9. Философия Аттилы

Петр Золин
Философия Аттилы

Имеют ли властители и политики свою философию ?! Можно спорить – какую, но безусловно. Выходившие на земли Западной Европы и Северной Африки скифские народы отчасти пополняли и элиту Римской империи. Это стало особенно очевидно примерно с 3 века н.э., когда натиск Востока на Запад вновь усиливался. Пока пропустим «готскую историю» Скифии, но обратим внимание на гуннскую.
Философия – не столько умные слова, но и умные (эффективные) действия.
Гето-Аланские ( Шалонские) поля недалеко от будущего Парижа – яркий и сложный символ достижений позднеантичных народов Великой Скифии, в которой к власти века на два пришли полиэтничные гунны. Гуннию с тыловыми базами преимущественно на территории нынешней России (особенно Поволжье, да отчасти и Приильменье) и ее соседей составляли десятки различных народов, включая часть готов и особенно происходивших из венедов - славян и антов. Такую мощную державу без соответствующей идеологии было бы не создать.
Шалонская битва 451 г. во многом начинала средние века для Европы, Шелонская битва под Новгородом 1471 года http://ru.wikipedia.org/wiki/Шелонская_битва как бы принципиально завершала средние века для Новгородской земли и Руси.

 
Империя «князя Роша (Роса)» времен Аттилы как империя Гунния
http://zhurnal.lib.ru/m/magnum/attila.shtml

Гунния, обеспеченная умами и силами пращуров и россиян, все еще нередко пребывает вне отечественной истории (тем более – прошлого Северо-Запада России, Новгородской земли). Ее почти не включают в российские учебники «Отечественной истории». Но Гуннию все более чтит Интернет. Венгры особенно не забывают. Да и тюркские народы России. Гото-аланский историк Иордан менее чем через век после смерти Аттилы привел подробности о венедах, славянах и антах. А о происхождении гуннов сообщал следующее.

Король готов Филимер (имя созвучно онониму Илмер), сын великого Гадариха (Гунигорд и Гардарих – в частности, - герои Иоакимовской летописи), после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами (в 6 веке их связывали и со славянами) и вступил примерно во 2 веке в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени (народа) несколько женщин-колдуний (язычниц, ведьм ?), которых на родном языке (Patrio sermone) называл галиуруннами
Сочтя их подозрительными, Филимер прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда бродящих по бесплодным пространствам колдуний увидели нечистые духи, то смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, — малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи.
Прокопий в 6 веке отмечал, что славяне происходят из споров (селившихся разбросанными поселками) и во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. Прииск в 5 веке при дворе Аттилы отметил явно славянских бояр типа Онегесия, славянские обряды (парные бани, пиры-стравы на поминках, квас и т.п.). Да и степные кочевники явно не тяготели к строительству деревянных хором, из которых состоял город Аттилы.

Галиурунны (haliurunnae) - готское слово, соответствующее древневерхненемецкому alruna от готского «runa» («тайна») и современному немецкому Alraune. Слово alruna обозначало некое демоническое существо — ведьму, колдунью, прорицательницу («maga mulier», по объяснению Иордана). Легенда о происхождении гуннов от галиурунн и злых духов, блуждавших в степях, создалась, вероятнее всего, в христианской среде, где хотели подчеркнуть «нечистую», «демоническую» природу гуннов, где Аттила – бич божий. Иордан, не говоря об источниках сказания, вставил «как передает древность» («ut refert antiquitas»), т. е. либо древние книги, либо древняя молва. Легенду о таком происхождении гуннов повторяли в течение ряда веков. Она в XIII в. появилась в сочинении «Dialogus miraculorum» монаха из прирейнских областей Цезария Гейстербахского. Он писал о безобразных женщинах («mulieres deformes»), изгнанных готами и блуждавших в лесах, о встрече этих женщин с демонами и о порождении ими могущественного племени гуннов («ex quibus processit fortissima gens Hunnorum»).
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/primtext4.phtml

Так или иначе, хотя бы по матерям гунны происходили от восточно-европейских ведьм, колдуний и прорицательниц. А это – мистика и прорицания - не чуждо некоторым направлениям философии.

По Иордану, гунны, созданные от полиэтничного корня (образно - скифские колдуньи и «нечистые духи» бесплодных пространств), подступили к границам готов. Их свирепый род, расселившись на дальнем берегу Мэотийского озера (Восточное Приазовье, округа Кубани и т.п.), не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров народа (большого племени), стал тревожить покой соседних народов коварством и грабежами.
Охотники из гуннов, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что перед ними вдруг появился олень , вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое [до тех пор] считали непереходимым, как море. Лишь только перед гуннами, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез. Иордан полагал, что сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение.
Вовсе не зная, что, кроме Мэотиды, существует еще другой мир, и приведенные в восхищение скифской землей, гунны, будучи догадливыми, решили, что путь этот, никогда ранее неведомый, показан им божественным [соизволением]. Они возвращаются к своим, сообщают им о случившемся, расхваливают Скифию и убеждают все племя отправиться туда по пути, который они узнали, следуя указанию оленя.

Легенда об олене (и ином животном-символе) носит образно-философский характер. К сожалению, она нередко крайне примитивизирует европейских гуннов, которые в опоре на многие народы «неожиданно» для спесивой римской элиты за несколько десятилетий возвысились над Римом и Византией. Стали мощной силой,  вводившей мир в средневековье.

