Чтец

Валентина Томашевская
Сходить в кино...

Учительница немецкого языка  на курсах в фольксхохшуле предложила нам посмотреть в кинотеатре фильм "Der Vorleser" - "Чтец" и потом побеседовать, обсудить его.  Желающих собралось немного: моя знакомая, русская немка, с сыном, учительница и я.
Нужно сказать, что это мое второе посещение кинотеатра за пять лет жизни в Германии. Снова  в малом зале, ибо зрителей, как и в прошлый раз, немного. Вот оно, время. Помните, как мы бегали в детстве в кино?  Билет на детский сеанс стоил 10 копеек, на взрослый - 20 - в двух первых рядах.  Билет здесь - семь евро.
Мягкие  зеленые кресла,объединенные темной деревяной планкой, садясь в которые непривычно тонешь, едва ли не до самого пола. Ряды кресел расположены не полукругом, а наискосок: помещение небольшое, боковое.   Из фойе - доносится легкий аромат воздушной кукурузы. Мини-журнал-ролик. затем темные кадры фильма. Сидящая сзади женщина спрашивает: "Это уже фильм начался?"  "Да,"- ответили мы.
В главных ролях  Кейт Уинслет (главная роль в фильме "Титаник") и Рэйф Файнс ("Список Шиндлера", "Грозовой перевал" и др.). Экранизировал роман Бернxарда Шлинка "Чтец" английский режиссер Стивен Дэлдри (2008).
 Временные пласты, сюжет лихо закручен, есть над чем подумать.
Тема  войны, Холокоста  раскрывается  в фильме ("Der Vorleser" снят по одноименному роману Бернxарда Шлинка "Чтец") под необычным углом: 15-летний гимназист, из состоятельной семьи, Михаэль, полюбил 36-летнюю женщину, ее зовут Ханна, она кондуктор трамвая.  Ханна неграмотна, но скрывает это,  и каждый раз, прежде чем лечь с ним в постель, она просит своего юного возлюбленного читать ей книги, которые юноша изучает в гимназии, и слушает с напряженным вниманием. Это и "Коварство и любовь" Шиллера, и "Дама с собачкой" Чехова, и "Одиссея" Гомера. Одняжды, прийдя к своей возлюбленной, юноша обнаруживает, что Ханна уехала,не попрощавшись с ним. Ее неожиданный отьезд он поставил себе в вину. Память о Ханне, об их любви оказалась глубокой и обрекла на неудачу его дальнейшие отношения с женщинами.
Спустя семь  лет Михаэль, заканчивая обучение на юридическом факультете, присутствует на процессе над группой бывших надзирательниц концлагеря в Аушвице, которых обвиняют в том, что во время "марша" в концлагерь Освенцим 300 заключенных-евреек, запертых ими на ночлег в деревенской церкви, по их вине заживо сгорели при пожаре: во время бомбежки в церковь попала бомба. На скамье подсудимых он увидел Ханну, и они узнали друг друга. Она обвиняется в том, что сознательно не открыла дверь барака во время пожара и тем самым обрекла на смерть  находившихся там женщин. Михаэль — единственный, кто понимает: Ханна не пренебрегла письменным распоряжением – она не могла его прочесть. Но, к своему изумлению, видит, что Ханна и не думает оправдываться, а принимает всю вину на себя.
Мы смотрим на все происходящее глазами молодого человека, который любил эту женщину.
И такое видение стало возможным лишь время спустя после войны. Он обращается к более опытному коллеге, но тот говорит ему, что таков ее выбор.
Ханну приговаривают к пожизненному заключению. Михаэль посылает ей в тюрьму кассеты с записями читаемых им книг. Писем в тюрьму он не напишет. Но его не покидает мучительный вопрос о том, что делать новому поколению немцев с ужасными фактами истребления евреев. Он признает, что и сечас, годы спустя после краха Третьего рейха происходит осквернение еврейсдких надгробий, множество старых нацистов занимают высокие посты в судах...Да и он, полюбив Ханну, разве не принял на себя часть ее вины? "Мои страдания от любви к Ханне в определенной мере повторили судьбу моего поколения, были немецкой судьбой, которой я не смог избежать..."
  Ханна, научившись читать, сверяя звучание текста по книгам, пишет Михаэлю письмо-записку. Автор и его герой, наблюдают за этими буквами научившегося писать взрослого человека.
Личная жизнь  Михаэля не задалась, и в этом часть вины Ханны; герой  расстался с женой, не прочны и его связи с другими женщинами,  иногда  он встречается со взрослой дочерью, которая живет в интернате.
Ханна, 18 лет спустя,  подает прошение об освобождении. Михаэль посещает  ее , но это уже не та Ханна, которую некогда любил юный герой...   Накануне выхода из тюрьмы Ханна лишает себя жизни
Денежные сбережения она завещает передать матери и дочери, уцелевшими в той трагедии.
"Неграмотность - это духовное несовершеннолетие, " - такова мысль автора.
И  мы понимаем, что   неграмотность унизительна, страшна, а грамотность тех, кто отдавал смертоносные  приказы?
 

 Эркер. Фото из википедии