Русы - цари Урарту

Петр Золин
 
http://konan.3dn.ru/Aziya/urartu03.gif, http://ru.wikipedia.org/wiki/Урарту
 
Урартские знаки http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/intro.htm
 
Надпись Сардури, сына Лутипри, царя великого, царя могущественного, царя вселенной, царя страны Наири, царя, равного которому нет, удивительного пастыря, не боящегося2) сражения, царя, подчиняющего непокорных. (Я), Сардури, сын Лутипри, царь царей, который от всех царей получил дань. Так говорит Сардури, сын Лутипри: Я эти камни3) принес из города Алниуну (и) воздвиг эту стену.(у озера Ван). 9 век до н.э.
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/001.htm

Руса – цари Урарту

Умели ли русы задолго до нашей эры читать и писать ?! Это вопрос с подвохом русофобам. На их недоумение можно ответить.

- Безусловно, клинописью.

УРАРТСКИЙ ЯЗЫК, принадлежит к хуррито-урартской группе языков, родственной восточнокавказским. Был распространен на территории государства Урарту (с запада на восток — от озера Ван до озера Урмия, с севера на юг — от Араратской долины до северного Ирака). Сохранилось ок. 600 надписей, выполненных новоассирийской клинописью, а также несколько десятков надписей (очень кратких), записанных оригинальной урартской иероглифической письменностью (еще не дешифрованной) и лувийскими иероглифами. Надписи первых царей (Сардури I) составлены на ассирийском языке, после царя Ишпуини (ок. 830 до н.э.) вплоть до разгрома Урарту при Сардури IV (ок. 600 до н.э.) писали только по-урартски. Основные характеристики урартского языка: агглютинативный язык эргативного строя (см. ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ), без префиксации, с развитой падежной системой (ок. 15 падежей); глагол имеет видо-временные формы (совершенную и несовершенную), два типа спряжения — транзитивно-эргативное и интранзитивно-абсолютное. Лексически близок к хурритскому языку (его сближают с народами Северного Кавказа, чеченами и ингушами).
Дьяконов И.М., Старостин С.А. Хуррито-урартский и восточно-кавказские языки. — В кн.: Древний Восток. М., 1988

Специалисты сближают. Наше дело – учитывать.
Если специалисты правы, то урартские надписи – следы письменности на древних языках народов России. А как иначе ?!

Причем здесь русы ?! Попробуем разобраться.
В духе надписей Сардури оставили свои письмена и последующие цари Урарту.

Да и появившийся в этих краях южнее царь киммерийцев в 7 веке до н.э. тоже не гнушался именоваться «царем вселенной» ( 657 год. И.Н.Медведская. О скифском вторжении в Палестину http://annals.xlegio.ru/blacksea/skif_pal.htm) ,  как позже и цари Боспора. http://ru.wikipedia.org/wiki/Боспор

Так как русские летописи указывают на «нарцев еже суть словен» со времен Вавилонской башни, всякие созвучия недалеко от Вавилона останавливают взгляд. Корни ононимов нередко индоевропейские, да и не стоит забывать – по данным античных римлян – ассирийский царь Нин прекратил 1500-летнее господство скифов в Европе и Азии. В ответ дружины Плина и Сколопита, Сагила и Панасагора появляются в Южном Причерноморье. Фараон Сенусерт проводит акцию против Скифии. А через век Египет с севера атакую гигсосы царя Хиана (Киана), основав у низовий Нила свою столицу Аварис (созвучную северному мудрецу Абарису). Была Наири или не была одной из опорных баз северян – кто теперь докажет. Но зачем, если место подданными «царя вселенной» давно освоено, камни для строительства явно новых крепостей таскать. Все давно должно быть заготовлено.
Ишпуни, сын Сардури, хвастает новым строительством.
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/004.htm
И этот дом он построил. И этот. И крепость. А до него такого (?) величественного (?) ничего не было (здесь) воздвигнуто.3)
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/017.htm
Затем пошли жертвоприношения богу Халди тысяч голов скота – быков, овец, коз.
Явно далеко не всё сам бог съел. Немало и жителям Урарту, их войскам доставалось при жетвоприношениях.
Допускают, что  урартский Халди (Алди)  в хурритской мифологии – идущей с 3 тыс. до н.э. - Халалу (Алалу). И при ритуалах « козленок пусть будет зарезан богу Халди, овца - богу Тейшеба, овца - богу Шивини».
http://www.vaymohk.com/index.php?name=pages&op=view&id=59
Чечены и ингуши признаются далекими потомками хурритов.
http://forum.souz.co.il/viewtopic.php?t=80977
http://kitap.net.ru/gallyamov/flexkch.html и др.

Вероятнее всего, хурриты были полиэтничными выходцами из округи Северного Кавказа, но языком межнационального общения был именно хурритский.

Далее «цари царей» воюют с соседями, утверждают свою силу в большой округе.
Города Урарту наполняются тупыми скифскими стрелами – они одно время считались деньгами.  http://www.museum.com.ua/expo/premonet_ru.html

Массой интересных надписей уже без отца отметился Менуа.
Затем его сын Аргишти I, а позже и Сардури II
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/index.htm

А вот сына Сардури П уже звали Руса. Но о нем Википедия промолчала.

Русу II, правда, не забыла http://ru.wikipedia.org/wiki/Руса_II

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Руса II
9-й Царь Урарту

685 до н. э. — 639 до н. э.
Предшественник: Аргишти II
Преемник: Сардури III
 
Смерть: 639 до н. э.
Отец: Аргишти II
Дети: Сардури III


Руса II (Руса, сын Аргишти) — царь государства Урарту, период правления ок. 685—639 гг. до н. э.
 
Урарту во время правления Русы II

Руса II, сын Аргишти II, правил государством Урарту в период его упадка (а другие допускают – вершины достижений). Крупные поражения от Ассирии прошлых лет, потеря Мусасира и западных областей сильно ослабили Урарту. Отец Русы II, Аргишти II, после трагических неудач своего отца, Русы I, вынужден был уступить Ассирии часть урартских территорий и, возможно, платить подати. Кроме этого сохранялась опасность нападений скифов и киммерийцев с северо-востока Урарту, в Закавказье.

Однако, через четыре года после вхождения Русы II на престол, в 681 году до н. э., положение Урарту улучшилось. Новый виток гражданской войны в Ассирии резко ослабил эту страну. Мидия, которая в этот период входила в состав Ассирии, резко активизировала борьбу за независимость. В 680 году до н. э. правитель Ассирии, Сеннахериб, был убит, а его убийцы сбежали в область Шуприа в Урарту. Запись об этом событии сохранилась у Моисея Хоренского[1], в ассирийских архивах и в Библии (в Четвёртой книге Царств и в Книге пророка Исайи):

«… Возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него».

