Экология в Узбекистане

Тошпулат Юлдашев
04.02.2005. Земная цивилизация вплотную подошла к глобальному экологическому кризису. Ей угрожают постепенное потепление поверхности планеты и связанные с ним катаклизмы, возрастающее загрязнение атмосферы, почвы и водных ресурсов производственной деятельностью самого человека.

Целостная и здоровая окружающая среда является одним из мерил национального капитала. От ее чистоты зависит здоровье людей. Чем больше загрязняется атмосфера, вода, почва, наносится вред природным ресурсам, тем больше больных, особенно хроническими заболеваниями. Постоянно повышается уровень заболеваемости населения в зоне Аральского моря, вокруг крупных промышленных центров Узбекистана, реконструируемого Таджикского алюминиевого завода, расположенного вблизи наших границ, где концентрация вредных веществ в воздухе, воде, загрязнение среды обитания существенно выше контрольных значений.

Государственные службы экологии, неправительственные экологические общества Узбекистана, «зеленые» проводят многогранную, весьма полезную работу. Их усилия, достижения заслуживают всяческого одобрения. В данной статье затрагиваются только те проблемы, на которые они, по разным причинам, не обращают должного внимания, не могут вести действенную борьбу за обеспечение экологической безопасности, чаще из-за недостатка полномочий, прав.

Право на здоровую жизнь является неотъемлемым правом человека. Никому, в том числе и органам власти, не позволено потворствовать загрязнению окружающей среды.
На протяжении десятилетий у нас сохраняется монокультура хлопка, а в последнее время и зерновых. Отношение власти и крестьян к фактически бесхозной земле – потребительское. Урожайность сельскохозяйственных культур кое-как поддерживается в основном за счет внесения в почву завышенных доз минеральных удобрений и ядохимикатов. Такая практика, во-первых, все больше и больше ухудшает структуру почвы, ведет к снижению ее плодородия, во-вторых, увеличивает содержание пестицидов в плодоовощной продукции.

В последние годы участились перебои с подачей природного и сжиженного газа, электроэнергии в провинциях, чаще в зимний период. Цены на альтернативные виды топлива – уголь, солярку, керосин подскочили до небес. Одну тонну шуртанского каменного угля, пригодного для бытовых нужд, можно достать за 35-40 долларов (мелкий, низкокачественный ангренский уголь наполовину дешевле, спросом у потребителей он не пользуется), но его доставка с оптовых складов до отдаленных районов обходится дороже стоимости самого товара. Поэтому редко кто его покупает. Местные жители, особенно отдаленных районов, вынуждены удовлетворять свои потребности в топливе, там, где нет или не хватает стеблей хлопчатника и других альтернативных видов топлива, за счет рубки деревьев и кустарников, даже в природоохранных зонах – государственных заповедниках и заказниках.

Следует отметить, что до развала СССР особых проблем с электроснабжением, завозом сжиженного газа в провинции не наблюдалось. Дефицит природного газа компенсировался расположенной в каждой железнодорожной станции, в каждом районном центре сетью складов и баз реализации угля, древесины, мазута, солярки, керосина, которые можно было купить и заготовить на зиму по весьма доступной цене, а кое-где достать и бесплатно. Но за последние годы склады и базы реализации топливной продукции были, к сожалению, ликвидированы.

За рубку растущих деревьев и кустарников, выполняющих функции противоэрозийных и влагозащитных растений, полагается крупный штраф, административное наказание. Местные жители обманывают службы охраны природы варварской хитростью. Ближе к осени (август, сентябрь) подростки, чаще из-за нужды в древесине, иногда и из хулиганских побуждений, подбрасывают охапки высохших растений под уничтожаемые деревья и поджигают высохшую траву вдали от них за 1-2 км. Пламя, охватывающее большие площади, быстро накрывает деревья и кустарники. Например, полыхающие огни в горах Чимгана, кстати, вблизи горной резиденции Президента, можно обозревать не вооруженным глазом даже из Ташкента. То же самое наблюдается и в других отдаленных районах Узбекистана, где происходит опустынивание значительных площадей. Наряду с обгоревшими или высохшими деревьями, кустарниками вырубаются и зеленые насаждения для использования их в качестве топлива.

Существенный вред наносится горным и предгорным районам, обладающим природными рекреационными ресурсами. Ввиду ежегодного уничтожения растительной среды происходит эрозия почвы, деградация растительного и животного мира, что ведет к изменению гидрологического и гидрогеологического режима, сокращению зон формирования поверхностных и подземных вод в горных и предгорных шлейфах, речных долинах. Постепенно высыхают родники, уменьшается объем воды в источниках, сужаются площади растительной среды. Чтобы убедиться в достоверности приведенных фактов, достаточно сравнить топографическую и геофизическую карты местности, составленные 15-20 лет назад, с сегодняшним ее состоянием или пообщаться с местными жителями.

В зонах вырубки древесных и кустарниковых насаждений нарушается экологическая система, обеспечивающая биологическое, ландшафтное разнообразие и экологическое равновесие. Значительные территории природоохранного, рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, обладающие благоприятными климатическими условиями, теряют экономическую и ландшафтно-эстетическую привлекательность для организации туризма, массового отдыха и лечения населения. Сокращается сбор дикорастущих растений для пищевых, технических и фармацевтических целей. Этим обстоятельством умело пользуются наши соседи – киргизы и казахи, проживающие на противоположенных склонах гор Чимгана, например, в Алабуке, вдоль речки Пском. Проведя необходимые природозащитные мероприятия и подняв цены, они выступают в качестве основных поставщиков центральноазиатских диких растений и продукции из них в Россию и другие страны мира.