Легенда животном (o elajoV; иногда это бык или корова: o, h bouV), следуя за которым гуннские охотники перешли Мэотийское болото или Киммерийский Боспор (Керченский пролив), была широко распространена и повторялась у ряда писателей V-VI вв. (Евнапий, Созомен, Прокопий, Агафий, Иордан). По сообщению Зосима, писавшего в 5 веке (Zos., IV, 20) о некоем «варварском племени, до того неизвестном и появившемся внезапно» (julon ti barbaron... proteron men ouk egnwsmenon... exaijnhV anajanen) под именем гуннов при императоре Валенте (369-378):
«Я нашел и такое известие, что Киммерийский Боспор, обмелевший от снесенного Танаисом (Доном) ила, позволил им перейти пешком из Азии в Европу» (wV ek thV upo tou TanaidoV katajeroumenhV ilouV o KimmerioV apogaiwqeiV BosporoV enedwken autoiV ek thV AsiaV epi thn Eurwphn pezh diabhnai).

Стремление объяснить конкретными условиями обстановку и возможность перехода, — если не целым племенем, то значительной его частью, — через пролив (шириной в узком месте не менее 3-4 км) наблюдается и у других авторов V-VI вв. Почти все понимали, что легенда об олене — явная сказка, и в попутных замечаниях выражали скептическое отношение к ней. У Созомена путь, указанный оленем, был «слегка прикрыт сверху водой» (thn odon ex epipolhV kaluptomenhn toiV udasi, - Soz., Hist., eccl., VI, 37). Прокопию представлялось, что гуннам удалось пересечь пролив все же  вброд: oti dh tauth bata sjisi ta udata eih (Bell. Goth., IV, 5, 10), причем, вставляя слова: «если повествование это разумно», он подвергает сомнению всю легенду (Ibid., IV, 5, 7). По Агафию, «либо в самом деле какой-то олень, как гласит молва, впервые провел их (гуннов), либо они воспользовались другим каким-то случаем...» (eite wV allhqvV elajou tinoV kata touto dh to qruloumenon ta prvta hghsamenhV, eite kai alloiia crhsamenoi tuch, — Agath., V, 11). Особенно скептически к сказанию об олене относился Евнапий (в его сочинении, судя по выпискам Фотия, сделанным в IX в., события доведены до 404 г.), продолживший в своей хронике сочинение Дексиппа.

Иордан, наоборот, не только не испытывал особых сомнений относительно рассказа об олене, но даже нашел объяснение, почему он появился и почему привел гуннов в Скифию: «сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение» (Get., § 125).

Ни у одного из цитированных писателей нет речи о замерзшей поверхности пролива, о переходе гуннов по льду. Более ранние, античные авторы неоднократно говорили о зимних переездах на телегах по льду Киммерийского Боспора из Пантикапея в Фанагорию (см. у Геродота, Hist., IV, 28 или у Страбона, Geogr., VII, 307; XI, 494; ср.: А. А. Васильев, Готы в Крыму, гл. I, стр. 33—36).
В какой-то степени в связи с поиском русскими князьями пути от Тмутаракани (Фанагории) до Корчева  (Пантикапея) в 11 веке создан знаменитый Тмутараканский камень.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тмутараканский_камень
Его появление при князе Глебе, который затем стал новгородским князем, могло быть связано и со знанием князьями эпизодов гуннской истории Приазовья.

Легенда об олене – со своим философским смыслом - была, несомненно, широко известна. Этот сюжет о животном, послужившем чудесным проводником, был также широко распространен. В изобилующем жизненными, бытовыми чертами источнике, в «Житии св. Северина», составленном в начале VI в. и посвященном событиям второй половины V в., рассказывается о том, как путешественников, шедших по альпийским дорогам Норика, застала сильная метель и они потеряли верное направление; вдруг перед ними появился громадный медведь — «ingentis formae ursus» — и пошел впереди, указывая им путь. Это казалось удивительным потому, что зимой медведи обыкновенно забиваются в берлоги для спячки. Так «desperantibus iter bestia saeva monstraverit» (Eugipp. v Sev., p. 22).

Ценность легенды об олене для историков состоит в указании места, где совершился переход гуннов (вернее, некоторой части их) в Скифию; в большинстве версий говорится о переходе именно через Киммерийский Боспор. Прямо упоминает это название Зосим. Прокопий называет «устье» (ekroh) Мэотиды. Агафий также пишет об «устье» Мэотийского озера (ekroh thV limnhV), впадающем в Евксинский Понт.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/primtext4.phtml


По Иордану, всех скифов, забранных еще при вступлении в Западную Скифию (Крым и т.п.), гунны принесли в жертву победе, а остальных, покоренных, подчинили себе. Лишь только они перешли громадное озеро, то — подобные некоему урагану племен — захватили там алпидзуров, алцилдзуров, итимаров, тункарсов и боисков, сидевших на побережье этой самой Скифии. Захватили, но не убили.
Аланов , хотя и равных им в бою, но отличных от них [общей] человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками. Может быть, они побеждали их не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; они обращали их [аланов] в бегство, потому что их [гуннов] образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз.
Их свирепая наружность выдает жестокость их духа: они зверствуют даже над потомством своим с первого Дня рождения. Детям мужского пола они рассекают щеки железом, чтобы, раньше чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изборожденное железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами.
Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и Чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При человеческом обличье живут они в звериной дикости.