Эти события отвлекли внимание Ассирии от все слабеющего Урарту и оставили Русе II возможность для попыток вернуть Урарту былую славу. Руса II направил свои усилия на возрождение религиозной силы главного урартского бога Халди, построив новый культовый город этого божества в центре Урарту на северном побережье озера Ван. (Прежний религиозный центр бога Халди, Мусасир, был разрушен ассирийским царём Саргоном II в 714 году до н. э.). Кроме этого Руса II совершил несколько военных походов на запад, захватив большое число пленных, которых использовал внутри страны для сооружения множества крепостей и монументальных сооружений.
Табличка времен Русы II об основании города бога Халди
Обнаружена в конце XIX века на камне в селе Адыльджеваз (северо-западное побережье озера Ван). Надпись плохо сохранилась. Перевод надписи: … город бога Халди страны Зиукуни Руса, сын Аргишти, построил; Руса, сын Аргишти, говорит: Я угнал женщин из вражеской страны … народ стран Мушкини, Хате, Халиту ... этой крепости, а также городам, которые окружают эту крепость … к этой крепости я присоединил. … Руса, сын Аргишти, говорит: Бог Халди даровал мне … Для бога Халди я эти могучие деяния совершил. Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Бианили, царь стран, правитель Тушпа-города[2].


Руса II построил крупные города Бастам, Аянис, Тейшебаини и другие. Многие постройки носили храмовый и торжественный характер, однако Тейшебаини был явно построен для дополнительной защиты от набегов киммерийцев.
Надпись времен Русы II, повествующая о сооружении храма бога Халди в Тейшебаини
Обнаружена в 1961 году при археологических раскопках на Кармир-Блуре.
Фрагмент перевода надписи: Богу Халди, владыке своему, этот храм Руса, сын Аргишти, построил, а также ворота бога Халди величественные города Тейшебаини ... он воздвиг, посвятил богу Халди[3].

Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И.А.. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — 286 с. — 3500 экз.
Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960.
Zimansky P. Ecology and Empire: The Structure of the Urartian State. — Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 1985. — (Studies in ancient oriental civilizations). —Арутюнян Н.В. Биайнили — Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 368 с. — 1000 экз.
; Мовсес Хоренаци История Армении, Айастан, Ереван, 1990 ISBN 5-540-01084-1 (Электронная версия)
; Перевод Г. А. Меликишвили из книги: Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи, Издательство АН СССР, Москва, 1960
; Перевод Н. В. Арутюняна из книги: Арутюнян Н.В. Новые урартские надписи, Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1966

Но вернемся к клинописи именно царей Руса

Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи // Вестник древней истории.
http://annals.xlegio.ru/i_urart.htm

Очередной царь Урарту, Руса I (735-713 гг. до н. э.), решил выиграть у Ассирии хитростью там, где уже нельзя было выиграть силой. Отвлекая ассирийские войска в район озера Урмия, Руса I попытался зайти им в тыл. Но Саргон II был опытным воином и не попался в ловушку. Разгром урартов был полным. Руса бежал в Тушпу и покончил с собой.

Надписи Руса I, сына Сардури. № 264.

Надпись на стеле, находящейся на расстоянии 1,5 км от сел. Топузава, по дороге в сел. Сидикан (в горах к юго-западу от оз. Урмия, на перевале дороги, ведущей из города Ревандуза в Ушне – на привычных скифских путях на юг). Надпись — двуязычная: на восточной широкой стороне камня (32 строки) и на южной боковой стороне (6 строк) следует текст на урартском языке, а на западной широкой стороне (29 строк) и на северной боковой стороне (8 строк) помещен тот же текст на ассирийском языке. Чтобы вечные соперники Скифии тоже о достижениях Урарту знали.

Надпись сильно разрушена. До недавнего времени она была опубликована лишь частично (урартск. текст: стк. 9-32, ассир. текст: стк. 10-29): С. F. Lehmann-(Haupt), Bericht, № 128, стр. 631-632 (Т, П); VBAG, 1900, стр. 434-435 (Т, П); ZDMG, 58, 1904, стр. 834 сл. (А); Sayce, JRAS, 1906, стр. 625, сл. (Т, П); Сандалджян, «Хандэс Амсореа» (на арм. яз.), 1913, стб. 395-402 (Т, П). Полностью по фотоснимку эстампажа надпись издана М. Tseretheli (RA, т. XLIV, 1950, № 4, стр. 185-192; том XLV, 1951, № 1, стр. 3-20; № 4, стр. 195-208). В издании М. Церетели приведены фотоснимок эстампажа урартского текста билингвы, а также автография, транскрипция и перевод всей надписи с комментариями. Ниже Г.А. Меликишвили придерживается транскрипции надписи в основном по публикации М. Церетели. Все восстановления, не оговоренные специально в примечаниях, принадлежат ему.


Руса, сын Сардури, говорит (так):19) Урзана, царь города Ардини (Мусасир), явился20) передо мной. Взял я на себя заботу о пропитании всего его войска.21) По причине этой милости богам по велению бога Халди я воздвиг часовни22) на высокой дороге, для благоденствия (царя) Руса23) Урзана я поставил правителем области, посадил я (его) в городе Ардини (Мусасир).

В том же году я19, Руса, сын Сардури, пришел в город Ардини (Мусасир). Урзана на высокий трон своих предков — царей посадил меня... Урзана перед богами в храме богов передо мной совершал жертвоприношения. В то время богу Халди, владыке, храм, жилище его божества, в воротах я построил.

Урзана предоставил24) (мне) вспомогательные войска...,25) боевые колесницы, какие (только) имелись (у него); я повел26) вспомогательные войска (и) по велению бога Халди я19, Руса, пошел к горам Ассирии. Устроил я (там) резню.27) Вслед за этим28) Урзана я взял под руку,29) я позаботился о нем...,30) посадил я его31) на его место владыки, для царствования.32) Народ в городе Ардини (Мусасир) присутствовал (при этом);33) сделанные мною пожертвования целиком я отдал городу Ардини (Мусасир); праздник (?)34) для жителей города Ардини (Мусасир) я устроил. Тогда35) в мою19 страну я возвратился.36)

Я19, Руса, слуга бога Халди, верный пастырь народа, мощью Халди (и) силой (своего) войска, не боялся сражения. Бог Халди дал мне силу, власть, радость в продолжение всей моей жизни.37) Страной Биаинили я управлял, вражескую страну притеснил. Дали мне боги долгие38) дни радости (и) кроме радостных дней...39)

Вслед за этим...40) мир был водворен.

Кто (эту надпись) уничтожит, кто (ее) разобьет, (кто) совершит такие41) (дела), пусть уничтожат42) боги Халди, Тейшеба, Шивини, (все) боги его семя (и) его имя.


Примечания в публикации.

В частности.

23) «Для благоденствия (царя) Руса». В ассирийском буквально: «для жизни Руса»; в урартском просто: «для (из-за) Руса».

24) Буквально «дал».

25) М. Церетели переводит опущенное нами слово isi (которому, по его мнению, соответствует в ассирийском тексте восстанавливаемое им [mimma]) как «всякий», «всякого рода»; он считает, что это определение относится к войскам, предоставленным царем Урзана царю Руса.

