Голова в буденовке

Евгений Касьяненко
      Было это в 60-е годы, летом. Я тогда еще учился в школе. Нашу семью пригласил отдохнуть в выходные дни на заводскую базу отдыха приятель отца, директор предприятия. Как почти все базы отдыха, она находилась на Левбердоне – так сокращенно называют ростовчане левый берег Дона. База оказалась благоустроенной и уютной, с десятком ярко раскрашенных домиков на две-три семьи каждый.
      Но чем особенно гордился отцовский приятель  - это своим «коллегой»,  смотрителем базы, которого он также уважительно называл «директором».  Смотритель  был глубоким стариком с пышной бородой, однако, не потерявшим казачьей выправки и подвижности. Тогда в казачьей форме в Ростове можно было увидеть разве что артистов ансамбля песни и пляски донских казаков, да и то на сцене. То, что дедок с базы был в казачьей форме, невольно вызывало к нему уважение. (Это уже много лет спустя, когда вдруг в городе появились сотни казаков с фальшивыми «георгиями» на груди, ростовчане их стали звать не иначе как ряжеными).
      Дедок свою репутацию всячески поддерживал. Невесть откуда в углу базы заполыхал костер с чугунным котлом, в котором скоро уже булькала наваристая, «тройная» уха.
И за столом старый казак, естественно, тоже был в центре внимания.
      Выпили.
      - Михеич, расскажи, как у Буденного воевал, - попросил старика директор.
      Тот охотно стал рассказывать. Рассказ был долгим. И вот кульминация. В бой идет казачья лава. Шашки наголо и – ура! Дед преобразился.
      - Догоняю я его - и хрясь с правого плеча. Так напополам и развалил. И голова в буденовке по земле покатилась…
      В БУДЕНОВКЕ!!!
      Над столом нависла полная тишина. Гробовая. Через какое-то время до дедка дошло, что он проболтался, и он тут же заторопился из-за стола прочь. И только потом все разом заговорили.
      …Все взрослые мужики, сидевшие за столом, прошли войну. Ненависти к тому, давнишнему «классовому» врагу, каким оказался лихой рубака, ни у кого в душе не было. Кто-то, оправдывая старика, сказал, что на Дону в гражданку было всё вперемежку и, наверное, дед, как и Гришка Мелихов, воевал то за «белых», то за «красных».  Другой же философски заметил, что «богатырки» сделали еще для царской армии, а это уже потом они превратились в буденовки. Так что, может быть, дед  вовсе и не воевал за белых. Всем было неловко за нечаянное откровение захмелевшего Михеича.  А потом обнаружили, что деда за столом нет. Послали за ним.
      Пришел смущенный Михеич, начал что-то лопотать. Его тут же оборвали.
      - Мы все одна страна, - недовольно сказал директор. – За неё, за страну, и выпьем.
      Как же разительно отличаются истинные чувства людей от этой бесконечной дележки на «белых» и «красных», в которую нас бесконечно заталкивают «демократы» на протяжении последних двадцати лет.  И что особенно противно: кабы в этих людях заговорила, так сказать, классовая месть, кабы эти люди были потомками царских генералов. Так нет же, брызжут ненавистью к «коммунякам» Н.К.Сванидзе – внучатый племянник первой жены Сталина, В.А.Никонов – внук Молотова. Неужели мы должны поверить в их искренность?  Скорее, в фантастическую способность приспособиться к любой власти. И что удивительно, эти люди – члены Общественной палаты Российской Федерации, то есть должны по своему статусу  нести мир и согласие на российскую землю. Вот уж, воистину, ряженые.