Смысл

Роман Кун
Сотворил Бог Небо и Землю, растения и животных.
Посмотрел и сказал: это хорошо! Пусть все существует так, как я это сотворил, пусть живет и развивается так, как я наметил, и пусть это будет счастьем для всего сущего, смыслом и радостью его бытия.
Осмотрелся еще раз, порадовался творению рук своих, но тут же вздохнул, ибо понял, что чего-то не хватает в его творении, чего-то такого, без чего нет ощущения красоты и законченности. Все красиво, все совершенно, но нет в этом души, радости нет. Как заведенная игрушка развивался мир и скучно стало Творцу. Понял он, что и в самом творении должна быть душа живая, чтобы жило оно и существовало свободно, как живет сам Творец. Первым его желанием было отдать сотворенный мир одному из своих ангелов, но понял, что ни один из его помощников не сможет оживить созданное, ибо слишком близок он к Творцу, слишком хочет быть похожим на него. А здесь не хватает чего-то, одновременно и какого-то завершающего мазка, и некоей главной фигуры, смысла и центра мира.
Один из ангелов посоветовал ему сотворить сына и дать ему во владение мир, но Бог вздохнул и сказал: Я бы с радостью, но что-то говорит мне, что сын мой сгодится мне для чего-то более важного. И тут Бога осенило: А сотворю - ка я подобие свое, что непохоже будет ни на ангела, ни на сына, ни даже на внука моего, буде он мне понадобится.
И начал он творить Человека. Ангелы собрались вокруг и с изумлением наблюдали за его работой. Им и в голову не могло придти, что можно так творить, создавать нечто такое, чему нет и не могло быть аналогов ни среди ангелов, ни среди животных.
И тут один из ангелов спросил: Прости, Боже, а для чего ты творишь его? В чем будет смысл его существования? Природа и животные есть механизмы, совершенные и беспорочные, вечные и неразрушимые, и существовать они будут таковы, покуда на то будет воля твоя. А Человек? Он тоже будет такой механической игрушкой? Если да, тогда зачем он и чем он будет отличаться от волка или собаки, от дерева или ветра? Ведь ты же не можешь не знать смысла его существования? Так в чем он? Будет ли знать его сам Человек?
Бог улыбнулся: Вот в этом-то и вся соль! Разумеется, есть смысл его бытия и я знаю его, но Человек не Бог и не ангел, не животное и не растение и потому знать ему это не дано будет. Всю жизнь каждый человек будет искать его и бесконечно счастлив будет тот из людей, кто найдет его. Ты знаешь смысл своего существования с момента своего появления. Любое животное на Земле будет знать свой смысл с рождения своего. Никогда не будет задумываться над этим никакое растение. Но Человек должен будет его найти и в этом отличие его от других смертных и от бессмертных.
- Не понял я, Господи, - переспросил ангел. – Что за смысл в этом смысле? Это награда или наказание ему?
- Ни то, ни другое! Это отличие и смысл самого существования Человека. У ветра смысл дуть, у растения расти, у животного размножаться. И человек будет вести жизнь подобную тварям земным, но искать смысла иного, своего. Не такого, как у них и ни такого, как у Вас или у меня.
-А найдет, - переспросил опять ангел, - то в чем конкретно будет это выражено? И что значит искать? Ты хочешь это знание куда-то спрятать? В самой глуби океана или на вершине самой высокой горы?
Рассмеялся Бог: Что это за знание, которое так легко будет обрести? Его и животное сможет найти, и ветер сможет долететь до него, и гады морские смогут извлечь его. Нет, эту тайну я помещу туда, где никто, кроме самого Человека не сможет ее найти. Ни звери, ни ангелы… ни я сам.
Сказал это и вдунул в сотворенного Человека душу живую.
Долго стоял он возле Человека и наблюдал, как душа обретает место свое.
И опять подошел к нему ангел и спросил: Значит, задача Человека в том и состоит, чтобы найти эту душу? И где она будет – в сердце или в мозгу, а, может, в селезенке его?
И ответил Бог: нигде она не будет конкретно. Скажи мне, где я нахожусь? Вот так и душа будет богоподобна. Я – смысл мира, а она – смысл Человека. И ни меня, ни душу свою Человек никогда во время своей земной жизни не увидит, но и то, и другое он может почувствовать. Сначала он будет искать эту истину в других людях, в общении и даже соревновании с ними, потом решит, что она в природе. Кто-то будет искать ее в богатстве, кто во власти, кто-то в удовольствиях. Много, очень много дорог и тропинок в мире, которые ведут не туда и вообще никуда не ведут. Но Человек будет ходить по ним, доколе не поймет, что и ходить-то никуда не надо. Тайна эта, истина, смысл – в душе. Она заложена в самом человеке и чтобы обрести ее, не надо блуждать вовне – надо войти вовнутрь.
- Но как поймет Человек, - опять спросил неугомонный ангел, - что нашел эту истину? Как узнает ее, отличит свой смысл от смысла животного или нашего? Ведь для этого он должен будет сравнивать, а как можно сравнивать то, что не знаешь. Даже смысл существования животного непостижим для Человека, ибо кажется ему примитивным, а о смысле нашего существования он никогда не будет иметь понятия.
- И опять ты прав, - вздохнул Бог. – Но Человек таков, что он сразу же узнает, почувствует эту истину, как только приблизится к ней, ибо она может быть выражена одним словом – любовь.
- А что такое любовь? – озабоченно переспросил ангел.
- А это самая трудная часть жизни Человека. Это вторая задача его жизни. Второй смысл. Этому он вынужден будет учиться всю свою оставшуюся жизнь. Очень это будет трудно для него и не каждый сможет постичь это искусство. Многолико оно и беспокойно. Это любовь и к родителям, и к детям. Это любовь к дому своему. К земле своей. К жене. К мужу. К работе. Каждому из этих отдельных ремесел нужно посвятить всего себя без остатка, а ведь нужно еще и освоить их все одновременно.
И в этом смысле Человеку будет гораздо труднее, чем тварям земным, чем вам, ангелам, и чем даже мне.
- А все-таки что такое любить, Господи? – задумчиво переспросил ангел.
- А это мы с тобой сможем узнать только от Человека. Кто знает, может, он сможет это узнать лучше нас.