26) Так по урартскому тексту. В ассирийском буквально: «я взял».

27) Таково значение ассирийского выражения: diktu aduk. В урартском тексте этому соответствует ereli za;gubi «умертвил я ereli». ereli по-урартски значит «царь», но так как в ассирийском тексте нет никакого следа слова «царь», то, можно думать, что здесь стоит не ereli «царь», а другое слово — eri/e во множественном числе. Именно так понимает это слово М. Церетели, который приписывает ему значение «воины». Однако, не исключена возможность, что это слово имело совершенно другое значение, например, «много» и т. п.

28) В урартском тексте: inukani edini — «после этого», «вслед за этим».

29) «Урзана я взял под руку» — так по ассирийскому тексту. Согласно М. Церетели, этому в урартском тексте соответствует: Urzanani ... parubi didulini (стк. 18-19; см. выше, прим. 6); М. Церетели считает, что урартское слово diduli означает «рука».

30) «Я позаботился о нем» (урартское - ;aldubi соответствует ассирийскому alti’i;u). М. Церетели переводит это место в урартском тексте — «J'eus soin de sa vie» (стк. 20: [pi-i-n] i 'a-al-du-bi), в ассирийском же — «J'ai eu soin de sa vie» (стк. 19: [napi;ta] al-ti-'i-;;).

31) Урартское слово manini M. Церетели считает соответствующим b;li в ассирийском тексте; слову mani он придает значение «господский». Скорее всего, однако, b;lu в ассирийском тексте не имеет соответствия в урартском.

32) «На его место владыки, для царствования» — так по ассирийскому тексту. В урартском тексте вместо этого сказано: «на царственное место».

33) «Народ в городе Ардини присутствовал (при этом)» — так по урартскому тексту; буквально там сказано: «были (люди)» (manuli). В ассирийском тексте вместо этого говорится: «Народ в Мусасире я накормил». М. Церетели полагает, что manuri (так он читает вместо manuli) в урартском тексте (стк. 21) соответствует в ассирийском (стк. 20) слову a-t;-pur-ma, которое означает: «я накормил», «я снабдил», «я содержал». На основании этого соответствия М. Церетели ставит вопрос о значении урартских форм на -uri и т. д. Но чтение М. Церетели — manuri— вызывает серьезное сомнение. Скорее всего следует допустить, что ассирийский и урартский тексты в этом месте расходятся. Не только грамматическая форма в случае соответствия manuli (у М. Церетели: manuri) и at;purma вызывает сомнения, но также и значение этих слов (урартское manu, несомненно, имеет смысл «быть», «существовать», в то время как ассирийское слово ep;ru означает «содержать», «снабжать», «кормить» и т. д.). L;UK;-ME; URUar-di-ni ma-nu-ri в урартском тексте (стк. 21) М. Церетели переводит: «Je nourris les habitants (de la ville) d'Ardini», a am;ln;;;ME; ina lib-bi;l mu-;a-;ir a-t;-pur-ma в ассирийском тексте (стк. 20) он переводит: «Les habitants dans (la ville de) Mu;a;ir je nourris».

34) Такое значение, как предполагает М. Церетели, имело урартское, слово asuni; в соответствии с этим в ассирийском тексте он восстанавливает: [isinna] (стк. 22).

35) Буквально: «в (тот) день».

36) В ассирийском тексте буквально: «вошел» (er;bu), в урартском: «я отправился в (мою) страну».

37) В ассирийском тексте буквально: «в (продолжение) годов» (подразумевается, по всей вероятности: «моей жизни»), в урартском же: «в единении (в совокупности) годов» (также, вероятно, «моей жизни»).

38) В урартском тексте буквально: «сильные» (za;ili), в ассирийском — «могучие» (dannuti).

39) М. Церетели в урартском тексте (стк. 31, см. выше, прим. .12) читает: «се que (mon) coeur а d;sir;» (i;-ti bi-b;-t;-[;] буквально — «le d;sir du c;ur»). В соответствии с этим в ассирийском тексте он восстанавливает: [bi-ib-lat lib-bi] и также переводит: «се que (mon) c;ur а d;sir;». Судя по общему контексту надписи, наличие здесь такого выражения возможно.

40) Слово salmat;mi в урартском тексте М. Церетели считает соответствующим восстанавливаемому им в ассирийском тексте (стк. 30) слову: b[a]-la-;[u] «жизнь». Стк. 30-31 ассирийского и стк. 32 урартского текста он переводит: «Apr;s (cela) la prosp;rit; (et) la paix s';tablirent», приписывая, таким образом, термину salmathini значение «процветание». Но так как встречаемому в других урартских текстах слову salmat;i(ni) значение «процветание» не подходит, то можно сомневаться в правильности восстановления термина bala;u и в факте его соответствия урартскому salmat;i(ni).

41) Буквально: «эти».

42) «Пусть уничтожат» — так по ассирийскому тексту. В урартском: «пусть не оставят» (ср. конец Келяшинской билингвы).

Вестник древней истории, 1953 г., № 4, стр. 213-217
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/264.htm
Древнее царство Урарту
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/264.htm

Вот еще надписи «нашего» или «ненашего» Русы 1.