Ужасный облик гуннов – тоже привычная в поздней античности страшилка. Но – например, - лично бывавший в столице Аттилы византиец Приск этого облика не отметил.

По своду данных К. М. Алиевым, первым среди царей Гуннии мог быть Тедрехон (Тедрагон и т.п. ?). Он упоминается в первом десятилетии IV в. в «Истории Тарона» Зеноба Глака под именем «царь Севера Тедрехон». Возглавляемые им войска барсилов (басилевсы – северный царский род Сарматии
вторглись через Каспийский проход на Албанию. Имя затем у тюрков обожествлено и известно как Тенгрихан (его особо почитали в Поволжье). В «Истории агван» (VII в.) ему приводится прямая иранская параллель — «Аспендиат», одна из форм иранского имени Исфендияр («святой, священнный, божественный»). Тедрехон созвучен и Тедриху (Теодориху) эпических и исторических источников, связанных и с Новгородской землей.
 http://histline.narod.ru/il03.htm


«Царь Севера» - по библии – это Гог и Магог, князь Рош (Рос). Царские сарматы выше (севернее) гор Рип отмечены на начало 2 века н.э. Птолемеем. Север веками признавался у народов Скифии регионом, безопасным для взращивания будущих царей или спасения их при угрозах. Так во время войны с Дарием 1 около 512 г. до н.э. основные силы Скифии вместе с царями уходили на север. Новгород воспитывал малолетнего Игоря и затем подростка Святослава.   

После «царя Севера Тедрехона » правил Хунугур, упоминаемый под 373-м годом в «Истории агван» (тоже обожествлен). Иоакимовская летопись знает Гунигорда, но явно не знала «Историю агван». То есть эта летопись высветила какую-то собственную многовековую русскую память.

Основателем Евро-гуннской империи в 374 г. признается Баламир (Баламбер: Оздек Р. Тюркюн гызыл китабы. Бакы. 1992. 1 китаб. С. 69), наследник основателя Империи Хунну Мете-кагана, Мете-кагана в 15-м колене. Из царского рода были Базук и Курсих, возглавившие войска, вторгшимеся в 395 г. в персидские владения Закавказья. Оба они являлись «членами царского гуннского рода». Но сам род был явно полиэтничным. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Huns_empire.png

При Баламире (Баламбере и т.п.) усиливается давление гуннов и их союзников на Запад. К сожалению, на многих картах этого периода отсутствуют аланы, славяне и иные активные участники позднеантичного «великого переселения народов».
 
http://albertmaximov.ru/vandaly.htm


Баламир умер около 400 г., власть уже как император (король Скифии и Германии, как ранее гот Германарих) принял его сын Юлдуз-хана, Юлдуз-хан .
Вскоре власть перешла Каратону (Харатону, сыну Юлдуза). Он правил до 410 г. У Каратона были сыновья Охтар, Руа (Руас,Ругила), Айбарс, Мунчуг (Мундзук, Мундзук, Монджак),. Сыном последнего и был Аттила. Мундзук-Манджак признавался правителем славян Валиан; Волыни. Существенный вклад в развитие Гуннии внес Ругила (Руас), дядя Аттилы, правивший с 410 по 434 гг.
Вот этот Ругила (Руас) крайне будоражит воображение русофильства. А что если Руас, действительно, был носителем идей самой ранней средневековой Руси ?! И активно реализовывал эти идеи на практике, что затем продолжал и Аттила.
Аттила (среди этимологический версий – «отец», «батюшка»), сын Мунчука, стал королем-императором в 40-летнем возрасте после смерти дяди Ругилы (того во время похода на Константинополь поразила молния), Под главенством Аттилы в его империи было объединено до 45 — 50 различных народов. В 445—453 гг. под предводительством Аттилы гунны и их союзники завоевали Германию, Францию, Северную Италию, наложили дань на Римскую империю. «Имя Аттилы завоевало себе место в истории… рядом с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря», — отмечал А.Тьерри. По свидетельству Приска,  в окружении Аттилы были заметны славяне (включая боярина Онегесия, приводились их слова и описывались обряды — хороводы, бани).
Сыновьями Аттилы были Ирнек, Илек, Денгизик и Чаба, но в связи с наложницами общее число наследников могло быть значительно большим.
Вот покоренные полиэтничной армией Аттилы города только на Западе Европы.
 
http://sr.wikipedia.org/sr-ec/Атила
 
Держава Аттилы 5 века н.э. (вариант локализации)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Huns_empire.png
Как выглядел реальный Аттила, спорить можно вечно. Увлекался ли он философией, как цари Скифии задолго до нашей эры, тоже можно рассуждать с разных позиций. Но есть источники, цитирование этой речи Иорданом, поэтому такие источники и надо знать.


 
http://news.students.ru/uploads/posts/1209976717_044.jpg

 
Средневековые изображение Аттилы
http://zhurnal.lib.ru/m/magnum/attila.shtml
В решающий момент битвы на Каталаунских (Шалонских) полях, Аттила, увидев, что войско его пришло в смятение, решил – как считает Иордан, - укрепить его следующими краткими речами:

