Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Анатолий Просняков
Одноактная пьеса по мотивам пьесы Н. Гоголя «Ревизор».

 Продолжение для дочери Насти, спросившей: «Что дальше?».

Действующие лица те же, что и в последней сцене «Ревизора».

Немая сцена, которой закончилась пьеса «Ревизор», продолжается минуту. Потом городничий первый жалобным голосом вопрошает окружающих.
Городничий. Господа, что же будем делать-то?
Земляника. Ай, я-яй! (чешет затылок).
Бобчинский. Я знаю, знаю, как надо поступить!
Добчинский. Нет, нет. Господа, я лучше знаю. Я сразу понял, кто он, но не успел сказать.
Бобчинский. Нет, я лучше знаю. Надо нам, господа, гнаться за ним.
Добчинский. Нет, это я сказал, что надо гнаться за ним.
Городничий. Да помолчите вы, черти! (в раздражении). Я спрашиваю, господа, что будем делать? Кто пойдет со мной к ревизору? Аммос Федорович?
Кое-кто на цыпочках выходит со сцены.
Ляпкин-Тяпкин. У меня, пожалуй, судебное заседание-с, да, надо идти заниматься-с, много, очень много дел.
Городничий. Знаю я ваши дела. Все, все старались жить в свое удовольствие, так все и пойдем к ответу.
Жандарм. Господа, прибывший из Петербурга чиновник требует вас немедленно! Он ждет в своем номере!
Городничий. Передайте его высокопревосходительству, что нам надо собрать необходимые документы.
Жандарм уходит.
Марья Антоновна. Папенька, а можно я пойду туда?
Городничий. Это еще что такое?
Анна Андреевна. Да мы вместе пойдем, вместе!
Марья Антоновна. Нет, маменька, я одна пойду!
Анна Андреевна. Ты не знаешь, как обращаться с их высокопревосходительствами!
Городничий. Ладно, идите уж. Расскажите ему о нашем городе, как хорошо здесь живется.
Земляника. (Икает). Ик, ик, может быть, приготовить обед?
Городничий. Да какой там обед! Наелись уже, сыты!
Марья Антоновна. Я пойду, папенька?
Земляника. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Анна Андреевна. Мы пойдем (в один голос)!
Городничий. Идите. (Машет рукой. Женщины уходят). Мы пропали! Горе тому, кто живет неправедно, кто живет за счет другого, ему всегда мало, ему хочется больше и больше! Но приходит время расплаты. Что нас ждет? Тюрьма? Позор? Или этот окажется таким же плутом, как и тот? Нет здесь честных людей, но где они есть? Я вас спрашиваю!
Земляника. Ваше-ство! Вы же сами говорите, что нет честных людей, а если есть, то – трусы! Поглядите!
Показывает рукой вокруг – никого нет, они остались вдвоем, все постепенно разошлись. Последними на цыпочках вышли Бобчинский и Добчинский.
Земляника. Нет неподкупных чинов. Надо найти денег, много денег, столько, чтобы это уже не было взяткой. Взятка – это сто рублей. А миллион – это уже дружба навеки. Да у нас все правители такие! Они только и думают о себе, а не общественной пользе! Кому есть дело до нас, до нашей провинции? Там – столица, там законы творят для нас, для них закона нет! Соберем всем миром, выживем! И не такие времена переживали!
Городничий. Сколько же ему надо, сколько? У меня столько нет!
Земляника. Найдем, найдем! Им нужны такие, как мы! Зачем им честные чиновники? Кто им подаст на жизнь? У честного денег нет, а им нужны деньги! Нам надо узнать, каков его уровень честности: десять тысяч, сто, а может, хватит пяти?
Городничий. А как запросит миллион?
Земляника. А пусть просит! Как увидит, что взять с нас нечего, и на десять тыщ облизнется! Пойдемте, ваше-ство, пойдемте. Анна Андреевна ждет вас.
Уходят, полуобнявшись, как друзья по несчастью.

Сцена пуста.