Децентрализация управления Узбекистана

Тошпулат Юлдашев
08.01.2005. Действующая модель власти привела нас к политическому и социально-экономическому тупику. Она препятствует развитию страны, не позволяет чиновникам госаппарата вырваться из рутинных рамок администрирования, бюрократической возни. Что делать?
Без изменения государственного устройства, создания дешевого и эффективного госаппарата, перехода на подлинно рыночные отношения, все разговоры о реформах бессмысленны.

Нужно ускорить становление ответственного гражданского общества, принять закон о децентрализации. Все уровни власти, министерства и ведомства, местные администрации должны работать на конечный результат, а не на отчетность. Иначе говоря, нужно переходить от административных к экономическим методам руководства страной, экономикой, к формированию собственной материальной базы – бюджета всех учреждений снизу.

Чтобы не прослыть голословным оппонентом власти, попробую изложить свои соображения относительно становления и методах работы органов местного самоуправления, финансирования их бюджетов, которых можно применить также при реорганизации отраслевых министерств и ведомств.

Свободная рыночная экономика, демократическая система не совместимы с концентрацией власти в одних руках. Необходимо принять закон о децентрализации управления, предусматривающий решение большинства государственных задач на местах органами местного самоуправления. Администрации областей, городов, районов должны получить необходимые полномочия, которые они в силах реализовать сами. Целесообразно передать им как можно больше прав, функций центральной исполнительной власти. Такая мера является предпосылкой саморегулирующегося демократического государства, в котором центр и области будут взаимно уравновешивать и контролировать друг друга.

Местное самоуправление, формируемое по результатам прямых выборов – фундамент гражданского общества, важнейший инструмент устранения диктата центра на местах и одно из гарантий обеспечения прав граждан на участие в управлении государством. От становления и успешной деятельности органов местного самоуправления зависит улучшение качества жизни граждан, своевременное решение многих их проблем.

В Узбекистане органы местного самоуправления, такие, как махаллинские комитеты, сельские и поселковые советы формально имеются. Они в той или иной степени участвуют в сборе нужной для районной администрации информации, налогов, платежей за коммунальные и бытовые услуги и т.п. Несмотря на это, они не имеют собственного бюджета, не располагают правами и возможностями самостоятельно решать многие вопросы, с которыми люди обращаются к ним. То есть полностью зависимы от районной администрации.

Местное население на протяжении веков ведет общинный образ жизни, солидарно решает многие вопросы жизнедеятельности – от строительства домов друг другу до совместного проведения свадеб, поминок, традиционных обрядов и семейных мероприятий. В махалле никаких секретов друг от друга не бывает. Соседи откровенно, доверительно делятся своими проблемами, заботами, всегда рядом в радости и горести. Поэтому у нас говорят: сосед ближе любого родственника.

Учитывая возможности махаллинских комитетов (как и сельских, поселковых советов), правящий режим использует их в собственных целях. Из органов местного самоуправления они превращены в низовые звенья исполнительной власти, в органы государственного контроля над поведением местных жителей. Многие их сотрудники получают зарплату из районного бюджета, выполняют общие и отдельные поручения хокима, структур исполнительной власти. Поэтому и граждане рассматривают их в качестве низшего уровня государственной власти, а не местного самоуправления.

Создание в Узбекистане административно и экономически самостоятельного, свободно избираемого местного самоуправления, как одного из важнейших институтов гражданского общества, должно стать главной задачей власти.
Признание права граждан на местное самоуправление, создание влиятельных представительных органов на местах путем проведения свободных выборов на районном, городском, областном уровнях, обеспечит справедливое демократическое представительство в местных органах власти, позволит эффективно решать вопросы жизнедеятельности и социальной защиты местного населения.

Местное самоуправление должно обладать реальной независимостью от органов государственной власти всех уровней, принимать самостоятельные решения по всем вопросам местного развития, использования бюджета и т. д., в полном объеме осуществлять административную власть на всей территории непосредственно или через специально созданные им службы и нести за свои действия полную ответственность перед избирателями. На любом уровне самоуправления должен соблюдаться принцип разделения властей.

Структуры исполнительной власти административно подчиняются ее главе - хокиму области, города, района, избираемого сессией представительного органа, из числа нескольких претендентов, предложенных Президентом. Его деятельность, как и местную исполнительную власть, должно контролировать собрание представителей (депутатов).