«После побед над таким множеством племен (этносов, народов: П.З.), после того как весь мир – если вы устоите! – покорен, я считаю бесполезным побуждать вас словами как не смыслящих, в чем дело.
Пусть ищет этого либо новый вождь, либо неопытное войско.
И не подобает мне говорить об общеизвестном, а вам нет нужды слушать.
Что же иное привычно вам, кроме войны?
Что храбрецу слаще стремления платить врагу своей же рукой?
Насыщать дух мщением – это великий дар природы! 
Итак, быстрые и легкие, нападем на врага, ибо всегда отважен тот, кто наносит удар. Презрите эти собравшиеся здесь разноязычные племена: признак страха – защищаться союзными силами.
Смотрите! Вот уже до вашего натиска поражены враги ужасом: они ищут высот, занимают курганы и в позднем раскаянии молят об укреплениях в степи.
Вам же известно, как легко оружие римлян: им тягостна не только первая рана, но сама пыль, когда идут они в боевом порядке и смыкают строй свой под черепахой щитов.
Вы же боритесь, воодушевленные упорством, как вам привычно, пренебрегите пока их строем, нападайте на аланов, обрушивайтесь на везеготов.
Нам надлежит искать быстрой победы там, где сосредоточена битва.
Когда пересечены жилы, вскоре отпадают и члены, и тело не может стоять, если вытащить из него кости. Пусть воспрянет дух ваш, пусть вскипит свойственная вам ярость!
Теперь гунны, употребите ваше разумение, примените ваше оружие!
Ранен ли кто – пусть добивается смерти противника, невредим ли – пусть насытится кровью врагов.
Идущих к победе не достигают никакие стрелы, а идущих к смерти рок повергает и во время мира.
Наконец, к чему фортуна утвердила гуннов победителями стольких племен, если не для того, чтобы приготовить их к ликованию после этого боя?
Кто же, наконец, открыл предкам нашим путь к Мэотидам , столько веков пребывавший замкнутым и сокровенным?
Кто же заставил тогда перед безоружными отступить вооруженных? Лица гуннов не могло вынести все собравшееся множество.
Я не сомневаюсь в исходе – вот поле, которое сулили нам все наши удачи! И я первый пущу стрелу во врага.
Кто может пребывать в покое, если Аттила сражается, тот уже похоронен!»

И зажженные этими словами все устремились в бой.
http://www.alanica.ru/library/Iordan/iordan.htm

Конечно, здесь отчасти вероятна фантазия Иордана или его информаторов. Но Иордан и информаторы объективно допускали, что властитель огромной Гуннии - вероятнее всего, - именно это и сказал. Ведь слышали его слова и передавали из уст в уста десятки тысяч человек.

Издевательства над римскими «черепахами» («testudo») были привычны в войсках противников империи. «Черепахи» – известный прием защиты пешего римского войска при атаке или же штурме неприятелей. Солдаты первой шеренги держали перед собой щиты вертикально; а солдаты следующих шеренг держали их над головой; таким образом - получалась как бы броня, покрывавшая много рядов солдат. Но солдаты вне первой шеренги мало что видели, а последняя шеренга оказывалась очень лакомой для атаки с тыла. Боковые шеренги – с фланга.

Слова Аттилы (по Иордану) о «пути на Мэотиду» («iter Meotidarum») важны в речи гуннского вождя, как еще одно напоминание о пути гуннов в Европу, который много столетий оставался закрытым. После того как гунны прорвались к западу от Мэотиды, в Европе стало ощутимо их нашествие. Аммиан Марцеллин отмечает слабую осведомленность древних писателей о гуннах тех времен, когда они еще жили восточнее Мэотиды: «Племя гуннов, слабо известное в древних памятниках, живет по ту сторону Мэотийских болот, примыкая к Ледовитому океану» («Hunorum gens monumentis veteribus leviter nota, ultra paludes Maeoticas Glacialem oceanum accolens...», – Amm. Marc., XXXI, 2, 1). Это еще раз подчеркивало происхождение влиятельных гуннов из округи гор Рип.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm

При любой критике речь Аттилы как свидетельство мировоззрения народа, пришедшего на Запад Европы от священной округи Азовского моря (Меотид), требует к себе хотя бы внимания.

Являются ли мировозренческо-философскими обороты типа

1) я считаю бесполезным побуждать вас словами как не смыслящих;
2) и не подобает мне говорить об общеизвестном, а вам нет нужды слушать;
3) насыщать дух мщением – это великий дар природы!;
4) презрите эти собравшиеся здесь разноязычные племена: признак страха – защищаться союзными силами;
5) нам надлежит искать быстрой победы там, где сосредоточена битва;
6) идущих к победе не достигают никакие стрелы, а идущих к смерти рок повергает и во время мира;
7) к чему фортуна утвердила гуннов победителями стольких племен, если не для того, чтобы приготовить их к ликованию после этого боя? ;
8) кто же, наконец, открыл предкам нашим путь к Мэотидам , столько веков пребывавший замкнутым и сокровенным (и т.п.) ?

http://www.alanica.ru/library/Iordan/iordan.htm
http://starbel.narod.ru/attila.htm (средневековый славянский перевод речи Аттилы)
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/primtext.phtml
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prisc/frametext.htm

Элементы философского мышления здесь очевидны.


