Глава 18. Человек разумный

Давид Кацман
         

        Наступил   знаменательный  в  моей  жизни  и жизни нашей  семьи  год – 1995.
        5  июня я отмечал свое шестидесятилетие в семейной обстановке.  17   августа – последний   рабочий    день,  а неделя до этого, - проводы на пенсию на заводе.
        Я  решил  для  себя, что  по достижению пенсионного возраста не буду задерживаться на заводе, а сразу уйду.

        Этому способствовало ряд обстоятельств, о которых следует рассказать подробнее.
        Началось все с Игоря. После  окончания института он не   мог     устроиться      работать     по     специальности, (авиаотряды    распускались,    резко    сократилось  число рейсов самолетов),  не стал искать другую работу в Одессе и вернулся в Кировоград. Забрал семью, первое время они жили у нас, потом на частной квартире.
         Я  обратился к  директору завода  Бугрееву Г.В.  с  просьбой  выделить мне  дополнительную  жилплощадь, обосновывая  тем,    что за 33 года   своей работы на заводе, мои жилищные условия ни разу не улучшались. Я имел льготы, как ветеран труда, в нашей    двухкомнатной  хрущевке  на  4  этаже   было приписано 5 человек.
         Администрация    завода   пошла    мне  навстречу;   помогла   видно    и   политическая   обстановка. В  это время старые партийные  кадры,  опасаясь  за  возможные  последствия, вынуждены  были отказаться от существовавшей порочной практики   сокрытия  части  свободного жилого  фонда для  внутренних  нужд.
         На завод  была отдана  пустовавшая уже длительное время   2-х  комнатная   квартира  в  центре города.   
         Особенностью  этой квартиры было то, что она была полукомунальной, -  общий    коридор    на    двух   хозяев, вход  в комнаты и вход на кухню был с этого коридора.
         Комнаты      оказались      смежными,  с      высокими потолками.  Те,  кто  стояли  первыми в заводской очереди на получение жилья, от этой квартиры отказались.
         Я   дал   согласие, ждать   что - то  лучшее пришлось  бы очень   долго   и    неизвестно,  чем   бы    это    ожидание кончилось, -   строительство    жилья   в     городе     резко сократилось.
         В  этой   квартире   поселились  Игорь, Ирина  и наш внучек Дима.
   
         Игорь и Ирина  пошли  работать на «Гидросилу», Игорь   в     конструкторское    бюро по   трансмиссиям, - инженером  в  бюро    материалов, а    Ирина    во    вновь созданное  бюро по учету оборотной  тары в транспортном цехе.   
        Зарплата   у    них   была   не    высокая.         
        Учитывая   инфляцию   и   то, что   завод    перешел  на  4-х дневную неделю, часто  по    месяцу     простаивал,    приобрести   современную    мебель,  жить, не  испытывая  материальных    затруднений, -  об   этом  оставалось только мечтать.
   
         Отсутствие перспективы  на  улучшение   заставило Игоря   принять   решение   выехать на постоянное место жительства в Израиль.   Когда   документы     были   уже  готовы,   друзья    Игоря  посоветовали    ехать в   Германию,  путь этот  был  проверен, и  в 1993  году  Игорь с семьей уехали в Дортмунд.
        Спустя полгода, туда же уехал и Миша.
        Когда   Игорь  и   Миша оформляли  анкеты на выезд в  Германию на постоянное место жительства, я не принял это всерьез.
        Нам,  прожившим   всю  жизнь  в   одной    стране, не выездным, было  трудно   себе    представить,  что   можно свободно   поехать   за   границу, увидеть  жизнь  людей  в капиталистических странах, остаться там жить.
        Я  и  Долорес  решили   работать  до    пенсии, а потом    сама  жизнь подскажет, как поступить дальше.
        Так  и  произошло. Уже за год до пенсии стало ясно, что  жить, не   работая,   будет   трудно,   нечем    будет рассчитываться за квартиру, коммунальные услуги.
         Если   на   питание   денег  еще  хватит, при строгом режиме   экономии, то купить одежду будет уже не за что.
         Поэтому, когда  справляли  мой  60-летний юбилей, мы уже  точно  знали, что  спустя  несколько  месяцев уедем к детям в Дортмунд.
         Оформление   документов на выезд оказалось делом нелегким.  Нужно   было   также   оформить  документы на родную тетю, которую мы брали с собой.
         Пожилой,  больной  человек, с тяжелым  характером, - оставлять  ее  одну в  Кировограде было нельзя. Мы много лет   прожили  рядом  в  одном  доме,    помогали    ей   по хозяйству,  покупали   продукты, так  как последнее время она из дому не выходила.
         Приватизация   жилья  и продажа  2-х  квартир стоила мне  много  нервов  и  здоровья, а сам  выезд напомнил эвакуацию в годы войны, об это я расскажу отдельно.

