот  «рай»  с
окном   венецианским  родители  мои  -  последними .  После  того ,  как  на  улице
Рылеева  дом  разбомбили .  К  слову ,  уже  потом  я  узнал :  родителям  давали
отдельную  квартиру .  Даже  на  выбор .  Мать  отказалась  наотрез .  Страшно  было .  Пережившие  блокаду  -  все  были  этому  подвержены .  На  долгие годы.
     Сперва  жильцы  маленьких  комнатушек ,  их  было  пять ,  мнили  себя  короля-
ми.  Топить  было  легче .  Печки  в  комнатках  были  малые ,  дров  требовали  меньше .  В  нашей  «зале»  вообще  был  каминище  изразцовый.  Дров  жрал  про-
рву  чертову .
     А  война  кончилась ,  время  проистекло  слегка  -  картинка  бытовая  поменя –
лась .  Да  ещё  и  дети  пошли.  Мы  –  то  есть .  Во  всех  комнатах .
     А  Вовчик  жил  только  вдвоём .  Со  своей  мамкой .  Скромной ,  застенчивой
совершенно  одинокой  ленинградкой .  И  тоже  в  очень  большой  комнате .  Да
ещё  и  с  окнами  на  сад  Таврический .
      Ей ,  понятное  дело ,    «диспут»  сынульки  с  соседским  невоздержанным  мальчиком  тоже  мог  неизвестно  как  аукнуться .
     Меня  на  коридор  больше  не  пускали .  Стоило  это  определённых  усилий .
Кажется  сеструха  в  школу  не  пошла ,  помогала  меня  караулить .  Тщетно я го –
товил  свой  большой  чёрный  жестяной  пистолет .  Застрелить  Вовчика.  За Ста-
лина !  За  Родину !
     И  в  столе  папанькином  искал  без  пользы .  Подозревал ,  что  прячет  он где-
-то  от  меня  свой  настоящий .  « ТТ» .  В  этом  я  несколько  разбирался .  С  ма –
лых  лет . 
     Потом  мне  это  аукнулось .  Слава  Богу ,  очень  и  очень  по  касательной .
     В  тот  день ,  уже  засыпая ,  слышал  тихий  спор  родителей :
     -  Вот  и  пригодилось ,  что  не  работаешь .  Получится  в  этом  от  тебя  поль –
за ,  Катюша .  Нежданная – негаданная .
     -  Не  городи ,  ты ,  глупости – то.  Чего  это  потащусь  я  с  бухты – барахты ?
     -  Знаю, что  говорю.  Иначе все, не  дай  Бог, сможем  поехать .  На  Колыму .
         Только  в  разных  вагонах .
      Я  ещё  подумал  тогда :  «  Колыма  ?   Это  Что ?  И  где  это ?   Далеко  от  са –
да  нашего  Таврического ?  А  сеструха  Ирка  тоже  поедет ?  Хорошо  бы .  Вдво –
ём – то  веселее  будет … .  Да  и  Вовчика  можно  взять  бы  … . «
        Я  уже  не  сердился .               
        Ранняя  весна  была.
        Мы  ехали  с  маманькой  в  деревню  Иваново .  В  новгородскую  глухо –
мань .  К  моей  бабушке  Поле .  Я  знал ,  что  она  там  есть .  Не  видел  её  ни –
когда .  Точнее  не  помню .  Она  меня  видела .  Был  я  уже  на  своей  Родине
Новгородской .  В  младенчестве .
     -  У  -  у !  Какой  большой  малец – то  стал .  - 
     -  Встретила  спокойно  и  добро  меня  бабушка .  На  счёт  «большой»  она 
сильно  преувеличила .  Размерами  своими  я  никогда  не  отличался .
     -  Чего  ж  это  ты  сподобилась  приехать – то ,  Катя ?  -
     -  это  уж  к  матери  моей . 
     -  Да ,  вот .  Его  благодари .  Внучка  свово ,  -  вдруг  по – деревенски  прямо
заговорила  одна  из  младших  дочек  бабки  Пелагеи .
      И  отвесила  мне  подзатыльник .
      Приехали .               
