Размышления на досуге о танце

Катерина Левина
                Группой же танцевать проще. Это же нельзя совместить с хастлом.
                Из подслушанного в раздевалке.


Танцевать вообще сложно. Импровизационно или постановочно, одному или нет – танцевать сложно Рекламные слоганы, обещающие «научить красиво танцевать за 1 месяц» или «стать чемпионом за год» считаю не более, чем трюком, обеспечивающим приток новых живых денег.
Танец – это «гун-фу» в его изначальном смысле – искусство, требующее постоянного совершенствования от мастера. А поэтому, любая кажущаяся здесь лёгкость – результат многодневной и многочасовой пахоты в зале, часы и дни контроля, расслабления и напряжения.
Ни солисты, ни пары, ни ансамбли, занимающиеся танцами достаточно долго не бдут сравнивать или делить мол вот так танцевать проще, а так сложнее. Везде свои трудности.
Основными, на мой взгляд являются:
; Необычность движений в отличие от повседневной пластики
; Необходимость взаимодействия
; Интерпретация музыки
Непривычные движения входят в тело постепенно. Большинство начинающих взрослых, в юности своей закончивших заниматься физкультурой ещё в ВУЗе, не имеют опыта пластического восприятия и копирования. Тут мы подходим к одному очень важному аспекту: как учиться и как преподавать? Методика хорошо работающая для большинства детей «Я делаю, вы- повторяете» не работает с этой же эффективностью для взрослых групп. Что делать? Объяснять механику? Да, конечно, но соблюдая принципы личностного подхода. Людей, желающих танцевать для себя, ради некоего «фитнеса» загружать сложностями мелкой танцевальной моторики нецелесообразно. Здесь более уместным будет объяснение некоторых основных общих принципов танцевания:
• Движок
• Основной шаг
• Вращение
• Прыжок
• Поддержка, или трюк
Это поможет снять трудности освоения новых движений.
Людям же стремящимся усовершенствовать свою двигательную базу, расширить диапазон танцевальных познаний, объяснение логики движения, моторики необходимо. Ибо танцор- не просто «машина для исполнения», но и сознающий субъект, в особенности взрослый, подготовленный человек, а низводить его до уровня «шагающего автомата» будет если не пренебрежением к его личности, то неуважением точно.
Об осознанности стоит сказать отдельно, переходя к нашему следующему пункту – взаимодействию. Взаимодействие присутствует всегда.  Будь то сольная партия – здесь взаимодействует артист и зрители, будь то парное танцевание, или же танцевание коллективное.
Взаимодействие танцора и зрительного зала присутствует во всех видах танца. Интересующихся сразу отправляю к работам Станиславского и к людям, занимающимся театром и игрой на сцене, поскольку данный вопрос рассмотрен ими всесторонне и нет нужды заниматься цитированием. Именно актёрское мастерство помогает сделать танец танцем, помогает перейти от набора движений, «повторения танцевальных слов» к «рассказу» собственной истории.
Во взаимодействии в паре можно выделить «внешний» и «внутренний» стили.  Внешний – ведение. Внутренний – энергетическое и эмоциональное взаимодействие. Танец – это своеобразная медитация. Парный танец – парная медитация. Здесь есть одно немаловажное, но столь часто упускаемое состояние, которое охарактеризовано мастерами тай-цзи как «слушать». Это тонкая направленность  вашего внимания на партнёра. Исходя из него строится всё: и удобство танцевания, и красота, и импровизация.
Коллективный танец требует взаимодействия не только с залом, но и с каждым члем группы. Ведь в ней не только «все делают одно и то же», но и делают это вместе. Создание рисунка, общего энергетического посыл обеспечивается именно «слушанием».
Теперь о музыкальности. Для всех танцоров главным и ведущим моментом  была и остается музыка. Если смотреть глубже – то обе её составляющие: ритм и мелодия создают канву для танца.
Восприятие музыки изначально строится  на восприятии ритма. Эты способность можно развить, на это направлены ряд упражнений (хлопки, дроби с определённым ритмическим рисунком и т.д.) и умение «считать музыку». С мелодией дело обстоит сложнее. Это уже некоторая «тонкая материя», крепко сцепляющаяся с упомянутым состоянием «слушать». Если во взрослом человеке не развито эстетическое чувство, то как его развивать? Моих познаний тут не хватает. С удовольствием воспользуюсь вашими советами.
Подведём итоги нашему размышлению. Сложности обучения танцу преодолимы. Как преодолимы любые вызовы Силы. Овладение «гун-фу» всегда подразумевает как изучение внешнего, так и внутреннего стиля. Мои размышления направлены именно на внутренний стиль, на то, как научить себя танцевать, как достичь танца, уйти от аэробики к творческому движению.