Могуществом бога Халди Руса, сын Сардури, говорит: царя страны Уеликухи я победил, в (своего) раба я (его) превратил, из страны я (его) удалил, (своего) наместника (правителя области) там я поставил. Ворота бога Халди (и) величественную (?) крепость я построил, установил (для нее) имя — «Город бога Халди»; (построил я ее) для могущества страны Биаинили (и) для усмирения (?) вражеской страны.
Руса, сын Сардури, царь могущественный, который страной Биаинили управлял.1)
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/265.htm
По господнему могуществу бога Халди Руса, сын Сардури, говорит: я эти страны за один поход захватил (и) поработил: страны Адахуни, Уеликухи, Луерухи, Аркукини, четырех царей с этой стороны озера, (а также) страны: Гуркумеля, Шанатуаинн, Териуишаини, Ришуаини, [ ]зуаини, Ариаини, Замани, Иркиматарни, Элаини, Эриелтуаини, Аидаманиуни, Гуриаини, Алзирани, Пируаини, Шилаини, Уидуаини, Атезаини, Эриаини, Азамерунини, 19 царей с той стороны озера в горах высоких;15) всего 23 царя за один год (?) — всех(?) я захватил, мужчин (и) женщин угнал я в страну Биаинили. Пришел я в год дани, построил эти крепости, этой стране (?) величественную (?) крепость бога Тейшеба я построил, установил (для нее) имя — «Город бога Тейшеба»; (построил я ее) для могущества страны Биаинили (и) для усмирения (?) вражеских стран.
Руса говорит: кто эту надпись уничтожит ...
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/266.htm
В надписи много неясных мест, не поддающихся точному переводу. В начале надписи речь идет о создании искусственного озера, о котором царь Руса в 4-й строке говорит: «установил (для него) имя — „Озеро Руса"» (terubi tini Irusae sue).
Непосредственно перед этим сказано: «воду там для каналов и арыков (?)» (AМЕ; i;tini pilaue е'а i;inaue — стк. 2-3).20) Вслед за сообщением о наименовании созданного искусственного озера Руса говорит: «провел я оттуда (т. е. из озера) канал к (городу) Русахинили» (стк. 5: agubi PA5 i;tinini Irusa;inadi). Далее ведется речь о положении тех земель, которые, очевидно, с постройкой канала попали в сферу оросительной системы: «та земля, которая была пустынной (?)» (стк. 6-7: ikuka;ini KITIM ali quldini manu); в связи с этой же землею в неясном контексте упоминаются страна Биаинили и «вражеские страны» (стк. 7-8). Потом, очевидно, идут постановления царя об использовании: орошаемых земель, лежащих у столицы Тушпа: «Руса говорит: когда я Русахинили воздвиг, когда я это озеро соорудил (?), я постановил: житель города Тушпа...» (стк. 8-11: Irusa;e ali iu Irusa;inili ;iduli iu ini ;ue tanubi terubi L;DUMU-;e URU;u;pami;e); дальше упоминаются «земля перед (городом) Русахинили» (стк. 12-13: KITIM Irusa;inakai), «а также такое озерное место» (стк. 13-14: е'а inusi ;uini esi); очевидно по адресу этих земель сказано: «пустынная(?), необработанная (?)» (стк. 14-15: quldini ;uli manu) и т. д. Стк. 18-23 содержат важные сведения о деятельности царя Руса на этих землях: «Руса говорит: разбил я на той земле виноградник (и?) лес(а?), пол(я?) с посевами, могучие дела я там совершил. Да будет это озеро оросителем (?) (города) Русахинили».21) Дальше, очевидно, речь идет об использовании «воды, вытекающей (?) из озера» (стк. 26; АME; ;uinini ;edue) и «вод, вытекающих (?) из реки Алании» (стк. 28: AME; ;Dalainini ;edule) для нужд Русахинили и Тушпа.
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/268.htm
Надпись на бронзовом щите, найденном при раскопках на Кармир-блуре в 1950 г. Б. Б. Пиотровский, Кармир-блур, II, стр. 53 (Т, П).
 
Богу Халди, владыке, этот щит Руса, сын Сардури, посвятил ради жизни. Величием бога Халди Руса, сын Сардури, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города.
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/269.htm
Надписи на бронзовых чашах (5 экз.), найденных при раскопках на Кармир-блуре в 1949 г. Хотя в надписях не упоминается отчество царя Руса, они, как справедливо думает Б. Б. Пиотровский, очевидно, принадлежат царю Руса I, сыну Сардури. На это указывает, в частности, то обстоятельство, что, как и на тех чашах, которые принадлежали предшественнику Руса I — царю Сардури II (№ 177-190, 193-259), так и на этих имеется изображение крепостной башни, дерева и головы льва.
Б. Б. Пиотровский, ЭВ, V, 1951, стр. 111 (Ф, А, Т, П); он же, Кармир-блур, II, стр. 56, 61 (А, Т, П).
 
Оружейного дома (царя) Руса.1)

Надписи Руса I, сына Сардури. 274а-с.
Кармир-блур. Надписи на бронзовых чашах (3 экз.), найденных при раскопках 1951 г. В центре чаш имеется изображение — дерево на башне. Приводим текст надписи в чтении Б. Б. Пиотровского:
 
Оружейного дома (царя) Руса.

Надписи Руса I, сына Сардури. 274d.
Кармир-блур. Надпись на бронзовой чаше, найденной при раскопках 1951 г. Приводим текст надписи в чтении Б. Б. Пиотровского.
 
Оружейного дома (царя) Руса.

Примечания
1) Имя «Руса» имеется еще на одной чаше из Кармир-блура (№ 285), которую Б. Б. Пиотровский также считает принадлежавшей Руса I; но, по нашему мнению, эта последняя чаша относится ко времени Руса II, сына Аргишти (см. под № 285).
http://annals.xlegio.ru/urartu/ukn/270.htm
Руса, имя царей государства Урарту, о деятельности которых сообщается в клинописных надписях. Р. I (правил в 730;714 до н. э.), укрепил государство, реорганизовал управление. Вёл войну с Ассирией, в которой потерпел поражение. Р. II (правил в 685;645 до н. э.), при нём велись значительные строительные и ирригационные работы. Р. III (правил в 605;585 до н. э.), последний царь государства Урарту, которое было завоёвано мидянами (см. Мидия).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/128640/Руса



Совместный проект с порталом Новый Геродот

Меликишвили Г.А. Урартские клинообразные надписи // Вестник древней истории.

Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // Вестник древней истории.

Вайман А.А. Урартская иероглифика: расшифровка знака и чтение отдельных надписей // Культура Востока: древность и раннее средневековье. Л., 1978 г.

Дьяконов И.М. Последние годы урартского государства по ассиро-вавилонским источникам // Вестник древней истории, 1951 г., № 2

Меликишвили Г.А.
К вопросу о древнейшем очаге урартских племен // «Вестник древней истории». 1947. № 4.
К вопросу о царских хозяйствах и рабах-пленниках в Урарту // Вестник древней истории. № 1, 1953 г.
Урартоведческие заметки // Вестник древней истории, 1951, № 3.

Мещанинов И.И. Изучение языка клинописных памятников Урарту-Биайны // Известия АН СССР, отделение литературы и языка. 1953, том XII, вып. 3 (май — июнь).

Историческая повесть: Моисеева К.М. "В древнем царстве Урарту".

Оганесян К.Л. Военное строительство в Урарту. (1985 г.)

Пиотровский Б.Б.
Урартская колесница // Древний мир. Сборник статей в честь академика В.В.Струве. М., 1962 г.
Урартская крепость Тейшебаини (Кармир-Блур) (к 25-летию раскопок) // Краткие сообщения Института Археологии. Вып. 100. 1965 год.
Урартское государство во второй половине VIII в. до н. э. // Вестник древней истории, № 1, 1939 г.

Тирацян Г.А. Урартский Армавир (по данным археологических раскопок) // Культура Востока: древность и раннее средневековье. Л., 1978 г.

Хахутайшвили Д.А. К истории древнеколхской металлургии железа // Вопросы древней истории (Кавказско-ближневосточный сборник, вып. 4). Тбилиси, 1973.

Книга: Рубинштейн Р.И. У стен Тейшебаини. (1975 г).

Рецензии

Меликишвили Г.А. Рец. на: Б. Б. Пиотровский, Кармир-блур, Изд-во АН Арм. ССР, вып. I, II // Вестник древней истории, 1953, № 3.

Орел В.Э. Рец. на: I. M. Diakonoff, S. A. Starostin. Hurro-Urartian as an Eastern. Caucasian Language. Munchen, 1986. 103 p. // Вестник древней истории, 1989 г., № 3.