Исполнительная власть самоуправления, должна осуществлять свою деятельность не административными методами, а посредством заключения контрактов, договоров с подрядчиками и поставщиками, дифференцированным налогообложением и другими экономическими методами. Для этого собрание представителей самоуправления должно быть наделено правом определять виды и размеры местных налогов и сборов в рамках закона и частично освобождать от них.

Органы местного самоуправления всех уровней должны иметь собственную экономическую базу и заботиться о ее развитии, следовательно, их бюджеты должны формироваться снизу. В случае необходимости бюджет субсидируется государством.
Решения собрания представителей, исполнительной власти самоуправления так же, как и решения министерств и ведомств, могут быть обжалованы только в суде.

Главы поселка, районного деления города и сельской зоны должны быть избраны на выборах путем прямого, тайного голосования из числа кандидатов на эти посты, представленных различными партиями и инициативными группами. Первые лица комплектуют свою команду руководителей отраслей с последующим утверждением ее состава на собрании представителей. Собрание представителей сельского совета, поселка, районного деления города формируется на общественных началах из числа руководителей местных организаций, предприятий, хозяйств, бригад, председателей махаллинских комитетов.

Участниками собрания представителей города, сельского района становятся избранные на прямых выборах главы поселковых и сельских советов и сам хоким, а области - соответственно главы поселковых и сельских советов, хокимы городов и районов областного подчинения и сам хоким по должности. Они имеют право решающего голоса. Руководители предприятий, хозяйств, учреждений, частных фирм и кооперативов (хозяйственный актив) вправе принимать участие в работе собрания представителей с правом совещательного голоса.

В функции собрания представителей должны входить: местный бюджет (формирование и контроль исполнения), контроль за правильным распоряжением муниципальной собственностью, землей, законностью заключенных муниципальной властью контрактов, договоров и их исполнением, местное нормотворчество и другие.

Собрание представителей не вмешивается в деятельность исполнительной власти. Хоким области, города или сельского района, - он же глава исполнительной власти, может вернуть решение собрания представителей для повторного рассмотрения. В этом случае приоритет постановления собрания представителей подтверждается 2/3 голосов полного состава депутатов. Одновременно собрание представителей этим же количеством голосов может признать неправомочность или противозаконность решения главы исполнительной власти, вынести ему, а также любому работнику исполнительной власти (области, города, района, поселка, сельского совета) вотум недоверия, просить согласия президента республики (хокима области, города или района) на проведение досрочных выборов хокима, главы поселкового или сельского совета.

Демократические принципы местного самоуправления должны быть подтверждены законодательными и нормативными актами.

С введением новой системы местного самоуправления следует пересмотреть админис-тративно-территориальное деление в соответствии с экономической целесообразностью в сторону укрупнения районов и областей. Все управленческие структуры республики, областей, городов, районов, служащие до сих пор в качестве передаточных механизмов и распределительных органов, порождающих бюрократию и коррупцию, подлежат ликвидации. Эта задача должна осуществляться постепенно, с учетом мнения широкого круга специалистов.

Местное самоуправление должно ведать реализацией социальных программ, субсидировать развитие культуры, образования, инфраструктуры, ирригации и водного хозяйства, частично социального обеспечения и медицинского обслуживания малоимущих, содержать минимально необходимый аппарат сотрудников.

Для реализации изложенных предложений необходимо:

- принять закон о децентрализации управления и гарантиях права граждан на местное самоуправление;

- разграничить предметы ведения и полномочия правительства, областных, городских, районных администраций, государственных органов и местного самоуправления;

- обеспечить парламентский контроль над нормотворчеством в областях и районах, затрагивающих вопросы местного самоуправления, чтобы оно соответствовало законам и Конституции республики;

- укрепить собственную доходную часть местных бюджетов, формируемых снизу. Прекратить практику централизации доходов местных бюджетов в бюджеты вышестоящих уровней. Оставить в распоряжении местных самоуправлений все местные налоги и сборы, а также 50% подоходного и экологического налогов, налога на доходы юридических и физических лиц, 30% поступлений от продажи госимущества и земельных участков;

- узаконить оплату всех налогов по месту хозяйственной деятельности предприятий, независимо от их юридического адреса.

Децентрализация системы управления, разграничение функциональных обязанностей и полномочий органов власти, становление местного самоуправления будут способствовать ограничению вмешательства государства в общественную и экономическую жизнь, эффективному решению вопросов жизнедеятельности, благосостояния и социальной защиты местного населения.