Известен и план самой битвы.
 
http://gorod.crimea.edu/librari/istsraj/str_03.htm
Есть изображения битвы в средневековых источниках

 
Средневековое изображение Каталаунской битвы (сторонники Аттилы – без четких символов – вероятнее всего, слева; но могут быть и иные трактовки)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Каталаунских_полях

Отчасти мудрость Аттилы подчеркнута и его словами при встрече со Львом – папой Римским.
Считается, что Лев дважды спасал Рим от разорения: от Аттилы, предводителя гуннов, в 452 г., и от Гензериха, короля вандалов, в 455 г.
Император Валентиниан, страшась Атиллы, хотел бежать из Рима, но просил папу о помощи. Лев, в сопровождении двух сенаторов, безбоязненно явился в лагерь к Атилле, подступившему к Риму, и при «помощи Божией» пленил его своим красноречием.
 "Ты победил почти всю Вселенную,- говорил Лев Атилле, - теперь просим тебя, победи самого себя - милостию к другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия; теперь не остается тебе ничего, как уподобиться Богу, который милует смиренных и покорных". То же милосердие Лев внушил и жестокому завоевателю Гензериху.

"Когда Левъ говорил со мною, я видел, два светлые мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя мне смертию, если я не послушаю архиерея Божия",- говорил Аттила, когда удивлялись тому, что он пощадил Рим.

То говорил Аттила или иное, но Рим гунны пощадили.

Великий Рафаэль (1483—1520) в конце средних веков в Ватиканском дворце ( Станца д’Элидоро ) изобразил в 1511–14 гг. «Изгнание Гелиорода из храма», «Чудо в Больсене», «Изгнание Атиллы из Рима Львом I» и «Вознесение Святого Петра».
По другим версиям фреска шириной почти в 8 метров называется «Встреча Льва I с Аттилой». http://www.wga.hu/index1.html

Понтификат Льва I (Великого) признается одним из самых славных и продолжительных в истории Святого Престола. И трактуется событие примерно в таком ракурсе. В 452 г. под стенами Рима внезапно появились гунны во главе с Аттилой. Римские войска тогда находились в Галлии (но там находились вместе с ними и войска Гуннии, только они пришли к Риму быстрее), поэтому город оказался практически беззащитным. Сенат направил к Аттиле делегацию, в состав которой был включён и Лев I. Согласно легенде, Лев обратился к Аттиле со своей знаменитой фразой: «Приветствую тебя, бич Божий». Рассказывают, что облик епископа и его речь настолько поразили Аттилу, что он, приняв предложенную контрибуцию, покинул пределы Италии. Легенда гласит, что за спиной Льва Аттила увидел старца в облачении священника, грозившего ему мечом. Согласно одной версии, это был ангел, согласно другой — апостол Пётр или Павел.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13123&cat_ob_no=
Аттилу вероятнее всего ждут Его не видно. Но его челядь Бога боится.
 
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13123&cat_ob_no=

 
Приводятся различного качества иллюстрации великого полотна.

Лев Великий здесь слева. Есть и группа всадников, к которым обращается папа. Лица вероятного Аттилы здесь не разобрать. Голыми нередко атаковали противника раннесредневековые славяне. Относятся ли знамена красное и белое к гуннам ?!

 
 
http://www.catholic.uz/holy_img/image011.jpg
Важны разные ракурсы .
 
Современная реконструкция вида Аттилы и его ратников
http://www.roman-glory.com/images/img060211-02.jpg

 
Рафаэль и ученики. Встреча Льва I с Аттилой. Фрагмент фрески.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rafael.html
 
http://www.rafael.infoall.info/txt/img/stjavlapb.jpg

По просьбе императора, Лев, сопровождаемый консулом Авиенусом и префектом Тригетиусом, отправился 452 в Северную Италии и встретил Аттилу в местечке Минчио близи Мантуи, получив от него обещание, что войска Гуннии покинут Италию и заключат мир с императором. Место и время рождения Льва неизвестны; он умер 10 ноября, 461., а ранее – в 453 г. – умер и Аттила.
http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund19.htm
Гуннию мало интересовали богословские проблемы христианства. Приск не заметил особого увлечения культами и в ставке – столице Аттилы.

А вот главная цель Льва состояла в том, чтобы сохранить единство Церкви. Он боролся с ересью пелагиан. Но еще более напряженную войну вел против манихеев, прибывших из Африки с вандалами, и которые обосновались в Риме, и преуспели в установлении таинств обществ Его Святейшества (религиозный титул Мани). Римский папа приказал указывать пастве этих еретиков священникам, и в 443, вместе с сенаторами и другими должностными лицами, провел расследование, в ходе которого выявлены лидеры этого религиозного сообщества. В нескольких проповедях он решительно предупредил христиан Рима о необходимости принятия меры против этой предосудительной ереси, и неоднократно призывал им давать информацию относительно последователей Мани, местах их остановок, знакомствах, и встречах.
Множество манихеев в Риме были обращены в христианство и допущены к причастию; другие, кто остались закоснелыми, были в исполнение императорских декретов высланным из Рима гражданскими судьями. 30 января 444 Римский папа послал письмо всем епископам Италии, в котором он добавил к нему документы, содержащие материалы против манихеев в Риме, и предупреждал их о том, чтобы бы они были на бдительны и принимали меры против последователей этой секты. 19 июня 445 император Валентиниан III выпустил, несомненный под влиянием римского папы, строгий указ, в который он устанавливал семь наказаний против манихеев. Пресвитер Аквитанских государств в его "Хронике" писал что, вследствие энергичных мер Льва, манихеи были также вытеснены этих областей, и даже Восточные епископы следовали примеру римского папы в отношении последователей Мани.

