К 400-летию битвы у стен монастыря святого Макария

Александр Кожейкин
 Памяти моего друга Сергея Владимировича Кустова, рано ушедшего из жизни.

По тем или иным причинам многие события в истории нашей Родины до сих пор освещены недостаточно или же их историческая интерпретация и отражение в СМИ не соответствуют подлинному историческому значению.

– Например, битва под городом Калязином Тверской области в августе 1609 года, – обратил мое внимание при нашей последней встрече тверской краевед, издатель и писатель Сергей Владимирович Кустов, – об этом событии стоит упомянуть не только потому, что недавно отмечалось 400-летие сражения. Разгром интервентов под Калязином вызвал подъем патриотического движения. После победы русского оружия в этой битве вслед за Переславлем-Залесским была освобождена Александровская слобода, Троицкий Сергиев монастырь и Дмитров. При приближении русского войска к Москве войска Лжедмитрия II, осаждавшие столицу, вынуждены были снять осаду и бежать.
Для того, чтобы утверждение о важной роли битвы у города Калязина не было голословным, совершим небольшой экскурс в историю. Московское государство в начале XVII века переживало времена смуты. Зимой 1606 – 1607 года в Литве появился новый "царь Димитрий", вошедший в историю как Лжедмитрий II или Тушинский Вор.
В мае 1607 г. Лжедмитрий II перешел русско-польский рубеж, объявился в Стародубе и был признан населением. Войско Лжедмитрия II пополнилось, и в сентябре этого года он во главе отрядов польских наемников, казаков и русских "воров" смог продвинуться в сторону Москвы.
8 октября самозванец разбил под Козельском царского воеводу князя В.Ф.Мосальского. В январе 1608 г. Лжедмитрий II взял город Орел, а весной двинулся к столице. Во главе войск самозванца встал литовский гетман Роман Рожинский. 30 апреля – 1 мая 1608 г. армия Лжедмитрия II разгромила под Белевом царского брата князя Дмитрия Шуйского. В июне Лжедмитрий II появился под Москвой и обосновался станом в селе Тушино. По названию своей резиденции Лжедмитрий II получил закрепившееся за ним имя Тушинского Вора.
Тушинский лагерь представлял собой собрание людей различных народностей и сословий (русские, поляки, литовцы, донские, запорожские и волжские казаки, татары, беглые крепостные крестьяне, обнищавшие горожане, разные преступные элементы), объединенных под знаменами нового самозванца ненавистью к Шуйскому и стремлением к наживе. Подступив к столице, самозванец попытался с ходу взять Москву, но натолкнулся на упорное сопротивление царского войска. Тогда воеводы Лжедмитрия II решили блокировать столицу, перекрыв все дороги, по которым шло снабжение города и сношение Москвы с окраинами. С этого времени «тушинцы» предпринимали регулярные походы на север и северо-восток, в города Подмосковья, стремясь отрезать Василия Шуйского от районов, традиционно его поддерживавших – Поморья, Вологды, Устюга, Урала и Сибири.
Понимая серьезность положения, царь Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX. В Новгород для переговоров со шведами был послан князь М.В. Скопин-Шуйский, успевший к тому времени проявить себя как талантливый воевода. Ему удалось собрать в северных областях русское ополчение в 3 тысячи человек и привлечь наемные силы шведов. 10 мая 1609 г. он двинулся из Новгорода "на очищение Московского государства". Рать выступила 10 мая 1609 года из Новгорода на помощь Москве.
«Тушинцы» попытались воспрепятствовать походу, встав на пути вначале в Торжке, а затем в Твери, но были разбиты. Битва 11 - 13 июля за Тверь была особенно ожесточенной. Располагая недостаточными силами, князь Скопин-Шуйский был вынужден изменить план похода и с остатками войска пошел не к Москве, а вниз по Волге в сторону Углича. К 24 июля его войска оказались в городе Калязине. Здесь князь Михаил понял, что под защитой Троицкого Калязинского монастыря, названного в народе Макарьевским, он имеет идеальное место для размещения военного лагеря. К тому же монастырь идеально перекрывал все северные дороги к столице, занимая выгодное стратегическое положение.
Из Калязина во все края московского царства полетели гонцы с просьбой о помощи. И русские земли откликнулись: к концу августа войско Скопина-Шуйского насчитывало до 15 тысяч воинов.
Воевода тушинцев литовский гетман Ян Сапега, державший в осаде Троицкий Сергиев монастырь, увидел большую угрозу в лице князя и решил первым напасть на калязинский лагерь. Войско, состоявшее из «крылатых» гусар и казаков, которое он повел к Калязину, насчитывало по русским источникам до 20, по польским – до 10-12 тысяч солдат.
