демократия и христианство

Сергей Станиловский
Демократия и христианство

(1) Конгресс США постановил в 2003 году вынести скрижали с десятью Моисеевыми заповедями из здания Верховного суда США, расценив их более чем столетнее пребывание под крышей американской фемиды, как пропаганду Иудаизма, и, следовательно, ущемление прав других религиозных конфессий (таких, например, как англиканская церковь, в ноябре 2003 года посвятившая в сан Епископа штата Нью-Гемпшир Джина Робинсона, открыто заявляющего о своем гомосексуализме).
Почти одновременно с этим Евросоюз выдвинул Греции одним из условий вступления в него допустить, наконец, женщин на Священную гору Афон, потому что запрет посещения женщинами святого места есть, видите ли, дискриминация прав личности по половому признаку.
(2) Наивно полагать, что «ущемленные» в правах женщины «свободного» мира спят и видят, как бы им поскорее попасть на Христианскую святыню. Скорее всего, подавляющее их большинство и не подозревает о ее существовании, а те, кто и знают, то именно в связи с этим самым запретом. В Евросоюзе, вообще, плохо представляют, что такое гора Афон. Но важен принцип, который религия (будь то Христианство или Иудаизм) нарушает самим фактом своего существования. В чем он состоит? Равенство всех друг перед другом. Это тождество можно переформулировать, как равенство индивидуума самому себе - абсолютно бессодержательный принцип, ибо через него не может развиваться никакое духовное содержание в человеке. Принцип равенства (одинаковости) всех со всеми гласит: человек таков, каков он есть в данный момент, со всеми своими минусами и плюсами, и никто не в праве порицать его с точки зрения общественного мнения или морали, если сегодня он не вписывается в определенные общепринятые рамки (например, имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию). Никто не может сказать, каким он будет на следующий день, может быть, он станет лучше, а может хуже - это вне принципа рассмотрения его, как равного среди равных.
Может быть, он захочет стать лучше и прочтет какую-нибудь полезную книгу, а может, не захочет (что более вероятно),  и пойдет и напьется в ближайшей пивной - и то, и другое - его личное дело, его право. Он - свободная личность в свободной стране.
(3) Как известно, среднее - враг великого. Принцип равенства, распространяемый на каждого без исключения, подразумевает стандартный набор норм жизни, выходить за которые чревато. Все знают, как относятся к белой вороне в стае ее черных соплеменниц. Но усреднение уровня потребностей - это как раз и есть выхолащивание духовной стороны бытия из жизни людей, превращающих свои огромные города в гигантские муравейники, которые уподабливают живущих в них, вращающующихся в бесконечных циклопических людских водоворотах, по сути, жизни насекомых.
(4) Если мы продолжим формально развивать принцип тождества (равенства) объекта самому себе - для нас в данный момент не важно, что это за объект - человек, или какая-то часть человека, - то совершенно закономерно придем к абсурду, ибо, исходя из принципа равенства, нога может подать в суд на голову, потому что та ущемляет ее права, ибо голова только смотрит при ходьбе по сторонам, в то время, как нижние конечности, помимо того, что должны нести на себе груз бренного тела, еще и вынуждены слушаться сигналов центральной нервной системы и следовать туда, куда им приказывают, не имея относительно маршрута движения абсолютно никакого собственного мнения.
В принципе, у любой части тела нашлись бы претензии к голове, ибо к старости они почти все бывают разрушены неумеренным образом жизни, в вечной погоне человека за минутными удовольствиями, рождающими пресыщение, требующее, в свою очередь, все больших жертв со стороны здоровья в пользу наслаждений.
Все это звучит абсурдно, тем не менее, мы были абсолютно последовательны в применении принципа равенства предмета самому себе, взяв в качестве объекта наших рассуждений вместо человека части его тела.
(5) Всего этого не происходит просто потому, что человек не может изменить свою природу, он вынужден считаться со своим телом в том виде, в котором оно создано. Человек остается таким, каким его задумал Создатель, как бы первому не хотелось изменить положение дел. Ни о каком равенстве в теле не может быть и речи - ум поставлен во главе тела и все члены тела ему исправно служат.
(6) Но почему же то, чего не может произойти в человеческом организме, происходит в организме социальном, именуемом гражданским обществом? Ведь борьба за права женщин в глазах Бога, поставившего Адама главной над Евой выглядит так же абсурдно, как желание пришить ноги к ушам, «ибо не муж от жены, но жена от мужа, - И не муж создан для жены, но жена для мужа» (кор.11, 8-9)
Власть абсурда в обществе, выражаясь медицинскими терминами, есть принцип устроения общества, не совместимый с его жизнью. Чем же жив до сих пор современный мир? Так же, как и в случае с человеком, духовная смерть общества не всегда совпадает со смертью физической. Процесс разложения может затягиваться на года и десятилетия, а в обществе, поскольку это сложный и многообразный в своих взаимосвязях организм, - и на века. Внешняя жизнь общества продолжается - чернь собирается на ристалища, хлеба хватает всем желающим и даже с избытком, но это мертвое общество. Оно обречено самой своей мертвой сутью взаимоотношений между своими членами. Это равно относится к любым сообществам людей: будь то Древний Египет, или Рим, Ниневия или современный постхристианский Запад. Везде, где потребление ради, собственно, потребления становится главным смыслом существования, там тот час поселяются его неизменные спутники: общая развращенность нравов, алчность, честолюбие и ненависть, проявляющаяся в общей агрессивности друг к другу. Они замещают собой духовные (в первую очередь - Христианские) ценности, направляя общество в пропасть всеобщего упадка и разложения, которые приводят, в конечном итоге, к полному его исчезновению с лица земли.