Чрезвычайное расстройство духовной жизни некоторых стран, как следствие Великого переселения народов, требовало более близких связей между их епископатом и Римом для лучшего содействия православной жизни.
Первенство Православной Церкви было также проявлено этим римским папой и в христологических спорах, которые тогда так глубоко взволновали восточный Христианский мир, блестяще показав себя при этом мудрым, сведущим и энергичным пастырем Церкви. Из его первого письма по этому вопросу, написанному в 448 Евтихию и его последнем письме, к новому Патриарху Александрии, Тимофею Салофасиолус, в 460, мы не можем не восхищаться ясным и систематическим способом который применял Лев для выхода из этой трудной и запутанной ситуации.

Евтихий (архимандрит одного из монастырей близи Константинополя) обратился к римскому папе после того, как он был отлучен от церкви Константинопольским Патриархом Флавием, из-за своих монофизитских взглядов. Римский папа, после изучения этого вопроса, послал важное письмо к Флавию, кратко излагая и подтверждая доктрину Воплощения, и союза Божественной и человеческой природы в Иисусе Христе.
В 449 г. в Эфесе был проведен Собор, названый впоследствии Львом как "Разбойничий". Флавий и другие видные прелаты Востока обратились к римскому папе. Последний послал срочные письма в Константинополь, в частности, императору Феодосия II и императрице Пульхерии, убеждая их созвать Вселенский Собор, чтобы восстановить мир в Церкви. Для этой цели он использовал свое влияние на западного императора Валентиниана III, и его мать Пласидию, особенно во время их посещения Рима в 450.
Этот Вселенский собор был проведен в Халкедоне в 451 при Маркиане, преемнике Феодосия. Он торжественно принял послание Льва к Флавию как выражение Православной Веры относительно Иисуса Христа. Именно в этом году и произошла знаменитая «Битва Народов», где на землях будущей Франции столкнулись преимущественно две силы мощного Востока (округи будущей Руси) – прозападные (Аэций) и антизападные (Аттила). Они отлаживанием религиозной догматики не увлекались.

Папа римский убедил нового императора в Константинополе, Льва I, удалить еретического монофизического патриарха, Тимофея с кафедры Александрии. Новый православный патриарх, Тимофей Салофасиолус, был выбран, чтобы занять его место, и получил поздравления римского папы в последнем письме, которое Лев послал на Восток.

Лев Римский папа умер 10 ноября 461 года и был похоронен в преддверии собора Святого Петра в Ватикане. Католическая Церковь празднует день Святого Льва Римского папы 11 апреля, а в Восточной Церкви он приходится на 18 февраля (по старому стилю).

Рафаэль наряду со «Встречей Льва I и Аттилы» написал и картину «Торжество философии», в основном посвященную Афинской философской школе.
 
http://mytomsk.ru/renessans/IMG/Rafael/AfinS.jpg 16 век
Идея картины принадлежит самому Папе той поры - Юлию II. Составитель картины отделил философию от религии и отвел для нее отдельный храм, куда собрались великие мыслители древности.
Сам храм напоминает проект Браманте и, по мнению некоторых критиков, возможно, написан художником по чертежам этого зодчего.
Центральными фигурами стали Платон и Аристотель в греческой одежде - спокойные, торжественные, не спорящие, а только доказывающие свои философские положения. Оба они отмечали скифских мыслителей и не раз упоминали в своих трудах скифов и Скифию.
Платона и Аристотеля окружает много превосходных голов, каждая - плод долгого и упорного труда: Пифагор (учитель Абариса), Демокрит, Сократ, Алкивиад, Аристипп, Эпикур, Галлиен, Архимед, Птолемей, Гиппарх и другие.
Die Schule von Athen . 1. Platon 2. Aristoteles 3. Sokrates 4. Xenophon 5. Aischinos (oder Alkibiades) 6. Alkibiades (oder Alexander) 7. Zeno 8. Epikur 9. Federico Gonzaga 10. Averroes 11. Pythagoras 12. Francesco Maria Della Rovere13. Heraklit 14. Diogenes 15. Euklid (Bramante) 16. Zoroaster (Pietro Bembo?)17.Ptolem;us18.Raffael 19.Sodoma (Michelangelo)

 
http://www.vikilu.de/faecher/Kunst/Stanzen.htm
В ряду необозначенных фигур вполне можно найти все еще популярного Анахарсиса. Его изображали и на Руси.

После смерти Аттилы младшие сыновья (старший Илек был убит) Ирнек и Денгизик отвели основные силы к низовьям Дуная, в Приазовье и Прикаспий. Территория державы стала сокращаться. Блюдо Денгизиха с тюрскими (?) надписями найдено в Поволжье.