Сванидзе А.С. Рец. на: И. И. Мещанинов. Язык ванской клинописи // Вестник древней истории, № 1, 1937 г.

Хазарадзе Н.В. Рец. на: Арутюнян Б.В. «Топонимика Урарту» - Ереван, 1985, 308 с. // Кавказско-ближневосточный сборник, VIII. Тбилиси, 1988 г.

Карты и схемы
открываются в новом окне

Эскиз карты Урарту // Рубинштейн Р.И. У стен Тейшебаини. 1975.

Схематическая карта "страны Наири" и прилегающих областей по ассирийским источникам IX-VII вв. до н.э. // Вестник древней истории, 1951 г., № 2. Вклейка.

План цитадели Тейшебаини // Пиотровский Б.Б. Урартская крепость Тейшебаини (Кармир-Блур) (к 25-летию раскопок) // Краткие сообщения Института Археологии. Вып. 100. 1965.

План Зернаки-Тепе // Оганесян К.Л. Военное строительство в Урарту // Культурное наследие Востока. Л., 1985.

План лагеря Суфиан // Оганесян К.Л. Военное строительство в Урарту // Культурное наследие Востока. Л., 1985.

План лагеря Азнавур // Оганесян К.Л. Военное строительство в Урарту // Культурное наследие Востока. Л., 1985.

В.Б. Ковалевская. Конь и всадник.

Урартские темы на форуме Нового Геродота: Урарту, халдеи.

Справочно.

Около 780 г. до н. э. на престол вступает сын Менуа — Аргишти I, при котором Урарту достигает наивысшего могущества. От его правления дошла одна из крупнейших древневосточных надписей — огромная «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы. Из этой летописи видно, что в начале своего правления Аргишти повторил поход Менуа на Диауэхи, обратив эту страну по крайней мере частично, в урартское наместничество. Затем, пройдя по южной периферии Колхиды (в урартских надписях - Кулха), он продвинулся в район Чилдырского озера и верховьев Куры, а оттуда, минуя гору Арагац, вернулся через долину Аракса. Несколько позже Аргишти создал новый административный центр для Закавказья (уже на левом берегу Аракса) - Аргиштихинили (современный Армавир) Укрепив таким образом свои позиции на северо-западе, Аргишти в следующем году двинулся в Малую Азию, где занял город Мелид (современная Малатия) и вероятно завязал связи с городами Северной Сирии. В 774 г. между урартами и ассирийцами произошло столкновение далеко на юго-востоке, в долине реки Диялы уже на вавилонской по существу территории. Таким образом, урарты все более охватывают Ассирию с флангов. В дальнейшем Аргишти совершил ряд походов в Закавказье, в приурмиискии район и на окраинные ассирийские провинции.

Количество пленных, приводившихся Аргишти из походов и, вероятно в большинстве затем обращавшихся в рабство, было велико: так, за один только год он захватил почти 20 тыс. человек. Такое количество рабов для сравнительно слабо развитого рабовладельческого производства Урарту было излишним, поэтому некоторую часть пленных убивали на поле боя. Некоторая часть мужчин, быть может принималась в урартское войско. Например, Аргишти I переселил 6 600 пленных с Арацани и из Малой Азии,— вероятно, для постройки оборонительных сооружений, а может быть, и в качестве гарнизона — в основанную им крепость Эрбу,или Эребу (ныне Аринберд около города Еревана). Остальные пленные пригонялись в Биаинили — центральную часть государства. Наряду с рабами урартские цари захватывали в походах множество скота. Общественные отношения
http://www.krotov.info/history/00/eger/vsem_018.htm

Целый ряд походов Сардури был направлен в Закавказье. К сожалению, ввиду того, что большая стела (каменный столб) в нише Ванской скалы с надписью, содержавшей анналы Сардури II, сохранилась не полностью, нам не совсем ясна последовательность его походов. 
Число пригоняемых пленных всё более увеличивается; так, за один год из трёх походов Сардури II на Ману, в Закавказье и западные области им было приведена 12 735 юношей и 46 600 женщин.

Наиболее важным направлением походов государства Урарту было юго-западное. Сардури II дважды совершает поход в Кумаху (Коммагену), откуда открывался путь в Сирию. Он подвергает Кумаху разгрому, подчиняет её и вступает в сношения с Северной Сирией (городом Арпадом). При помощи союзов влияние Урарту распространилось до самого Дамаска, и сирийцы выступали вместе с урартами против угрожавшей всем им Ассирии. Воины с Ассирией

Сардури II удалось также подчинить страну Арме, возможно, тождественную с Шубрией, на южных склонах Армянского Тавра.

К 745 г. до н. э. решительная схватка между Урарту и Ассирией стала неизбежной. Ассирийские источники отмечают ряд столкновений с Урарту в течение 781—778 гг., а также в 766 г. Этим не исчерпывается число таких столкновений. Окраинные области, подчинённые Ассирии, то там, то здесь постепенно переходят под власть Урарту. Если ассирийцы до сих пор вынуждены были мириться со всё возрастающей мощью Урартского государства, то это объясняется тяжёлым внутренним положением Ассирии, потрясаемой с конца IX в. внутренними смутами.
Сардури II умер в конце 30-х годов VIII в., и на престол Урарту взошёл Руса I. Это было трудное для государства время. Центробежные силы Урартского государства, сдерживаемые до сих пор силой оружия урартских царей, получили теперь простор для действия. Местные царьки и даже наместники из высшей урартской знати отлагались от царя Урарту. Об обстоятельствах начала царствования Русы мы знаем главным образом из надписи, составленной на аккадском и урартском языках, которая была воздвигнута Русой возле Мусасира, и из сохранившихся донесений ассирийских шпионов в Урарту.

По сообщению одного ассирийского источника, Руса воздвиг впоследствии в мусасирском храме статую, изображавшую его на колеснице, с надписью: «С моими двумя конями и одним колесничим рука моя овладела царской властью Урарту». Хотя в этих словах содержится похвальба, но всё же они более или менее верно передают историческую обстановку: положение Русы вначале было весьма тяжёлым. Ему, однако, удалось справиться с восстанием наместников и вновь подчинить своей власти маленькое, но важное в религиозно-политическом и стратегическом отношении царство Мусасир. Как полагают, Руса реформировал и разукрупнил наместничества. Были созданы новые крепости — административные центры, в том числе в Закавказье, на берегу Севанского озера. Но едва Русе удалось вновь собрать воедино Урартское государство, как он столкнулся с серьёзной внешней опасностью — вторжением киммерийцев. Столкновения с киммерийцами и скифами.

