История французского, латунь и древнежреческий

Лариса Миронова
(Полезем в дебри древнегреческой фонетики).


Древнегреческое ударение

Это весьма существенная часть языковой просодики - ведь ударение определяет ритмическую структуру слов и предложений. Носителем этих свойств однако является не отдельный звук как таковой, не фонема, а мельчайший отрезок речи, который устанавливается в речевом потоке как на слух, так и на мускульное ощущение. Это чаще всего слог или более мелкая единица - сам слог делится на части, когда внутри слога возникают различного рода оппозиции - силы звука или движения тональности.

Такая мельчайшая единица называется "мор" (запомним этол слово, оно нам ещё пригодится).

В греческом, как и в русском, счет по морам играет огромную роль, т.к. оба этих языка хорошо различают долгие и краткие звуки. В основе этого различия как раз и лежат особенности ударения.

К примеру, в немецком тоже есть отличия долгих и кратких гласных, но нет счета по морам.
Немецкий язык с ними незнаком. и тут имеет роль наличие двух видов ударения - острого и облегченного, которое делают на различных частях долгого гласного звука. Греческий долгий двухморный, краткий - одноморный. В конечном счете 2:1 для всех гласных. Это неизменное соотношение.

В русском же языке царит в этом смысле полный произвол - свобода творчества...

Гласные разного качества имеют разную длительность и соотношение долгих и кратких гласных, с точки зрения их длительности, может быть самым разным.

2:1 - это не отношение времени, а отношение двух мор к одной море, причем сами моры е изохронны, т.е. не требуют одинакового времени для своего произнесени
Древнегреческий язык работает "по упрощенке" и в других ситуациях: он приравнивает закрытый слог. содержащий краткий гласный, к слогу, содержащему долгий гласный

- уловка как избежать длинного ряда кратких слогов.

Вот ещё одна характерная особенность гречесвкого языка,работающая по той же упрощенной схеме.
Греческое стихосложение основано на простом чередовании долгих и кратких слогов, причем долгий приравнивается к двум кратким. Тут уже схема такая - 01...

Античная грамматика не могла не обратить внимание на эти вещи - и она обратила, но не до конца: не довела до ума эти наблюдения, а лишь их констатировала. И дело, вероятно, в том, что она просто не смогла в этих дебрях как следует разобраться. Причина простая - им мешаоло принятое слогоделение.

Античная грамматика определила в качестве наименьшей единицы речи букву. Обычная грамматическая традиция, идущая от принудительного слогоделения, установилась ещё в
источниках, датированных 2 веком до н.э. в эпоху микенского слогового письма, рекомендует относить к последнему ударному слогу любую группу согласных, способных
начинать греческое слово. Чтбы в таких условиях определить долготу первого слога, приходится прибегать в искуствнным построениям.

Далее.
Греческая грамматическая теория различает слоги, долгие по природе, содержащие долгий гласный звук, и слоги, долгие по установлению. К этой категории относят те слоги, за гласными элементами которых следуют два или более согласных. Как только было сделано это открытие, исследователи древнегреческого быстренько перетолковали термин "по установлению" на термин "положение в слове", ибо написано было - "позитионе".

И тогда уже получилась полная нелепость - факторами долготы слога при неизменяемой краткости его гласного элемента оказываются звуки, принадлежащие к другому слогу. И эта странная теория так и сидит в учебниках древнегреческого по сей день!

Однако справедливости ради отметим ещё один казус среди множества книг по фонетике, авторами которых являются древние греки, есть всё же одна (1!), выпадающая из ряда!

Это книга Дионисия Галикарнасского, который в трактате "О сочетании имён" излагает фонетическую теорию абсолютно верно - так, как понимают её сейчас лучшие русские лингвисты. Но книга эта имеет одну странность - в ней нет ни одного конкретного примера - поэтому можно предположить, что речь идёт вовсе не о древнегреческом языке.
С Гомером тоже не всё ясно - рифмы Иллиады и Одиссеи не вполне соответствуют ионическому диалекту, а текст восходит к аттической редакции.
Кроме того, ударение фиксировано на последнем слоге, но иногда встречается эолийское ударение - на первом слоге.

Однако установлено, что слова в древнегреческом имели (за исключением последнего периода) свободное ударение, оно не было прикреплено к одному определенному месту. Свободный характер ударения есть и в русском языке, но древнее место его во многих случаях изменилось.

Многие фонетические особенности древнегреческого будто нарочиты, их нельзя отнести к индоевропейскому прошлому, и это никак не объясняется. То есть этот язык грубо выпадает из весьма дружного семейства древних языков.