      Чудо ,  какая  побывка  была  у  меня  в  деревне !  Да  и  могло  ли быть иначе?
      Печь  русская  поразила  меня  на  всю  жизнь .  И  приковала  меня  к  Родине  моей  непутёвой  на  всю  жизнь .  И  опять я не вру.   Ведь я же – здесь !
      Хоть  бабушка  меня  и  предупреждала ,  а  заблудился  я  на  печи  в  первую  же  ночь .  Куда  ни  ткнусь  под  утро  -  везде  стенка .  Орал  дурным  голосом .
Пока  не  сняла  меня  бабушка . 
       С  той  поры  и  по  нынешние  времена  мнится  мне ,  что  чую  я  и  Иванушку – дурачка  и  Илью  Муромца .
       Была  в  хозяйстве  у  бабушки  коза  Машка  с  двумя  козлятами .  Старательно
бодала   меня  Машка  при  любом  удобном  случае .  Не  иначе ,  как  предупреж –
дала  меня :  девушка  Маша  не  пойдёт  за  тебя ,  малец ,  ой ,  не  не  будет  твоей
Маша !  Так  потом  в  жизни  и  вышло .
       Бегая  от  шипящих  гусей ,  наступил  на  маленького  гусёнка .  Снится  бывает  он  мне  до  сих  пор .  Бабушка  причитала ,  мне  выговаривая  :
     -   Ой ,   убью – убью ,  оголец ,  что  наделал – то ,  окаянный  !
     Многие  годы  спустя ,  понял  я .  Это  бабкино  «убью-убью»  -  наше  родовое ,
наследственное .  Передалось  «оно»  мне ,  моей  двоюродной  сестре  Верочке  и
брату  Толику .  А  далее  -  надо  будет  поглядеть.  Ежели  доведётся .
    За  присказку  эту  я  сам  неоднократно  получать  буду  по  морде .  И  в  прямом
смысле ,  и  в  переносном .  В  Советской  Армии  не  выдержу  и  замполиту  на  ухо ,  прямо  в  штабе ,  недалеко  от  Знамени  Части ,  прошепчу  не  в  себе  новгородское  наше ,  бабушкино :  « Тронешь  моих  родителей  -  убью  тебя ,
сука . Со  мной  делай ,  что  хочешь ,  а  …» .   Он  -  отвяжется .
    А   главное !
    Я  видел  в  деревне  Иваново  первый  раз  в  жизни  пчёл .  Которые  мёд  собирают.  Настоящий .  Русский .  И  пасечника  видел ,  что  их  пас .
    Был  пасечник  старый  и  добрый .  С  большими  добрыми   усами .
    Как  у  доброго  дедушки  Сталина .
    Да ,  разве  ж  тот  чёрный  волосатый  мог  пчёл – то  пасти ,  а ?  Стали  б         
они  ему  мёд  носить .  Как  же .  Да ,  ни  в  жисть !
       Так  я  думал  на  ивановской  пасеке .
        Была  тогда  ещё  такая.      
      Обо  всём  собирался  я  рассказать  об  этом  Вовчику .  И  сестрёнке  Ирке .
И  Лешке  Шиферблату  с  нижнего  зтажа .  О  русской  печке ,  и  козе ,  и  о 
пчёлах . 
      Уже  возвращаясь  летом  из  бабушкиной  деревни ,  сидя  у  окна  в  общем
вагоне   поезда  « Новгород – Ленинград» .
      Да ,  ведь  забыл .  Не  рассказал .  Вот  только  разве  сейчас               
      В  школу  меня  родители  отдали  в  другую .  Их  тогда ,  школ ,  было
очень  много .  А  нас ,  ребят  -  то   послевоенных  сколько  было !  Пошел  я  в
школу  не  на  улице  Петра  Лаврова ,  а  на  улице  Чайковского . 
      А   всё  могло  пойти  далее  по – другому .  Попади  я  в  школу ,  где  Вовчик
начал  знаний  набираться .  Ещё  с  прошлого  года .  И  мне  торопился  передать .
      Таким вот себе  вспоминаюсь  я  дошкольником .  Малопривлекательным . 
    
                ------------