Киммерийцы были одним из кочевых или полукочевых племён (или группой племён) Северного Причерноморья, которые в течение VIII в. до н. э. просачивались в Закавказье и Малую Азию. По данным ассирийских шпионов, страна, в которой в это время находились киммерийцы, была расположена рядом с Гурианией (Куриани), одной из западных или центральных закавказских областей. Поход Русы на страну киммерийцев окончился для него поражением. Киммерийцы прорвались на урартскую территорию, всё опустошая и разрушая. В своём натиске на Урарту они, вероятно, объединились со стремившимися к освобождению окраинными племенами, а может быть, и с рабами. Киммерийцы представляли, таким образом, серьёзную угрозу самому существованию рабовладельческого Урартского государства. Однако киммерийцы, как и прорвавшиеся позже через территорию современного Азербайджана скифы, не умели брать крепостей, а крепости являлись костяком Урартского государства. Киммерийцы ограничивались только набегами на урартскую территорию. Позже бывали случаи, когда они даже поступали на службу к Урарту или к Ассирии, образуя наёмные войска. Поход Саргона II в Урарту в 714 г. до н. э.

Русе I удалось благополучно вывести Урартское государ ство из этого серьёзного кризиса. Но по мере роста сил Урарту назревала неизбежность нового столкновения с Ассирией. Повидимому, готовясь к этому, Руса завязывает сношения с Фригией и с мелкими царствами, расположенными в горах Тавра на западе. На востоке он поддерживает антиассирийские группировки в Мане — стране, превратившейся тем временем в сильное и независимое государство, охватившее почти всю территорию нынешнего Южного Азербайджана, — и в соседних мидийских и других племенах и царствах. Новый царь Ассирии, Саргон II, только непрерывными походами мог поддерживать своё влияние в этих областях. В 714 г. Саргон отправился в карательный поход в области к востоку от озера Урмия. Руса решил, что настал подходящий момент для нанесения решительного поражения Ассирии, и двинулся во главе своих войск с целью зайти Саргону в тыл. Но во-время предупреждённый своими агентами Саргон вышел ему навстречу. В битве на горе Уауш (Буши, ньне Сахенд у озера Урмия) Саргон II разбил наголову войско Русы. Руса бежал в Тушпу и, не выдержав этой новой обрушившейся на него неудачи, покончил жизнь самоубийством (713 г. до н. э.).

Что касается Саргона, то он прошёл по Урарту, подвергая всё разрушению на своём пути, сжигая поселения, снося крепости, уничтожая каналы, сады и посевы, захватывая или сжигая запасы продуктов. Дошедшая до нас подробная реляция об этом походе, составленная придворным ассирийским историографом в виде письма к богу, является наиболее полным источником о внутренней жизни Урарту.

Царь Хубушкии (страны Наири) заблаговременно вышел встречать победителя с дарами, но Урзана, царь страны Мусасир, этого не сделал. Саргон с небольшим отрядом внезапно перевалил через горный хребет и застал Урзану врасплох. Тот бежал, а его дворец и храм бога Халди были разграблены ассирийцами. Храм этот, хотя и находился вне собственно урартской территории, был главным святилищем урартских племён; здесь происходили церемонии коронования урартских царей. Естественно, что храм был хранилищем несметных сокровищ. До нас дошла подробная опись захваченных здесь Саргоном вещей. Эта опись свидетельствует о высоком уровне развития урартского ремесла.

Поражение 714 г. и происшедшее в течение двух последних десятилетий VIII в. до н. э. полное подчинение Ассирией Сирии и прилегающих частей Малой Азии заставили последующих урартских царей в корне изменить свою внешнюю политику. Они уже не решаются соперничать с Ассирией на юго-западе и юго-востоке, а устремляют свои силы главным образом на север—в Закавказье и на запад — в Малую Азию. Урарту при Русе II.

Новый период усиления Урартского государства начинается при Русе II, вступившем на престол в 690-х или 680-х годах до н. э.

Руса II вёл большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени Русы II относится построение большого канала, отводившего воду от реки Занги и орошавшего Айраратскую долину. Здесь был построен новый административный центр —Тейшебаини, куда стекалась богатая дань с окружающих местностей. На крутом берегу реки возвышалась цитадель, где находились административные строения. У стен цитадели лежал правильно распланированный город. В Тейшебаини найдены огромные запасы различных видов зерна, склады бронзовых изделий, маслобойная мастерская, орудия труда, оружие, остатки росписи стен и другие памятники, дающие яркое представление о культуре, искусстве и быте урартов. Примечательны многочисленные культурные связи, установившиеся между населением Урарту и скифами, как жившими в то время в Восточном Закавказье и других местах Передней Азии, так и обитавшими в степях Северного Причерноморья. В придворном урартском искусстве VIII—VII вв. до н. э. заметно большое сходство с чертами ассирийского искусства. Повидимому, культура урартской знати этого времени в значительной мере подвергалась ассирийскому влиянию.

Согласно одной из надписей Русы II, он совершил поход в юго-восточную часть Малой Азии, во Фригию и против Халиту — так, повидимому, у урартов называлась область горного народа халдайцев (халибов Понтийских гор, считавшихся у греков древнейшими поставщиками железных изделий; не смешивать с халдеями Вавилонии). Киммерийцы выступали на этот раз, видимо, в союзе с Урарту. Как полагают, об атом походе киммерийцев и идёт речь в греческих источниках, сообщающих о гибели фригийского паря Мидаса и разрушении Фригийского царства. С этого времени в Малой Азии усилилась роль Лидии.

Хотя между Урарту и Ассирией при Русе II иной раз бывали пограничные стычки, а намерения Русы и киммерийцев иногда вызывали недоверие в Ассирии, но в общем между обоими государствами сохранялись мирные отношения. Когда в 673 г. до н. э. ассирийский царь Асархаддон разгромил маленькое горное царство Шубрию, где укрывались беглые рабы и земледельцы, он выдал обнаруженных им урартских беглецов Русе. Со своей стороны Руса около 654 г. послал посольство к ассирийскому царю Ашшурбанапалу для того, повидимому, чтобы успокоить опасения последнего, ожидавшего выступлений против Ассирии со стороны Урарту, киммерийцев и скифов. Нейтральность этих. сил имела важное значение для победы Ашшурбанапала в последовавшей в ближайшие годы войне с Вавилонией и её многочисленными союзниками. Упадок и гибель Урарту

В 640-х годах до н. э. царём Урарту становится Сардури III. Мы не имеем почти никаких известий о его правлении, но, несомненно, оно было весьма тревожным. Скифы, разгромившие к этому времени киммерийцев, вместе с угнетённым населением окраин Урартского царства стали, по всей вероятности, серьёзной силой, угрожавшей существованию государства Урарту. По крайней мере Сардури III в начале 30-х годов VII в. до н. э. в письме к ассирийскому царю Ашшурбанапалу впервые в истории Урарту признаёт себя уже не «братом» ассирийского царя, т. е. царём равной по значению державы, а «сыном». Он признаёт, таким образом, хотя и формально, главенство Ассирии. Новые враги — Мидия, скифы — угрожали старым государствам древнего Востока, а внутренние социальные противоречия ослабляли эти государства. Вот почему Урарту, как и соседняя Мана, стремится теперь опереться на казавшуюся непоколебимой мощь Ассирии.

