Письмена от эпохи бронзы

Петр Золин
Письмена от эпохи бронзы

Под давлением замшелого авторитаризма
немало творческих лингвистов не спешат проявлять активность в расшифровке накапливаемых памятников отечественной письменности.
Вероятно, трудная судьба Юрия Валентиновича Кнорозов (особенно последних лет жизни) мало кого  привлекает http://ru.wikipedia.org/wiki/Кнорозов
А памятники письменности накапливаются.

Вот Доно-Волжское письмо примерно  3 – 2 тыс. до н.э., замеченное еще А. А. Формозовым  http://annals.xlegio.ru/other/small/formozov.htm
Правее Курительница Веселой Рощи (Ставрополье; 3 тыс. до н.э. ?)
http://nordsky.msk.ru/5/ch/9.php. Рядом Иссыкское письмо.6 в. до н.э., явно напоминающее более раннюю надпись из-под Таганрога http://ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкское_письмо
Ныне расшифрованное Арысское письмо 1 – 4 вв. http://www.izvestia.kz/news.php?date=18-08-06&number=12. Сходство с руническими знаками нередко очевидно.

В.А.Чудинов в работе «Славянская мифология и очень древние надписи»
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02110001.htm предложил свой вариант трактовки надписи из округи Веселой Рощи. Появилось примерно привычное:
«БОГ, НЕБО, БОГОВА РУСЬ! ЗА ВОИНОВ, И ВОЖДЯ, И СВЯТУЮ РУСЬ! МОЛИ ЕЕ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ, ЖЕЛАЙ ЖЕ ВИНА БОГИНИ ДЕВЫ-ЖИВЫ, ВОЙДИ К НЕЙ В ГОРЕ, ПОЖЕЛАЙ ИСЦЕЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛШЕБНЫХ НАДПИСЕЙ! — Получилась надпись в 26 реконструированных слов (остальные добавлены для лучшего согласования), что, учитывая древность этого обращения к богине Деве, совсем немало. http://nordsky.msk.ru/5/ch/9.php

Работами новостроечной экспедиции довольно большая курганная группа у с. Веселая Роща (Ставропольский край) была исследована лишь в 1978 г. В частности, обнаружено детское катакомбное погребение с большим набором инвентаря и глиняными моделями двух колес в прямоугольной входной яме . В 1979 г. найдено шесть деревянных повозок.
http://nordsky.msk.ru/5/ch/9.php.

А. А. Формозов надписи не переводил. Но допускал вероятность их перевода.
Надписи на сосудах. 3 — Таганрог; 4 — Пролейка
3. Близ г. Таганрога на «Золотой Косе» в кургане № 1 в скорченном погребении в насыпи при раскопках в 1926 г. был найден сосуд со знаками, ныне хранящийся в Таганрогском музее (№ 55).3) Это типичная банка со слабо выделенным горлом, по которому нарезкой нанесены знаки. Знаков всего 23, два из них повреждены, так как венчик сосуда еще в древности был оббит. Среди знаков прямые и косые кресты, крест с одним загнутым концом, прямоугольники со сторонами, продолженными за углами, знак в виде двух вертикальных прямых, пересекающих одну горизонтальную и т. д. (рис. 1, 3).
4. В окрестностях с. Горная Пролейка, в Нижнем Поволжье, в курганной группе «Красные Камни» в кургане № 1, в парном детском погребении № 5 при раскопках И. В. Синицина в 1949 г. найден баночный сосуд со знаками, нанесенными прочерчиванием. Знаки расположены в строчку и соединены между собой, так как палочка при прочерчивании не отрывалась. Среди знаков — прямоугольники, соединенные с П-образной фигурой, волна, дуги (см. рис. 1, 4).4)
http://annals.xlegio.ru/other/small/formozov.htm

Константин Титаренко. ПИСЬМЕННОСТЬ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ.
дал еще один вариант письменности того периода.
http://kladina.narod.ru/titarenko2005/titarenko2005.htm
Есть версия Игоря Рассохи http://www.hrono.info/libris/lib_r/rass76indo.html
Есть и работа С.И. Татаринова  Новые сосуды эпохи бронзы со знаками (Донбасс) // СА. - М.: Изд - во "Наука", 1981. - №4. - С.250 - 253. http://bronza-lib.narod.ru/t/tatarinov1981.html


А. А. Формозов в свое время отмечал. Сосуды со знаками представлены и в ранне-срубных памятниках, например, в поселениях в Костенках и на Воронежской ГЭС, и в памятниках предскифских — Кобяково и Синицкий лес. Так как ни в ямной, ни в катакомбной керамике сосуды со знаками неизвестны, можно сказать, что знаки распространились в степной полосе Восточной Европы в середине II тысячелетия до н. э. и бытовали до скифского времени. Теперь этот вывод заметно скорректирован.

Со времен А. А. Формозова мы имеем дело не с единичными знаками на керамике, которые могут быть тамгами и известны в ряде мест, а с длинными строчками знаков. В материалах по археологии первобытного общества такие строчки знаков читались лишь на линейно-ленточной керамике в Чехословакии (Селч), на одном сосуде трипольской культуры13) и на сосудах из могильника эпохи поздней бронзы у Ханлара в Азербайджане. Ныне памятников существенно больше.

В частности, иссыкское письмо (явно напоминающее знаки, на которые обратил внимание А. А. Формозов )— общее название для ряда недешифрованных надписей, найденых на Памире и Тянь-Шане.