(7) Интересно, что Западные идеалы равенства, которые, нивелируя потребности человека, приводят его к духовной пустоте, повторяют в своей основе «принцип пустотности» один из краеугольных камней учения Буддизма. Если человека рассматривать с этой позиции, то его нет - есть руки, ноги и прочие части тела. И если рассматривать каждый член в отдельности, то его тоже нет. Рука, например, распадается тоже на части: локоть, кисть, плечо. Те, в свою очередь, - на кожу, кости и мускулы, то же и другие члены. И так можно продолжать до бесконечности, вплоть до элементарных частиц. И получается, что мир есть танцующая иллюзия, основа которой пустота. Отсюда стремление буддистов стряхнуть ее оковы, отринуть привязанности к этому миру (любовь к Родине, к семье, к матери, т.е. то, ради чего человек привык жертвовать собой, и что в Буддизме именуется пристрастиями) и обрести Нирвану. Западный мир далек от Нирваны. Его снедают страсти. Обратимся к его культуре. Нет такой вывернутой наизнанку страсти, самой отвратительной и постыдной, которая не воспевалась бы, как продукт особого состояния души, т.е. нечто «духовное». Как все это противоречит Христианскому взгляду на вещи! 1-ое кор. ст. 12; 14-27:
«12. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. 14.  Тело же не из одного члена, но из многих. 15. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16. И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит телу? 17. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19. А если бы все были один член, то где было бы тело? 20. Но теперь членов много, а тело одно. 21. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23. и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24. и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25. дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27. И вы - тело Христово, а порознь - члены.»
(8) Общество кончается там, где материальные интересы подменяют духовные, основой которых является религия. Только между членами церкви Христовой, которая единственно может объединить любое общество, сохраняется та животворящая нить, которая соединяет (и может примирить) человека с Богом.
Толерантность, терпимость - очередные лозунги, поднимаемые на щит сегодняшней демократией, есть на деле отсутствие каких бы то ни было убеждений, пустота, неверие, и, в конечном счете, равнодушие к спасению собственной души, ибо нельзя быть добрым христианином и одновременно - защитником прав секс - меньшинств.
Общество только тогда жизнеспособно, когда повторяет своим строением Христианскую общину, которая и стояла у истоков современной цивилизации, 2 тысячи лет назад похоронившей языческую Античность. И то, что современный мир вместе со всеми своими идеалами возрождения гуманизма и просвещения с внешним сохранением всей христианской атрибутики вполне предал Христианство отнюдь, не спасает его от расплаты.
Глашатаям века сего, пропагандирующим в школах раннее половое воспитание, с сумасшедшим упорством проталкивающим свои программы на государственном уровне, конечно, ни к чему афишировать свои истинные интересы наживы. Но факт остается фактом - эффект от их пропаганды прямо противоположный. Число ранних абортов растет, растут и доходы тех, кто, не покладая рук, «борется» с этим злом путем его пропаганды.
Только Христианство, закладывающее в основу человеческих отношений такие понятия, как нестяжание, милосердие, смирение, любовь к ближнему превращает общество в жизнеспособный здоровый организм, не разъедаемый раковой опухолью равноправия.
Равенство серой массы отрицает Бога, ибо масса не желает видеть над собою пастыря. Самодостаточному человеку не нужен Бог. Он верит в себя. По сути, человек повторяет здесь путь первого падшего ангела, позавидовавшего могуществу Создателя Вселенной. Дальнейшая его судьба да не будет нашей судьбой!
(9) Признание власти церкви поперек горла лишь сатане, и, следовательно, торжество принципов демократии (т.е. прославление человека, как такового, вне его связи с Богом), отрицающих власть религии, как стимула для Спасения души каждого, на руку только дьяволу. Это он воюет против человека, сея повсюду коллективизм и демократию. Коллективное не ставит перед собой вечных вопросов, его идеал - муравейник, в создании которого глашатаи века сего, несомненно, преуспели.
В оболванивании - спаивании, как в России, или в скармливании, как на Западе, - масс - прямой путь к власти. Сатана не первое тысячелетие рвется наверх, ничего нового. Те, кто стремятся туда же, идут с ним рука об руку, но плата за это - ад, муки которого не компенсируют человеку все сокровища мира.
(10) Торжество принципов демократии над духовными, прежде всего - религиозными основами общества, - есть свидетельство не консолидации, но разложения Западной цивилизации, каждым своим шагом неминуемо приближающей нас к исполнению библейских пророчеств.