         Но сначала я  опишу мои проводы на пенсию.
         Отмечать  мое  60-летие    собралось    более пятидесяти человек, - это те люди, с  которыми я бок о бок работал много лет, руководители завода, цехов и служб.
         Организовали  это мероприятие  в     заводской диетической      столовой,       уютном    зале,     хорошо оформленном, где   было  достаточно места для застолья и танцев.
         Была    приготовлена   вкусная  пища, позаботились и о напитках:    водка,     коньяк,   французское шампанское, минеральная   вода  «Поляна Квасова».
         Я  благодарен  руководству завода, всем работникам заводской   столовой  за  чудесно организованный юбилей, он станется в моей памяти на всю жизнь.             
         Михаил    Абрашкин  и      Виктор     Якутов      сняли видеофильм, он дает возможность наглядно воспроизвести некоторые моменты    этого     важного  и в то же время грустного для каждого человека события.
         Я    написал   стихи,    которые посвятил заводчанам, обещал     директору,    что напишу    историю   завода, к  70 – летнему юбилею.

         Вечер  открыл  М. М. Беленко, – зам.    директора по экономике, он сказал:

         « Разрешите поздравить юбиляра Давида Юрьевича с  окончанием    официальной     части    его      трудовой деятельности. Поздравить   его  с   достижением    такого великолепного возрастного  рубежа, порадоваться, глядя на   его  молодой,   цветущий вид,  на   его   супругу Долу  Яковлевну   и поблагодарить   его  за   то    большое дело, которое он сделал для нашего коллектива, для всех нас.   
         За   то   удовольствие,  которое  я лично испытывал, работая  рядом  с  ним  много  лет, а  контактировали мы в течение всего времени   совместной      работы на заводе и в то   же  время,  честно  говоря,  немножко грустно, потому – что рано или поздно наступает пора расставания.
         Это  может  случиться сейчас, может случиться через год, два, -  это  Давид  Юрьевич   будет  решать сам.    
         Обстоятельства  могут  заставить     покинуть  наш коллектив.  Но  навсегда  останутся  в  памяти  те хорошие годы,      лучшие годы    его жизни, лучшие  годы  многих из здесь  сидящих,   когда  мы  все  вместе  стремились сделать как можно больше для становления нашего коллектива.
            Д. Ю. прошел очень сложный путь.
            33  года   его   работы  на  заводе   оставили   очень  заметный   след,  начиная  с  цеха  №1, когда он принимал самое   активное участие во внедрении многих крупнейших в то  время   мероприятий, таких,  например,  как свертная  втулка взамен литой бронзовой.
            Д. Ю. стоял  у   истоков    нашей      работы      по совершенствованию      производства  и  труда, возглавлял  НОТ   многие   годы, а  когда  пришло  время нам выйти на   новый,  более   серьезный   уровень в вопросе механизации управленческого  труда,      внедрении      вычислительной техники, он   свой богатый опыт применил в составе нашего АСУП, будучи  тем  связным      звеном   между   действующим производством и  вновь создаваемой структурой, которого порой так  не   хватает,  когда  мы  хотим сомкнуть науку с производством».

            В. П. Григорьев, - главный инженер завода

           « Присоединяюсь ко всему тому, что сказал М.М., отмечая  Ваш    ежегодный   вклад  в работу предприятия, особенно хочу поблагодарить  Вас за    то десятилетие с 1963 по 1973 год,  когда  нам  пришлось работать рядом плечо к плечу.
           Поблагодарить  от  своего    имени,    потому что работать  с  Вами  было   истинное  удовольствие,  всегда можно    было  быть     спокойным  за тот участок, который Вы вели: надежно, последовательно, серьезно..» 
      
           В. Павлюк, - начальник отдела АСУП

          « Не  все  знают, что Д. Ю. обладает  даром решать поставленные  перед ним задачи оперативно, качественно   и  в  срок, даже  когда  было   особенно   трудно и, казалось, что зашли в тупик.
         Он  всегда  в    последнюю     минуту    находил единственное    правильное   решение:   всегда  впереди и на лихом коне».
      