Имя Ирнека, как и других царей Гуннии, засвидетельствовано в различных написаниях: Эрнах (Приск), Хернак (Иордан), Эрнек (венгерск. источники), Ирник («Именник болгарских ханов»), а в армянских источниках он, допускают, фигурирует под именем «царя гуннов» Херана, которое почти совпадает с вариантом у Приска Панийского — Эрнах. Форма Эрнах, Херан в своей основе имеет тюркское Эрен. Отсюда эпическое — Алп-Эрен, что тоже подтверждает обожествление исторических личностей у ряда позднеантичных и раннесредневековых народов (так у славян были обожествлены Радогост и Пров.
Армянский историк Егише сообщал: «…Этот Херан… истребил в Албании (территория нынешнего Азербайджана) персидские войска (в 451 г.) и в наезде своем достиг страны Греческой (Византии), и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании». Известно также, что Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против Сасанидского царя Йездигерда II и помог им в 451 г. разбить войска иранского шаха. Это было еще при жизни Аттилы.
В 460 г. гунны Херана были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче, поднявшего восстание против Сасанидов.Из царского рода был Амбазук. По сведениям Прокопия, в 498—518 гг. он владел Каспийскими воротами, по другим — Дарьяльским проходом. При нем гунны умело «торговали с Византией, и Ираном», Амбазук состоял в дружбе с византийским императором Анастасием. "Приближаясь к смерти, предлагал Анастасию купить у него крепость, но тот отказался, не видя возможности там содержать византийский гарнизон. Когда Амбазук умер, крепость захватил персидский шах Кавад, изгнав оттуда детей Амбазука.
Царем (всех ?) гуннов в начале 6 века был Болах (Валах, Волах; ононим известен для угнетателей славян Подунавья), а его женой знаменитая Боа-рикс, (Берихос) — союзница Византии. Резиденцией царицы — по одной из версий — был город Варачан, где ныне Уллу-Бойнак (Уллубийаул). На языке гуннов имя, возможно, звучало: «Берик», «Берик-киз». Н. А. Баскаков даёт этимологию от берик («дар, дарение, подарок») + греческое окончание. Если имя византийцы запомнили в готской передаче, то оно означало — королева Боя (Боя-рикс).
Затем царствовал Зилигд (Зилгивин , Зилгиби), вероятный сын Амбазука.
Он тоже находился в дружбе и союзе с византийским императором Юстинианом против Сасанидов. Выставил против них 26 тысячное гуннское войско. Погиб в войне с Кавадом.
Имя в византийских источниках читается по-разному: Зилигд, Зилгивин, Зилги, Зилгиби. В оригинале имя могло быть Зилги бий (=3илги князь). Аналогичное имя носил в IX в. и царь волжских булгар Силки. Зилги/Силки означало, возможно, йылкы/жылкы в значении «лошадь, табун» (Феофан Исповедник , Феофан Исповедник. Хронография // Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. М. 1980. С.49, 50).
Царем гуннов в первой половине 6 века был и Муагер, Муагер или Муагерис. Он стал царем гуннов после убийства своего брата Горды- христианина.. Впоследствии и сам принял христианство. Но события этой христианизации византийцы связывали с Боспором (Приазовьем), а не округой Каспия. Согласно Г.Моравчику, имя происходит от венгерского Модери, вариантом коего является форма Магъяр . Ю.Немет, называет Могьери царем кубанских гунно-булгар[3]
О Горде Феофан Исповедник сообщал: «В 527/528 г. пришел к императору царь гуннов, живущих поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлен. Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор» Затем при жестком внедрении христианства в Приазовье убит.
Греческие списки «Хронографии» дают чтения Гордас, Хордасд. Этимология имени — если не от славянского Горд, Гордый — не вполне ясна. Г. Моравчик предлагает тюркско-венгерскую этимологию от Огурда — «друг огуров» и тюркскую от Курт — «волк» Есть и тюрские варианты от Кардаш — «единоутробный брат». Но среди полиэтничных гуннов уже были и славяне, которые тяготели к христианству и вполне могли иметь прозвище Гордый. Царь гуннов Стиракс, союзник шаха Кавада, в 520 г. с 12-тыс. войском выступил на стороне шаха, однако на пути следования был перехвачен войсками Боарикс и разбит в местности, ныне называемой Манас, Манас (Кумыкия). Стиракс был закован в кандалы и отослан в оковах к царю в Константинополь . Считается, что владение Стиракса находилось на территории нынешнего Буйнакского района, где археологами раскопаны многочисленные раннесредневековые поселения и городища (Федоров Я. А. Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978, с. 184.).
Царь гуннов Глон, (Гленис, Глонис) совместно со Стираксом предпринял поход в поддержку шаха Кавада. В столкновении с войсками Боарикс у Уллу-Бойнака в 527 г. убит.
Примерно с середины 6 века Гунния как единая держава окончательно уступает место противоборствующим «северным архонствам», из которых заметную роль стали играть наряду с гуннами славяне, анты, авары и другие народы. Участники походов на Византию в 6 веке нередко выступают как «гунны, славяне, анты». Традиции Гуннии во многом способствовали созданию и развитию северных архонств, Великой Болгарии ( родословие властителей которой вели от рода Аттилы), Хазарии и Средневековой Руси.
Altheim F. Geschichte der Hunnen. Тт. I-V. Berlin: de Gruyter, 1959-1962. Stickler T. Die Hunnen. M;nchen: Beck, 2007. Бувье-Ажан М. Аттила. Бич Божий. М.: Мол. гвардия, 2003. Маенхен-Гельфен Дж. Мир гуннов. Исследования их истории и культуры. Перевод В.С. Мирзаянова. http://ru.wikipedia.org/wiki/Империя_гуннов

Изучение отечественной философской мысли времен Гуннии – интересная задача для исследователей отечественной духовности.

Как и лик Аттилы, лик Льва Великого является плодом художественных реконструкций без надежных обоснований.

   

Папа римский Бенедикт XVI встретился 5 марта 2008 года с верными в ватиканской базилике; далее, в зале Павла VI. Понтифик произнес катехезу и приветствовал различные группы верных из Италии из других стран мира.
В своей речи на итальянском языке, продолжив цикл катехез об Апостольских Отцах, Папа остановился на личности святого Льва Великого.