На ухудшение экологической обстановки повлияли закрытие границ с соседними странами, создание и минирование приграничных полос, вывод из хозяйственного оборота значительных площадей, что ограничило источники труда, дохода местных жителей, зоны выпаса скота.

Природа, экология не прощают ошибок, пренебрежительного отношения к себе. Оголенная от растительности плодородная почва быстро выветривается, смывается дождями, селями. Восстановить то, что создавалось самой природой на протяжении миллионов лет, растительный покров на голых камнях, галечниках, практически не возможно. Нарушение природных экосистем если не привело, то, несомненно, приведет к необратимым процессам.

Нельзя приносить природу в жертву краткосрочным интересам государства или человека. К ней нужно относиться бережно. Разрушая ее, мы можем осложнить жизнь себе, другим, государству на многие годы.

Ответственное отношение к окружающей среде, защита ее чистоты, рациональное использование водных, земельных, природных ресурсов должны стать непреложной обязанностью и государства, и общества. Главная их задача – улучшение качества жизни людей, экологической обстановки, сохранение природного и биологического разнообразия.

Необходимо совершенствовать лесохозяйственную деятельность, создать, консолидированными усилиями государственных и общественных организаций, надежную систему мониторинга окружающей среды, повышать экологическую грамотность населения. С этой целью целесообразно оказывать всестороннюю поддержку обществам защиты экологии, в составе которых много истинных подвижников, специалистов, хорошо разбирающихся в проблемах окружающей среды, мужественно отстаивающих ее чистоту, здоровье населения. Их нужно наделить необходимыми средствами, правом на судебные иски о закрытии экологически вредных производств, в том числе и сельскохозяйственных, наказании вредителей природы.

Целесообразно регулярно публиковать информацию об экологическом положении в каждой местности и в стране в целом, снять ограничения на независимый экологический контроль над состоянием окружающей среды на предприятиях и в организациях.

На государственном уровне нужно добиваться совмещения интересов развития производства, экономики с требованиями экологии, сокращения до минимума ущерба природным ресурсам, загрязнения атмосферы, воды и почвы промышленными, бытовыми выбросами, ядохимикатами.

Сократить вырубку древесных и кустарниковых насаждений можно путем открытия в отдаленных районах, где случаются перебои с доставкой природного и сжиженного газа, электроэнергии, складов угля и его реализации по доступной цене. Эту задачу без проблем может решить АО «Узбеккумир» в том случае, если властные структуры перестанут вмешиваться в его хозяйственные дела, предоставят ему право самостоятельно работать на нужды потребителей, свободно реализовывать свою продукцию. Одними запретительными мерами остановить вырубку деревьев не удастся. Желающие болеть и умирать от холода, отсутствия горячей пищи, хлеба вместе с детьми вряд ли найдутся.

Следует ужесточить административную и уголовную ответственность за сознательное загрязнение окружающей среды, почвы, уничтожение растительных насаждений. Каждая семья, член которой нанес вред экологической системе, уничтожил деревья и кустарники, должна, в соответствии с судебным решением, посадить и вырастить не менее 30 плодоносных деревьев на участке, определенном и контролируемом районной агрономической службой.

Выполнить такую задачу в открытой, маловодной местности, используемой для выпаса скота, крайне сложно. Поэтому тот, кто упорным трудом вырастил деревья, должен пользоваться их плодами, оплачивая положенные налоги после освоения участка или заплатить крупный штраф. На мой не компетентный взгляд, большую проблему для пернатых в регионе представляют «афганские» скворцы – майна. Эта агрессивная птица размножается в геометрической пропорции за счет сокращения популяции таких видов птиц, как горлицы, соловьи, ласточки…

К примеру, стаи майны в отсутствии человека набрасываются на голубятники, съедают там не только корм, но и крадут свежие голубиные яйца, маленьких птенцов. То же самое можно сказать о горлицах. Раньше, получая корм от руки человека, они устраивали настоящий птичий концерт. Теперь на виду «афганских» скворцов, они перестали петь, горлыкать. В последнее время горлицы предпочитают гнездиться вблизи обитания человека, что, однако, не всегда их спасает. Возможно, опасаясь разорительных атак майны, они все меньше и меньше гнездятся в открытой местности.

В предгорных районах Чимгана из года в год сокращается общее количество соловьев. Вместо былой групповой, задиристой трели удается услышать редкое соло одного, двух соловьев, а иногда их истеричный рев. Есть предположение, что гнезда соловьев так же подвергаются нападениям воинственной майны. О судьбе других видов птиц – друзей и помощников человека, природы – не могу судить. Не имею возможности следить за их популяцией.

Какой вред наносят «афганские» скворцы урожаю сельскохозяйственных культур, знают все специалисты и жители сел. Мне кажется, что эта крайне агрессивная птица, сбивающаяся в стаи для атаки избранных ими жертв, стали представлять серьезную угрозу популяции наиболее полезных видов птиц, что ведет к нарушению биологического разнообразия пернатых в регионе.

Считаю целесообразным приступить к открытому обсуждению этой проблемы с участием ученых биологов, орнитологов, экологов, специалистов сельского хозяйства и принять согласованное решение.