Наиболее известный памятник данного письма — горизонтальная надпись на внешней стороне серебряной чаши из кургана Иссык (Казахстан в 50 км от Алма-Аты) ираноязычного народа саков, в котором был захоронен Золотой человек. Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность (по другой гипотезе — письмо кхароштхи). Чаша датируется V веком до н. э. Некоторыми исследователями признаётся вероятность того, что потомком этого письма является более позднее (VI—VIII вв. н.э.) классическое орхоно-енисейское, так как последнее выглядит внешне вполне аналогично указанному выше.

Та же письменность представлена в трёхъязычной надписи из центрального Афганистана I в. н. э. — на пракрите письмом кхароштхи, на бактрийском языке греческим алфавитом, а также иссыкским письмом.

Наконец, иссыкское письмо представлено на многочисленных надписях на обломках глиняной посуды и камня из Южного Узбекистана, Южного Таджикистана и северного Афганистана, которые датируются ок. I—VI вв. н. э.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иссыкское_письмо

Заговорили таблички Арысского письма.

Целенаправленные работы на этом памятнике Арысской археологической культуры (II в. до н. э. — IV в. н. э.) ведутся второе десятилетие: каждый полевой сезон южноказахстанские археологи настойчиво ищут здесь фрагменты древней, не известной науке письменности. Первые ее образцы — две глиняные обожженные таблички-кирпичи с нанесенными на них текстами — были обнаружены в 1991 году. Спустя 11 лет был найден новый фрагмент — табличка с текстом из 28 знаков, сгруппированных в 5 строк на плоском обожженном кирпиче. В прошлом году участники экспедиции, возглавляемой доктором исторических наук профессором Александром Подушкиным, извлекли из глубины веков еще одну ценную находку – законченный кирпич-плитку с письменами в семь строк и 140 знаков. На сегодня на руках ученых имеются 8 фрагментов, из них два – на целых кирпичах, содержащих 250 прорисованных знаков, из которых оформлено 29 строк.

Собранный в Культобе материал позволил местным ученым сделать довольно смелые и даже сенсационные предположения. Прежде всего о том, что на территории ЮКО существовал мощный центр цивилизации с собственной письменной культурой, возникшей задолго до знаменитого орхоно-енисейского рунического письма. «Само обнаружение нескольких текстов в одном месте, пусть и с разницей во времени, дает полное основание говорить о том, что на территории Южно-Казахстанской области находился локальный центр древней письменности», — убежден бессменный руководитель культобинских экспедиций доктор исторических наук, профессор Александр Подушкин. – Под центром имеется в виду наличие мастерской, где изготавливались и обсушивались достаточно массивные кирпичи, обжигающей печи, в которой они «обрабатывались» после нанесения знаков, и, наконец, людей, владеющих этой техникой». По ряду располагавшихся рядом с надписями артефактов их датировали I в. до н. э. — IV в. н. э. — временем существования древнего Кангюйского государства. А форма и размер плиток дали основание предполагать, что это — рассчитанные на долгое хранение материалы государственного архива какого-либо правителя того времени.

 Но для подтверждения этой версии необходимо было в первую очередь «прочитать» само послание, написанное на загадочном и неведомом алфавите. Благодаря последним найденным фрагментам выполнение этой казавшейся на первый взгляд фантастической сверхзадачи стало вполне реальным. Ведь дошедшие до потомков практически совершенно целыми «кирпичи» представляют собой прекрасно сохранившийся образец древней культобинской письменности — полностью законченный, а не обрывочный текст. Появление целого текста, как прогнозировали южноказахстанские археологи, даст исследователям возможность вплотную заняться расшифровкой этой письменности. Их копии отправили крупнейшим мировым специалистам для проведения палеолингвистического анализа. И вот стали известны первые долгожданные результаты – дешифровка арысского письма началась!

Об этом было заявлено на состоявшейся недавно в Алматы научно-практической конференции с участием ученых — специалистов по истории Казахстана и Центральной Азии, организованной Институтом востоковедения РК. «На конференции выступил приехавший из Англии профессор Лондонского университета крупнейший палеолингвист мира Николос Симс-Вильямс, – рассказывает профессор университета «Мирас» Николай Подушкин (отец Александра Подушкина по крови и по духу. – Прим. автора). – Он сделал сообщение о результатах начальной дешифровки арысского письма. И хотя профессор заявил, что это только начало, а основная работа еще впереди, он назвал его открытием мирового уровня, дешифровка которого откроет важные страницы древней истории Казахстана и Средней Азии. Были названы отдельные слова, термины, такие, как царь-господин, завоевал – захватил, имя собственное, название области – города Чач-Ташкент, народ шатров – кочевники и некоторые другие.

Конечно, пока рано делать какие-либо серьезные выводы по этнокультурной истории региона, но в первую очередь возникает такой вопрос – какому этносу принадлежит это письмо? По китайским хроникам первых веков до и нашей эры, в это время на берегах Сырдарьи и ее притоков существовало государство Канцзюй-Канлы-Кангюй, у которого была своя письменность. Анализируя письменные и археологические источники, можно допустить, пока в порядке гипотезы, что это письмо является кангюйским. Если это будет доказано, то древние обитатели Южного Казахстана окажутся в этнокультурном и историческом пространстве наравне с такими древними государствами эллинистического мира, как Бактрия, Парфия, Согдиана. И не только изменится политическая карта Центральной Азии, но и народы древнего Казахстана станут в один ряд с развитыми рабовладельческими государствами того времени, а их история отдвинется в древность более чем на полтысячелетия! Но это пока еще научное предположение, а сейчас нужно продолжить работы на Культобе, и научно-культурная общественность области должна помочь в решении этого важного вопроса, поскольку он касается престижа Казахстана. Главные открытия нас ждут впереди».

18 авг 2006 http://www.izvestia.kz/news.php?date=18-08-06&number=12

Письмена гуннов – лишь одна из ветвей мощного ствола евразийской письменности.