И в частности сказал:

Времена, в которые жил Папа Лев, были очень трудными: бесконечные варварские набеги, постепенное ослабление на Западе имперской власти и длительный социальный кризис заставили Епископа Рима – то же самое произойдет с еще большей очевидностью полтора века спустя, во время понтификата Григория Великого – принять на себя важную роль также и в гражданских и политических событиях.
Это естественно способствовало росту значения и престижа римского Престола. Один эпизод из жизни Льва особенно знаменит. Он восходит к 452 году, когда Папа, вместе с римской делегацией, встретился в Мантуе с Аттилой, предводителем гуннов, и убедил его отказаться от продолжения военного нашествия, в результате которого уже были разрушены северо-восточные регионы Италии. И таким образом он спас остальную часть полуострова. Это важное событие вскоре стало знаменательным, и остается эмблематическим знаком миротворчества, совершенного Понтификом.

Но, к сожалению, не столь успешным был исход другой папской инициативы, имевшей место три года спустя, и остающейся, тем не менее, знаком мужества, которое все еще поражает нас: дело в том, что весной 455 года Льву не удалось воспрепятствовать тому, что вандалы Генсериха, подошедшие к воротам Рима, наводнили незащищенный город и грабили его две недели. Тем не менее поступок Папы, – который, беззащитный и окруженный лишь своим духовенством, вышел навстречу захватчику, чтобы просить его остановиться, – спас Рим от сожжения. Папа также добился, что базилики Святого Петра, Святого Павла и Святого Иоанна, – в которых нашло убежище часть терроризированного населения, – не будут подвержены разграблению.

Состоявшийся в 451 году, с участием трехсот пятидесяти епископов, (Халкидонский) Собор был самым важным, имевших место до того времени в истории Церкви. Халкидония представляет собой уверенный финиш трех предыдущих вселенских соборов о христологии: Никейского Собора 325 года, Константинопольского Собора 381 года и Эфесского Собора 431 года. Уже в VI веке эти четыре Собора, изложившие веру древней Церкви, даже сравнивали с четырьмя Евангелиями: так утверждает Григорий Великий в знаменитом письме (I,24), в котором приказывает "принимать и почитать, как четыре книги святого Евангелия, эти четыре Собора", потому что на них – поясняет далее Григорий – "как на квадратном камне возвышается строение святой веры". Халкидонский Собор, – отвергая ересь Евтихия, отрицавшего истинно человеческую природу Сына Божия, – утвердил соединение в Его единой Личности, без смешения и без разделения, двух природ, человеческой и божественной.

Эта вера в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека утверждалась Папой в важном доктринальном послании, адресованном епископу Константинопольскому, так называемом Tomo a Flaviano, которое, будучи оглашенным в Халкидонии, было принято присутствовавшими епископами красноречивым возгласом, о чем сохранилась запись в документах Собора: "Святой Апостол Петр глаголет устами Льва!", – вырвалось в один голос у соборных Отцов.
Особенно из этого выступления, и из других, сделанных во время христологического спора тех лет, явствует со всей очевидностью, как Папа остро чувствовал ответственность Преемника Петра, роль которого в Церкви уникальна, поскольку "одному единственному апостолу поручено то, что всеми апостолами начато", – утверждает Лев в одной из своих проповедей в праздник святых Петра и Павла (83,2). И эту ответственность Понтифик сумел осуществить, на Западе, как и на Востоке, вмешиваясь в различные обстоятельства с благоразумием, твердостью и ясностью посредством своих писаний и своих легатов. Таким способом он показывал, как осуществление первенства Рима было тогда необходимо, – как оно необходимо и сегодня, – чтобы действенно служить общению, характерной черте единой Христовой Церкви.

© Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana

Да, Аттиле столь хвалебные речи не посвящают. Эпос десятков народов это сделал много раньше. http://ru.wikipedia.org/wiki/Атли
 Но помнить мудрость Аттилы и в российской истории смысл есть. От низовий Дона и Кубани родичи Аттилы свое прошлое вели, гордились родной землей.

Как помним, эпос связывает времена Аттилы и с нашей Хольмгардией

А были ли выходцы из Хольмгардии в войсках Аттилы под Парижем – покажет время, наборы археологических находок, новые источники, современное осмысление старых массивов. http://www.proza.ru/2008/10/07/178; http://arheologi.livejournal.com/45635.html ;
http://kronk.narod.ru/library/pav.htm ; http://ru.wikipedia.org/wiki/Восточные_славяне и др.
Василий Васильевич Левашов (, граф (1833), генерал от кавалерии (1833), генерал-адъютант (1817) был с 15 июля 1813 г. — шефом Новгородского кирасирского полка. В кампанию 1814 г. вместе с новгородцами участвовал в боях при Бриенн-ле-Шато, Труа, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуазе, при взятии Парижа.
 http://chron.eduhmao.ru/page_10_10_0p.html
Так что в целом путь в этом западном направлении индоевропейцы и их союзники из Восточной Европы, включая и Новгородскую землю, проходили многократно. http://proza.ru/2009/04/10/155

Надо тщательнее включать историю земель России (включая и Новгородскую), как и соседних территорий, в многотысячелетнюю историю Отечества, да и всего мира.
И фактов для этого объективного включения с каждым годом исследований все больше. В том числе и по истории отечественной философии.