Американский друг и Игра Рипли - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Американский друг
ФРГ, Франция, 1977
Режиссер: Вим Вендерс        В ролях: Бруно Ганц, Деннис Хоппер, Лиза Кройцер

Игра Рипли
США, Великобритания, Италия, 2002
Режиссер: Лилиана Кавани       
В ролях: Джон Малкович, Дагрэй Скотт, Рэй Уинстон, Лена Хиди

В 50-ые годы ХХ столетия американская писательница детективов Патриция Хайсмит написала цикл психологических криминальных романов о Томе Рипли, человеке, который сам себя характеризует человеком без совести. Сюжеты оказались крайне кинематографичны и по двум из романов было сделано четыре экранизации: "На ярком солнце" и "Талантливый мистер Рипли" - в первом фильме Тома играл Ален Делон, во втором - Мэтт Дэймон; а также картины о постаревшем на двадцать лет герое "Американский друг" и "Игра Рипли" - Деннис Хоппер и Джон Малкович в роли Тома. Последние две вещи получились совершенно разные, о них и пойдёт речь.

Общая канва сюжета обоих фильмов такова: постаревший Том Рипли зарабатывает на жизнь торговлей на аукционах картин якобы скончавшегося, а на деле здравствующего известного художника ("Американский друг") или продажей поддельного Рембрандта ("Игра Рипли"), он отличный комбинатор и сумел не только построить себе превосходное состояние, но и обеспечить душевный комфорт - он, как и в молодости, способен, не моргнув глазом, убить человека, но ушёл от подобных дел, нынешний Рипли - убийца на покое.

Однажды Том сталкивается с владельцем багетной мастерской Джонатаном, человеком, который стоит ниже его на социальной лестнице, но не кривит душой: Джонатан видит в Томе не тонкого ценителя искусств, а торгаша, и, не скрывая этого, нелицеприятно оскорбляет его. Рипли узнаёт, что Джонатан тяжело болен. В это же время один из старых знакомых Тома, Ривз, мошенник и негодяй, напоминает ему, что не всё уплачено по старым счетам и просит совершить убийство. Рипли решает втянуть в это дело совершенно невинного Джонатана, таким образом он и отомстит ему за унижение - заставит опуститься до уровня убийцы, и поможет деньгами - умирающий изготовитель рам еле сводит концы с концами. Дальше сюжет значительно расходится и пересказывать я его не буду, чтобы не испортить впечатление от фильма.

Скажу честно: несмотря на высокую оценку "Американского друга" - он претендовал на Золотую Пальмовую ветвь в Каннах и на Премию Цезаря во Франции, получил Золотую Премию Германского кинофестиваля в 1978 г., - но этот фильм значительно слабее "Игры Рипли". Прежде всего это связано со сценарием и режиссурой. В "Американском друге" слишком много невнятных моментов, нелогичностей. "Где ты был на самом деле? - спрашивает жена Джонатана после его возвращения.- Я тебе не верю". Ни сюжетом, ни поведением персонажей это объяснить нельзя, недоверие исключительно по прихоти автора. Подобных проколов в фильме не меньше десятка. В отсутствие художественной правды вносит свою лепту и слабая прорисованность персонажей . Сцена убийства в машине вообще непонятна: кто кого и зачем? На этом фоне "Игра Рипли" выигрышно выделяется - у каждого поступка есть своя предыстория, действия героев оправданны и понятны, характеры убедительны. Кстати, оба сценария написаны самими режиссёрами картин.

Том Рипли в "Американском друге" - трусоватый и нервный ковбой, в "Игре Рипли" - флегматичный и уверенный в себе богемный коллекционер. Джонатан - бесхребетный и беспринципный в одном фильме, мечущийся, рефлексирующий, страдающий - в другом. Первая картина завершается фарсом и крахом героев, ибо они слабы, как и их поступки; вторая - благодаря сильной игре прирожденного злодея и комбинатора Джона Малковича, убедительности положительного Дагрэя Скотта и противоречивому мерзкому и коварному обаянию Рэя Уинстона, поднимается до вершин трагедии.

"Американский друг" - 6 баллов из 11.
"Игра Рипли" - 11 баллов из 11.