                Памятный адрес коллектива отдела АСУП :


      
                Как жаль, что Вы от нас уйдете!
                Хочу я, обращаясь к Вам,
                От самых близких по работе
                Добавить к сказанным словам:

               
                Спасибо Вам за Вашу честность,
                За Вашу к людям доброту,
                За ум, за искренность, сердечность
                И в отношеньях прямоту


                Среди занятий Ваших новых
                Старайтесь нас не забывать
                Удач вам, крепкого здоровья
                И - внуков на ноги поднять!


                А возраст – вовсе не помеха
                Тому, кто молодой душой
                Желаем счастья и успехов,
                И радости большой, большой!   


               
          В.А. Ковылецкий, - главный  бухгалтер завода, бывший начальник отдела АСУП:

          « Действительно,   последние  12  лет мне пришлось работать       вместе  с    Кацманом Д.Ю.     Хочу     сказать откровенно,   в отношении   своих    характеров мы несколько противоположны  и    поэтому  он был для  меня примером: его   степенность,    рассудительность    всегда   была  перед глазами,      подсказывала,     как    нужно  себя  вести, как организовывать  дело.  Он     очень    мне  помогал,  мы встретились  с   ним  в    тот   период,    когда   наступило время сдачи и отчета, когда работали приемные комиссии, а комиссии тогда  действительно работали, рассматривали результаты.   
          И  вот   здесь Д.Ю.    проявил    себя    с самой хорошей   стороны,    как   замечательный   организатор, человек,     хорошо      разбирающийся  в любой ситуации, человек,  исключительно  грамотный, с добрым сердцем  и уравновешенным     характером,  за    что  я    ему   очень благодарен».

          И.С.  Корецкий, - зам. главного    инженера, в своем выступлении     сказал, что   Кацман сыграл не последнюю роль в его становлении, как технолога и далее:
          « Так    сложилась   жизнь, что я был начальником у сына Д.Ю.  Я ему  задаю вопрос: «Откуда  такая   мудрость у  папы, Игорек? –  « От  мамы». « Откуда     такая    доброта, Миша? (это второй сын). « От мамы».
        Поэтому,  полностью  присоединяясь к    тому, что тут говорили о Ваших добрых  делах, я  не  могу не вспомнить слова Ваших   сыновей. Разве Вы    были бы таким товарищем на уровне, если бы рядом с Вами  не шла верная,  дорогая, любимая супруга. Только она и  только  она  довела Вас до такой жизни (кондиции), - закончил И.С. под общий смех. 

           В. С. Рыбалко, начальник цеха №5:
               
          « Раньше    собирали     водяной     насос   вручную,   пришел   Кацман   Д.Ю.  и   говорит: « Ребята!  Смотрите,  Вы   каждый      выполняете   14   операций,   все комплектующие носите   сами, собираете  по 40   насосов в  смену. Я сделаю так, что 4 человека будут собирать за смену 400 насосов».
          И   буквально через  некоторое  время   появился   Тютин  В.А.  и  началась    работа   по   созданию механизированной   линии  сборки.  Приятно   вспомнить хороших  людей,  покойного  Женю Карамана, для которых работа была хобби.
         У Вас  была  настоящая  жизнь. Я   хочу, чтобы    она продолжалась в нравственном и во всех отношениях.
         Дай бог благополучия Вам и семье».

         Г. В. Лопатенко, -  главный технолог завода:

           « Здесь много говорили о заслугах юбиляра.
           Подытоживая  все  сказанное,     можно  сделать вывод, что Д.Ю. – разумный человек. И  это свойство этого человека     позволяет    ему  со  всеми  работать, со всеми контактировать  и  всем  с  удовольствием работать с этим человеком.
           Так  у меня     тост   по    этому  поводу: чтобы этот человек     работал  на    заводе  и,  не дай бог, кто – то из неразумных его уволит».
 
          В.З. Бехман,  - главный  конструктор  по нестандартному оборудованию:

          « Я  не буду рассказывать о его  работе, хотя   он мне скучать  не давал  и  больше    всех       выдавал заказы.  Я расскажу о   другой   стороне  его   жизни. У него таланты не   только    производственные,   я   хочу   напомнить, он участвовал в КВНе.
          Он   там   исполнял  роль  шахиншаха, ему    повязали    чалму, а   рядом с    опахалами    стояли    покойный  Алик Глейзер (рост 2.20) и Миша Бегун (рост 1.55).
         Перед ним танцевали девушки в   восточных  туалетах,  он только хлопал в  ладоши и  все менялось, я был всего лишь болельщиком,  я  хлопал, я балдел, я был всего лишь рыжим».
    
