Морские будни 1959г

Лев Закрутин
 РЕЙСЫ НА ПАРОХОДЕ "ВОЛОГДА".
 Послали меня кадры летом 1959года подменить 4-го механика на пассажирском пароходе "Вологда".Это была бывшая немецкая прогулочная яхта.По репарации попала она на Север и стала обеспечивать пассажирские линии побережья Кольского полуострова.Места посещали живописные,но весьма суровые.это полуостров Рыбачий с величественным монументом в память его защитникам не пропустившим немцев  к Мурманску.Также ходили по портопунктам на восток вплоть до Гремихи - бывшей Английской каторги в годы интервенции.Там и памятник оригинальный в память этого имеется.
 
 Я механик начинающий- стал осваивать машинную установку,а она хоть и довоенной постройки но не хуже чем на других пароходах:паровая машина была клапанная комбинированная с паровой турбиной,а котлы были водотрубные,а это уже прогресс.Одно было неудобство-судовые системы по корридорам были зашиты стальными листами,по слухам они служили экранами от радиопомех.Мне чтобы добраться до прохудившейся трубы на подволоке приходилось зубилом долго прорубать эти экраны установленные намертво.

 Но были и плюсы - на этом пассажире было всегда довольно весело.Моя каюта находилась на расстоянии вытянутой руки от стойки пивного бара,чем я и пользовался нередко, отдыхая от вахты.Вообще, быт экипажа соответствовал назначению парохода.Пассажиры,в основном, военные моряки,солдаты или жены спешившие навестить тоскующих офицеров на точках по побережью.
 Чем заняться такому пассажиру в рейсе - убить время и использовать скромные услуги буфета.Большинство их было "подшафе".Экипаж тоже активно пользовался имевшимися благами сервиса. Почти ежедневно по вечерам в пассажирском салоне гремела музыка проигрывателя- экипаж развлекался танцами.Кстати, экипаж буфетчица обслуживала днем и ночью и выдавала спиртное в кредит под запись в своей долговой книге.В такой атмосфере "слабаку" можно было спиться до чертиков.

 Но вот объявили выход в спецрейс: надо было доставить смену шахтеров на Шпицберген.Шахтеры были в основном вербованные с шахт Украины и мечтали поднять своё благосостояние проработав пару лет на шахте Баренцбурга.
 Проходим мимо живописных скал,на траверзе величественные пейзажи Баренцбурга.Нам срочно готовят причал отогнав грузившийся углём сухогруз.Торжественная встреча на берегу, толпа встречающих - заждавшихся смены шахтёров,начальства и зевак.Крики, приветствия.На причале оркестр  грянул приветственный марш,пассажиры возбуждены и взволнованы- не ожидали такой встречи.Уже и парадный трап подан,пошла выгрузка пассажиров и багажа.

 На борт наконец допустили и встречающих.Местные прежде всего двинулись к знакомым морякам и особенно к морячкам.У кают некоторых дневальных и проводниц  выстроились очереди мужиков с какими-то свертками жаждущих встречи с прекрасным полом.


   Ну а мы прогулялись по посёлку.Поиграли в волейбол в отличном спорткомплексе,побывали в клубе и наконец зашли в столовую,здесь был "коммунизм"- всё было бесплатно,но мы только взяли по буханке свежего белого хлеба и несколько пачек папирос "Казбек". Здесь и деньги свои "рубли" тоже существовали для закупки дефицитных промтоваров шахтёрами.

 Уголь здесь добывали плохого качества и он негодился для бункеровки пароходов-больше породы ,чем угля.

  Так помню, однажды на пароходе "Механик Бондик" мы вынуждены были пополнить бункер этим угольком.Все бы ничего, да надо было доставить аж министра угольной промышленности в Мурманск.Настало время отдать швартовы,но вот беда кочегарам не удаётся поднять пар в котлах.Так прошло три часа ,на бедных капитана и стармеха давит начальство,что делать?Пришлось отходить использовав старые запасы угля и до Мурманска добрались с трудом, временами против ветра совсем теряя ход.

   Подошла пора отходить обратно в Мурманск.Возвращающиеся домой шахтёры и ящики с их багажом погружены.Провожать пароход и отплывающих шахтёров пришло все население свободное от работы.Среди провожающих пьяного не встретишь - норма на спиртное 1 бутылка
в месяц.
  Опять оркестр ,салют из ракетниц ,крики, подкидывание шапок вверх.

Отошли и через трое суток благополучно пришвартовались в Мурманском торговом порту.Как и положено прибывшим  из-за границы ( Щпицберген - Норвежская территория) начался пограничный и таможенный контроль. Таким запомнился первый Шпицбергенский рейс.

 Далее см.    http://proza.ru/2009/08/05/917