Столкновение двух ратей произошло 28 августа 1609 года. Во имя благополучного исхода битвы накануне был отслужен молебен, и игумен Калязинского монастыря благословил князя Михаила на подвиги.
Тушинцы расположились на высоком месте правого берега Волги там, где сейчас Богоявленская церковь в Заречье. Огибавшая это высокое место река Жабня (шириной в те времена в 10-20 метров) имела заболоченные берега. Основные силы Скопина-Шуйского располагались на левой стороне Волги.
Сражение началось с наступления передовых отрядов царских войск, возглавляемых воеводами Головиным, Валуевым, Жеребцовым, и шведской пехоты на передовой отряд самозванца. Когда изменники с поляками и литовцами, перейдя Жабню через переправу, вошли в соприкосновение, русские стали отступать, а затем побежали, но не к переправе, а к заболоченному берегу в стороне от нее. Это отступление было военной хитростью. Оказавшись перед болотистым берегом Жабни, русские отряды расступились в обе стороны, а первые ряды «тушинцев» под напором следующих рядов были втиснуты в болото. Они начали давить друг друга, возникла паника. Русские же, сомкнув свои ряды с двух сторон, напали на врага и нанесли ему ощутимый урон. Остатки передового отряда тушинцев бежали к расположению своего лагеря, а русские отряды ушли за Жабню в укрепленный острожек около переправы через Волгу.
«Тушинцы», разъяренные неудачей передового отряда, двинулись на позиции русских, пытаясь выманить пехоту из городка в открытое поле, где их кавалерия имела бы преимущество. Но Скопин-Шуйский избрал оборонительную тактику, отдав приказ не трогаться с места. Семь часов, изматываясь, войска Лжедмитрия II бесплодно бросались на приступ.
Когда стали опускаться сумерки, князь Михаил решил, что пришла пора решительной контратаки. Русские ратники собрали все силы и двинулись вперед. Уставшие «тушинцы» стали отступать за Жабню. Воодушевленные ратники усилили напор, достигли обозов войска Сапеги и продолжали теснить их дальше. Враги не выдержали и побежали по дороге на Углич.
Их преследовали на протяжении 15 верст до Рябого монастыря, где у «тушинцев» находился основной лагерь. Из-за наступления темноты русские отряды возвратились в Калязинский лагерь. Спустя день литовское и казачьи полки ушли к Троицкому Сергиеву монастырю, а русское войско оставалось у Калязина еще около месяца, продолжая наращивать свои силы.
Накопив достаточно сил Скопин-Шуйский пошел осенью к Москве, последовательно освобождая от сапежинцев Переславль-Залесский, Александровскую слободу, Троицкий Сергиев монастырь, Дмитров. При приближении его войска к Москве «тушинцы», осаждавшие столицу, вынуждены были снять осаду и бежать.
– На мой взгляд, значение битвы под Калязиным недооценено, – сказал мне тогда С.В. Кустов. – В случае успеха самозванца под Калязином, без сомнения, затем пали бы и изнемогавший от осады Троицкий Сергиев монастырь, а затем по цепной реакции – и сама Москва, что привело бы, в свою очередь, к полному распаду Московского царства.
Главное значение Калязинской битвы состоит в том, что с этого момента началось широкое народно-патриотическое движение, которое после преждевременной смерти князя Скопина-Шуйского возглавили сначала братья Ляпуновы, а затем Кузьма Минин с князем Пожарским, окончательно изгнав интервентов с русской земли.
Примечательна вот какая аналогия. Подобно тому, как вдохновителем победы русского народа в Куликовской битве считается Сергий Радонежский, такую же роль в битве у стен монастыря играет Преподобный Макарий, памятник которому открыт два года назад в городе Калязине. С его именем на устах шли в бой и погибали русские воины.
И личности талантливых военачальников Димитрия Донского и князя М.В. Скопина- Шуйского поразительно похожи. Вот только о последнем известно не всем и очень мало.

Попала мне в руки пять лет назад одна книга, которую в руки взять было страшно - настолько она была ветхая и старая. Дал мне её мой дядя. На пожелтевших от времени страницах книги «Троицкий Колязинъ». Первоклассный мужской монастырь» автора иеромонаха Павла Крылова, составленной по древним грамотам и другим документам, хранящимся в архиве монастыря, напечатанной в Калязине в типографии Семиустова в 1897 году, читаю: «За великие подвиги преподобнаго Макария Господь, по представлении его, не только удостоил сугубой славы в царствии небесном, но и прославил имя его и на земле – в явлении нетленных мощей его, которые обретены в 1521 году через 38 лет со дня смерти».

Ныне нет монастыря, затопленного плотиной Угличской ГЭС, но жива слава святого подвижника и покровителя земли русской. Как жива память тысяч русских воинов, отдавших свои жизни в борьбе за независимость нашей Родины и павших под стенами города Калязина.