          Н. П. Профатило, -  начальник  отдела  труда  и заработной платы:

         «Мы с  Вами  Д.Ю.  долгие  годы работали вместе. Вы учили  меня  ходить  по  заводу, буквально   водили  за  руку,   учили   общаться с  людьми,  учили терпению, вниманию, спокойствию.
         Я  хочу  сказать, что  многое в  моем характере    я взяла от Вас, может быть не все Ваши черты, но Вы заложили   во мне  свое  зерно, проросло оно или не проросло, но долгое время  я называла Вас – мой любимый начальник. Вот свидетель –   мой   нынешний  начальник  М.М., он об этом знает, знает и Д.Ю.
         Сегодня    я   хочу   сказать, что  Вы  уже давно не мой начальник, но    все   равно  остались для меня – любимым начальником, спасибо Вам за все».

          В. Якутов, - начальник отдела кадров завода:

          « Я   вспоминаю  далекий 1964 год, когда учеником токаря  пришел   работать  на  участок   валиков цеха №1.   
          Работал  я   на   гидрокопировальных   станках, из-за  низких  расценок нам приходилось нарушать технологию.    
          Каждый   день  мы   все  ждали  это время –9.30 утра, когда по линии должен пройти технолог.
          Мы не  знали, как его зовут, но    это  была величина, которая могла подсказать и наказать.
          Что   поражало  меня  лично, так  это его   абсолютное    спокойствие. Если обнаруживал какое-то нарушение, то не возникало   никакой  нервозности, скандала,  но  всем было ясно, что нарушение будет немедленно устранено.
         Я  всегда   старался перенять   у Вас это  спокойствие, к  сожалению, это мне не всегда удается.
        Я тоже   причисляю себя  к  Вашим ученикам и очень многому еще хотел бы у Вас поучиться».

        В    заключительном  слове  я   поблагодарил всех присутствующих    за    те     теплые   слова, которые были сказаны в   мой  адрес, за пожелание творческих успехов, здоровья и счастья.

        Я  привел     некоторые      выступления    ни     ради самовосхваления.      
        Многое   сказано    было искренне, приведены      примеры   моей   инженерной деятельности, моего отношения к труду, к товарищам по работе.
        Приятно   сознавать,  что  жизнь   прожита  не зря, что   моя работа оставила заметный след на заводе.
         Ведь  не    всё  всегда  у  меня   получалось,  были  и   неудачи, было   не понимание,     мешала      излишняя скромность,   пятая графа,   о     чем   я    уже писал,   она связывала мне руки, не давала ходу. 
          Исходило     это,  в    основном,    сверху,    местные  руководители  были только исполнителями, правда, это  не  мешало им   видеть  положительные стороны моей работы.
          В  моем  бюро проходил стажировку сын секретаря горкома  партии  Валявский, брат главного конструктора, позднее   директора    завода, -   Желтобрюх,    будущий секретарь парткома Конченко и др.
         Рад, что у меня на заводе осталось так много друзей.   
         Моя  семья  всегда  жила  в мире  и дружбе со своими соседями   украинцами.    Долорес   уважали  и  ценили на работе,  не  хотели   отпускать  на  пенсию. Сыновья имели много друзей.            
             
                Мы в доме нашем мирно жили,
                Все нации в одной семье
                Антисемиты голосили,
                Качали лодку на волне
            
                Соседка  -  щiра  украiнка,
                Слезу  украдкой утерла: -
                « Не уезжайте, будьте с нами,
                Нам жить без Вас никак нельзя!

               
                Вернусь назад к родным пенатам.
                Где отчий дом и деда склеп
                За дружбу выпьем, как когда- то,
                И защитим ее от бед

 
         Нам очень не хватает нашей родины,  ведь место где ты   родился  и   вырос,   где  похоронены твои родители – это единственное  и самое дорогое место на земле, я хочу, чтоб об этом постоянно помнили мои дети и внуки.

        Присутствующие  на   юбилее   пели  много  красивых  мелодичных украинских и русских песен.
        Особенно   запомнилась   украинская песня, где были такие слова:


                Щоб наша доля нас не чуралась,
                Щоб  краще в свiтi жилося

   
        Я думаю, что к этим словам нечего добавить!