ВСЕМ 56. О моём учителе Берковиче начало

Григорий Варшавский
                светлой памяти Якова Давидовича Берковича
                посвящается

                "Всё проходит"
                (из притчей Соломоновых)

       Я помню его грустные тёмно-коричневые еврейские глаза. Я помню эти глаза весёлыми и добрыми. Передо мной на фотографии он по пояс  обнажённый и на левом предплечье татуировка-"Не забуду мать родную". А вот он на большой фотографии с нами после выпускного вечера. Крепкая лысая голова с курчавостями побокам и чуть насмешливо-грустный взгляд. Ему оставалось до смерти всего 8 лет. Да, внешность у моего учителя была чисто еврейской.  Чисто еврейскими были и его ФИО- Яков Давидович Беркович. И я не представляю, каким образом Яше( так мы его всегда звали за глаза, и так я буду его называть дальше) удалось выдать себя за армянина и выжить 3 года в немецких концлагерях. Но выжил. Вернулся, чтобы снова сесть, но уже в наш родимый лагерь, в "гулаговский".
       Всё, что я теперь рассказываю, я узнал не сразу, а в течении многих лет моего общения с ним, сначала как с дядей Яшей(он был коллегой моей мамы по школе и её хорошим приятелем). Позднее , как с Яковом Давидовичем- это когда я пошёл в школу учиться, в школу ,где работали и моя мама и он, и их коллеги-учителя,которые для меня в домашней обстановке были тёти Тани и Маши, дяди Пети, и дяди Миши. А ещё позднее, он стал для меня Яшей- это когда мы стали ходить с ним в походы, и конечно в самый для нас памятный- по Закарпатью и Молдавии с заскоком в Одессу. Одесса же не могла без нас обойтись. Ну никак не могла.
      Да, забежал я вперёд. А надо бы по порядку. Яша родился в 1923 году. Не знаю, где он родился. Сейчас и спросить то не у кого: все умерли, а две дочери уехали на постоянное жительство в США. Знаю точно, что уже с первого класса он учился в Лосинке, в школе, расположенной по левую сторону от железной дороги Москва-Ярославль. И многие годы спустя, Яша поддерживал дружеские отношения со своимиодноклассниками. На похороны Яши пришло довольно много его одноклассников(им всем было тогда слегка за 50 лет). Но преимущественно это были женщины. Мужчины либо остались на полях войны, либо уже умерли тоже. Кстати из этого же поколения рождённых в 1923 году и призванных в Красную Армию мужчин, а скорее юношей(им было в 1941 году-по 18 лет) почти все погибли. Яше "повезло"-он попал в немецкий концлагерь и несмотря ни на что, выжил. Выжил тогда.

         продолжение 1 см.  http://www.proza.ru/2009/06/06/307