Из истории Реформации. Лионские узники

Евгений Каширский
В апреле 1552 года пятеро молодых французских протестантов после обучения в богословской школе в Лозанне возвращались домой . Погостив несколько дней в Женеве, будущие пасторы отправились в Лион. По дороге они встретили жителя Лиона, который представился им как путешественник, возвращающийся домой. Ничего не заподозрив, молодые люди по прибытии в город приняли приглашение нового знакомого остановиться в его доме. Там они были арестованы и препровождены в местную тюрьму. Начался долгий (для того времени) судебный процесс над протестантами.

К делу пятерки французов не остались равнодушными реформатские церкви Франции и Швейцарии. Сразу же по получении известия об аресте молодых французов церковь Женевы близко к сердцу приняла судьбу молодых служителей. Особенную заботу по отношению к этим людям проявил Жан Кальвин. Несмотря на колоссальную занятость вопросами теологии и церковной практики, женевский реформатор никогда не оставлял без внимания своих друзей и знакомых. Стоит упомянуть, что полное собрание работ Кальвина включает в себя одиннадцать томов переписки, и это, заметьте, помимо десятков томов собственно теологических трудов. Письма Кальвина свидетельствуют о его христианском сострадании и искренней заботе о ближних, о его стремлении всегда поддержать своих друзей Словом Божиим и укрепить веру обратившихся к Богу.

В своих письмах к лионским узникам Кальвин увещевает их пребывать твердыми до конца в уверенности вечной радости и успокоения, уготованных им на небесах. Он напоминает им об обязанности утверждения исповедания Божией истины со смирением и терпением.

Пятеро недавних студентов, признанные виновными в еретичестве, подали апелляцию в парижский парламент. В это время власти швейцарского Берна безуспешно предпринимают усилия вызволить их из-под ареста. Между тем, перемещаемые в течение года, пока шел процесс, из тюрьмы в тюрьму, осужденные были возвращены из Парижа обратно в лионскую тюрьму, где и стали ожидать вынесения окончательного приговора. За все это время ни на один день присутствие духа не покинуло молодых служителей Реформатской Церкви. Наконец, 1 марта 1553 г. из парижского парламента они получили сообщение о том, что им предстоит быть сожженными на костре.

Эта весть быстро разнеслась повсюду и повергла в скорбь церкви Швейцарии, прежде всего Лозанны и Женевы. Кальвин, постоянно следивший за ходом судебного разбирательства и ходатайствовавший за молодых людей, так обращается к узникам в одном из своих писем: “... мы продолжаем пребывать в надежде, которую мы имеем в Нем и в Его святых обетованиях. Вы всегда были утверждены на этом верном основании, даже когда казалось, как мы и сами полагали, что может прийти помощь посредством определенных людей... Теперь же, в этот час, сама необходимость наставляет вас более чем прежде обратиться всей своей сущностью к Небесам. И поскольку дело представляется таким образом, что Бог использует вашу кровь, дабы ею запечатлеть Его истину, лучшее для вас – это приготовиться к осуществлению сей цели... Более того, братья мои, пребывайте в уверенности, что в нуждах ваших вы будете укрепляемы Духом нашего Господа Иисуса с тем, дабы вам не ослабнуть под грузом испытаний, и какими бы тяжкими они ни были, памятуйте о том, что претерпел Тот, Кто стяжал столь славную победу, которая посреди нынешних страданий есть надежный залог нашей грядущей славы.”

Лионские узники, предвидя надвигающуюся расправу, обратились с письмом в сеньорию Берна с благодарностью за участие в их судьбе, за свидетельства сопереживаний и усилий, направленных на то, чтобы узники были вызволены из лап “священной” инквизиции. В их письме были и такие слова: “Поскольку Богу угодно, чтобы наша кровь была в скором времени пролита за исповедание Его святого имени, мы считаем себя более счастливыми, нежели если бы мы были отпущены на свободу [...] ; после наших недолгих страданий Он примет нас в Свое небесное царство и дарует нам вечный покой ...”

* * *
16 мая 1553 года осужденным приказали готовиться к смерти. Они приняли это известие с благочестивым спокойствием. Приговоренные к смерти молодые люди вышли из темницы и направились к месту казни. На протяжении недолгого своего последнего пути реформаты пели псалмы и читали отрывки из Св. Писания.

Вот они приблизились к своим палачам. На лицах юных героев не было видно ни тени внутренних колебаний. Первыми взошли самые молодые, последним поднялся Альба, самый старший из пяти. Он обратился к стоявшему неподалеку лейтенанту по имени Тиньяк с просьбой.

— Каково же Ваше последнее желание перед смертью? — спросил лейтенант.
— Попрощаться с моими братьями.

Тиньяк удовлетворил эту смиренную просьбу. Альба поочередно обнял своих друзей, которые уже были связаны, говоря каждому из них: “Прощай, прощай, мой брат”.

Огонь запылал, но еще некоторое время из языков пламени были слышны голоса этих отважных мучеников за веру, укрепляющих друг друга словами: “Мужайтесь, братья, мужайтесь”.