Дальнейшие события истории Урарту нам неизвестны; мы знаем лишь имя ещё одного урартского царя — Русы III, сына Эримены. Государство Урарту, как и Мана, было втянуто в водоворот событий, которые принесли гибель Ассирии. В 610 или 609 г. мидийские войска в ходе войны, имевшей целью уничтожение Ассирийской державы, повидимому, заняли Тушпу. Однако, судя по древнееврейским данным, в 90-х годах VI в. до н. э. Урарту, Мана и Скифское царство (в Азербайджане) продолжали ещё существовать, правда,.в качестве зависимых от Мидии царств. К 590 г., когда началась война в Малой Азии между Мидией и Лидией, остатки урартской независимости, вероятно, уже были ликвидированы.

Памятники материальной культуры Урарту говорят о высоком развитии ремесла, особенно металлообрабатывающего. Великолепные художественные изделия из бронзы (фигурная мебель, статуэтки, художественное оружие и т. п.), выполненные по восковой модели, с резьбой и чеканкой, покрытые кованым золотым листом, резьба по красному мрамору (облицовка стен дворца в Русахинили, около Тушпы), многочисленные росписи в Эребу (Арйнберде) и Тейшебаини — все эти памятники ясно говорят о ремесле,уже специализированном и обладавшем длительной традицией мастерства. Урартская ремесленная техника имела большое значение для развития закавказского и скифского ремесла.
Поражения Урарту от ассирийцев в конце VIII века до н.э. положили начало разрушению урартского государства. Последствия этих поражений могли быть ещё более пагубными, однако Ассирия не смогла развить свой успех. В конце VIII века до н. э. Саргон II погиб в результате дворцового заговора, и вскоре после этого Ассирия погрузилась в кризис, связанный с противостоянием с Вавилонией и Мидией, который, в конце концов, через 100 лет, в 609 году до н. э. привёл к гибели ассирийского государства. Возможно, решающим фактором резкого ослабления Урарту было ослабление центральной религиозной власти и культа бога Халди, связанное с разрушением Мусасира.


За эти годы в Урарту сменились несколько правителей: Аргишти II сын Русы I (правил в период 714 — ок. 685 гг. до н. э.), Руса II сын Аргишти II (правил в период ок. 685 — ок. 639 гг. до н. э.), Сардури III (правил в период ок. 639 — ок. 625 гг. до н. э.), Сардури IV (правил в период ок. 625 — ок. 620 гг. до н. э.), Эримена, правивший в период ок. 620 — ок. 605 гг. до н. э. и заставший гибель Ассирии, а также Руса III (правил в период ок. 605 — ок. 595 гг. до н. э.) и Руса IV (правил в период ок. 595 — ок. 585 гг. до н. э.) — последний царь Урарту. Из этих правителей только Руса II предпринимал попытки восстановить былую славу Урарту, которые имели лишь частичный успех. Урарту уже до конца своего существования не возобновило попыток взять под контроль стратегические торговые пути между Месопотамией и Малой Азией, сосредоточив новое строительство в Закавказье, где был заключён важный союз с киммерийцами. Контроль над центром страны был постепенно утрачен. См. также Список правителей Урарту.
О последнем периоде существования Урарту с 605 года по 585 год до н. э. сохранилось очень мало сведений. По-видимому, государство переживало упадок, появлялось мало письменных документов. Столица Урарту в этот период переместилась в город Тейшебаини в Закавказье, и ключевым обстоятельством, погубившим Урарту, было разрушение этой крепости, однако вопрос о том, какая именно сила разрушила последний оплот Урарту, остаётся предметом дискуссии. Есть версии, что это сделали скифы и киммерийцы, мидийцы или вавилоняне.

Наличие 4-царей с именем Руса в Урарту отчасти могло способствовать закреплению за северянами образа библейского князя Роса (Роша) ?!  Автор текстов о Гоге и Магоге, князе Роша - Иезекии;ль (ивр. ;;;;;;;;;;;, Й’хезкэль, «Господь укрепит»; ок. 622 Иудея – ок. 571 г.) — один из «великих пророков» жил в последний период существования Урарту сравнительно недалеко от этого государства, в Вавилоне. С первым караваном пленных в 597 году до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, пророку были явлены от Бога несколько видений, с которых в 592 году до н. э. началось его пророческое служение. В это время Иезекиилю было около 30 лет. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Автор ветхозаветной книги Иезекииля; из-за объёма (48 глав) и значимости которой относится к так называемым «великим пророкам». А его упоминания грозного Роша (Роса) надолго оказались связанными с северянами. И по мере христианизации Скифия превращалась в Росию.

http://www.krotov.info/history/00/eger/vsem_018.htm
http://www.hayreniq.ru/history/806-gosudarstvo-urartu.html
http://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi4-04.htm
http://armeniya.do.am/news/2009-04-17-18
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1909
http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002936.shtml
http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/18.htm
http://roussie.boom.ru/title-russ.html и др.

Если бы какие цари в античности носили имена Герман или Англ, а то и Франк – это вызывало бы справедливый интерес у ученых соответствующих народов ?! Вполне. И он бы был понятен и оправдан. Любопытно, почему русские исследователи крайне мало интересуются этими Русами (пусть даже это не след этнонима, а какой-то иной ононим).
Чеченское же(бывшее хурритское) орси – до сих пор «русские».

Если цари Русы в своих именах имели цветовой оттенок, то есть и такая версия.




http://www.proza.ru/2009/08/26/913 Станг Х. НАИМЕНОВАНИЕ РУСИ (герульская версия)  Суммировал эту линию Рос-Рус с первых веков нашей эры, правда – упорно её прилаживая её к одним эрулам-гелурам, а не к полиэтничному населению Руси (христианизируемой Скифии). Но за саму линию Х. Стангу низкий поклон.


(Рос-Рус 9) 1.4.2. Мифологические материалы по-новому освещаются с этих позиций. Доказывается, что упоминание картографами маленького острова в Керченском заливе под названиями Росиа, Росса, Рубра, Рубеа, объясняется пребыванием там русских русых, а также, что название Rhosphodusa представляет собой сочетание факта пребывания русских / Рос с классическим именем Сподуса у Плиния.

1.4.3. Еще у Епифания (394 г. н.э.) в перечне северных народностей идет речь о готах, данах, финнах и пр., причем самыми северными оказываются германцы и амазонки. Германцев при этом он трактует как обособленных от готов и как-то связанных с амазонками. Кто они? У Иордана мужчины амазонок определяются как обитатели болот у Азовского моря. То, что именно "русые" были в тесном соприкосновении с амазонками, - высказано не классическими авторами, а восточными, как будет рассматриваться далее. Официальная История эрулов не сохранилась, существовала она или нет. Но мы располагаем "Гетикой" ("Историей готов") Иордана и соответствующей "Историей лангобардов" Павла Диакона, и в предыстории обеих народностей наличествуют амазонки, чем и готы, и лангобарды, видимо, очень гордились.

