Зеркальная маска - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, Великобритания, 2005

Сценарий: Нил Гейман, Дэйв МакКин       Режиссер: Дэйв МакКин        В главной роли: Стефани Леонидас

Попытайтесь пересказать своими словами сюжет "Алисы в стране чудес". Жила-была девочка Алиса, однажды, погнавшись за говорящим кроликом, она провалилась в кроличью нору и там ее ждал волшебный мир со странной логикой и сдвинутой набекрень причинно-следственной связью, а также всевозможные приключения в окружении необычайных существ, порожденных богатейшей фантазией Льюиса Кэрролла. Уныло? Мало сказать, ужасно.

Вот такое же благодарное занятие - пересказывать сюжет фильма "Зеркальная маска", который авторы (писатель Нил Гейман и художник Дэйв МакКин) не доверили снимать никому, а создали от первых до последних кадров сами. В конце концов, кто может стать лучшим режиссером произведение? только тот, кто идеально понимает автора, а еще лучше - сам автор, если он владеет навыками сценического мастерства. Ну, а ежели у автора фантазия хлещет так, что обзавидуются все фонтаны Петергофа вместе взятые, если у него талант, чтобы создать потрясающий сказочный полуторачасовой ряд видеообразов на фоне фантасмогоричных ландшафтов, то ему и карты в руки. Откровенно скажу: если бы мне хотелось видеть экранизацию "Алисы в стране чудес", то только в режиссерском исполнении Дэйва МакКина.

Что я всё об Алисе, когда "Зеркальная маска" сама по себе оригинальная и гениальная вещь? Да просто в фильме очень много перекличек с Кэрролловской сказкой, на которые авторы то и дело обращают внимание зрителя.

Ну, а теперь, собственно, когда я объяснила, насколько неважен сюжет, я его все-таки кратко перескажу. Ибо от того, что вы узнаете, о чем в фильме речь и чем дело кончится, ваше восприятие фильма, когда вы будете его смотреть, не ухудшится. Правда, чем кончится, все равно не скажу. Ибо дело принципа.

Итак, цирк шапито, буйство красок и движения, громкая бравурная музыка, аплодисменты в зале, а за кулисами - бросая вызов всему миру, пятнадцатилетняя Хелена, девочка-жонглер из цирковой династии, создает свой собственный рисованный мир - фантастический, угловатый, странный, где у людей маски вместо лиц, но живут там далеко не только люди. Хелена не хочет работать в цирке, она ссорится со своей матерью, оскорбляет ее, а через несколько минут, по стечению несчастливых обстоятельств, скорая помощь увозит ее мать в больницу. Предстоит тяжелая операция. Сжигаемая чувством вины и страхом потерять мать, Хелена забывается в тяжелом сне, где как ей кажется, она взглянула в зеркало и увидела свое, но при этом чужое, не принадлежащее ей, лицо.

Проснувшись, Хелена выходит из квартиры и постепенно, очень незаметно, попадает в свой собственный рисованный мир над которым нависла угроза уничтожения. Этот мир разрушается на глазах. Спасти его может лишь тот, кто разбудит Белую Королеву (она же мать Хелены), а для этого необходимо отыскать талисман - зеркальную маску.

Попутно выясняется, что маской воспользовался другой персонаж - принцесса, дочь Черной Королевы, двойник Хелены из сказочного мира, такая же в точности девочка, но в ней воплощен весь подростковый негативизм - нет ни любви, ни сострадания, ни уважения к ближним. Найти талисман для Хелены - значит, спасти Белую Королеву и ее мир, но так же это и возможность вернуться в реальный мир, отправив восвояси самозванку, это возможность отстоять в себе светлое, отказавшись от темного. Вот тут-то и начинаются приключения Хелены в волшебном мире со странной логикой и сдвинутой набекрень причинно-следственной связью в окружении необычайных существ, из коих меня более всего впечатлили кошки-сфинксы, питающиеся книгами, пингвиноорангутанги, плавающие по воздуху косяки рыб и пара самых настоящих гигантов.

Удачного просмотра!
Фильм рекомендую к просмотру. 11 баллов из 11.