(Рос-Рус 10) 1.4.4. Достопримечательным считается упоминание автором III или IV в. Псевдо-Агатемером Волги под названием "Рос". Предлагается истолкование его на основе готского слова "raus", т.е. "камыш, тростник" болот, что соответствует условиям волжской Дельты.

(Рос-Рус 11) 1.4.5. В "Этимологиях" испано-готского епископа Исидора соседями амазонок являются так наз. "белые", отождествляемые с народом Албании (Albani). Далее следует непосредственное упоминание о гуннах и о нашествии диких племен на Ближний Восток через укрепления, построенные против них Александром Македонским. Из контекста явствует, что речь идет как о мифических Гог и Магог, так и об отождествленных с ними эрулах и гуннах. Видимо, Исидор знал о предании, согласно которому соседи амазонок определяются как "русые, белокурые", а для того, чтобы показаться более ученым, он делает заключение о том, что имеются в виду классические албаны, некогда обитатели Северного Кавказа.

1.4.6. Очерчивается "скифский Ахиллес". Еще в Илиаде Ахиллес описывается непохожим на типичного грека: волосами он белокур, его любовница красновата, в то время как ахейцы волосами светлы, а берущаяся за его потрясающие золотые волосы богиня Афина Паллада голубоглаза. Выражение "волосы Ахиллеса", согласно поэту Марциалу, обозначает золотисто-красные белокурые волосы. Ахиллес обладает "огромным телом". Он "шагом быстрым герой", "ногами прилежный", наслаждается он ссорами, войной и шумом сражений. Воинов исключительной силы и мужества называли "Ахиллес". По Плинию Старшему, изваяния нагих мужчин, вооруженных только копьем, также называли ахиллесовыми.

Этот Ахиллес очень отвечал вкусу и потребностям эрулов, и поэтому у них глубоко укоренился его образ. Еще один его признак - особая туника, видимо, красного цвета. Примером внешнего "ахиллесова" облика по византийским представлениям служит конная статуя императора Юстиниана - без оружия, брони и защиты. Образцы указанного памятника известны у германцев, в диссертации приводится пример в виде одного из золотых брактеатов. Особенно показателен адрес этого "скифского" Ахиллеса: он был Понтархом, т.е. владыкой Черного моря, по которому плавали эрульские отряды. Отношения его с амазонками, которых считали "стремящимися к совокуплению с окрестными народностями", безусловно, вызывали особый интерес у эрулов - молодых, яростных, и пожалуй, страстных мужчин, в какой-то мере испытывавших в своих походах отсутствие женщин.

Традиции об Ахиллесе связаны, по крайней мере, с шестью местностями Причерноморья, представлявшими высочайший интерес для эрулов.

(1) Поселение по имени Ахиллей, на восточном берегу Киммерийского Боспора, через который воды Азовского моря вливаются в Черное. Жителей его, согласно Птолемею, звали "ахиллеотисы, ахиллитесы".

(2) Расположенное напротив поселение, на западном, крымском берегу того же пролива - Мирмекион (Мирмекий). Его считали местом рождения Ахиллеса. Узкий пролив между двумя поселениями Ахиллей и Мирмекион представлял собой единственный выход для эрулов - "элуров", проживавших в "болоте" Меотиды.

(3) Остров Левка, букв. "Белый", главенствует надо всеми доступами к устью р. Дуная, которое без этого острова было бы труднодоступно для моряков по причине весьма низкого положения устья. Звали его и Островом Благословенных. Там, по некоторым преданиям имелась так наз. Беговая Дорожка (дромос) Ахиллеса, Ахиллов Бег, причем это название чаще применялось к следующему месту.

(4) Это - растянутый песчаный полуостров, расположенный к северо-западу от Крымского п-ова, с которым он и связан, пронизывающий море по направлению к устью Днепра. Он крайне выгоден для господства надо всеми морскими движениями по Черному морю, а также в качестве базы для морских нашествий. Известен он и под указанным названием, Ахиллов Бег (дромос).

(5) Остров Березань, в устье Днепровского Лимана, напротив предыдущего полуострова, звали островом Ахиллеса. Как там, так и в городе Ольвия, выше к Днепру, установился своеобразный "культ личности" Ахиллеса. Античная надпись на камне, посвященная Ахиллесу Понтарху, восхваляет тамошнего чиновника за то, что он устроил беговое соревнование (дромос) для юношей в честь Ахиллеса.

(6) Мыс, находящийся непосредственно к востоку от устья Днепра, турки прошлого века звали Кинбурн, Килбурн, а первый слог данного названия - сокращение имени Ахиллеса. Согласно Страбону, этот мыс представляет собой "голое место", с "посвященным Ахиллесу кустарником".

За исключением острова Белого (Левки) в устье Дуная, все остальные местности принадлежат району Тавроскифии. Даже на острове Белом есть указание о том направлении, ибо святилище Ахиллеса на нем - обращено к Меотийскому болоту, т.е. расположено у восточного берега и с входом туда, по направлению к герою. На этом острове имели место кровавые обычаи, которые впоследствии приписывали тавроскифам, в виде жертвоприношений и сожжения людей. Ряд авторов настаивает на том, что именно здесь был похоронен Ахиллес, в то время как другие, наоборот, заявляют, что это имело место на острове Березань.

Подтверждение для четырех из вышеупомянутых мест темы бега в связи с Ахиллесом уместно учесть и в связи с эрулами и их особым бегом, которым они гордились и хвалились, и чем они и были знамениты профессионально. Видимо, эрулам нравилось слыть бегунами, подобными голубоглазому, русому, морскому, тавроскифскому Ахиллесу. Еще поэт Ликофрон назвал его "королем скифов". Существовала традиция о том, что он "покорил двенадцать городов по морскому пути и одиннадцать на суше", что отлично увязывается с кругозором деятельности эрулов.

Ахиллесу свойственна особая ожесточенность, отмеченная с первых строк "Илиады". "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…" совпадает с "ожесточением" военачальников эрулов, т.е. Одина, и быть может, и служил вдохновением и источником его. Привлекательно для членов военного сообщества было бессмертие Ахиллеса и его соратников, днем сражающихся до смерти, а ночью празднующих и пьянствующих, что совершенно соответствует картине воинственного рая скандинавов, Вальхаллы Одина.

(Рос-Рус 12) 1.4.7. Этим отнюдь не исчерпывается народное, популярное (т.е. негосударственное) наследие, соотносимое с эрулами. Обратимся к малоисследованному пока очерку Псевдо-Этика из Истрии (около 770 г.), в котором изобилуют скудные сведения и названия. Среди них описываются так наз. Меопароти. Это название напоминает об "Этимологиях" Исидора, где читается: "Миопаро - очень маленькое "паро"… Германские разбойники такими пользуются на побережье океана или в болотах ради (их) быстроты";. Повествуется, как они губят чужие корабли, пробивая их борта из-под воды, ср. др. ск. Raufari от глагола raufa "проделывать дырку". Говорят, пираты даже живут под водой - явное преувеличение, вызванное, по-видимому, тем, что разбойники умеют исчезать внезапно среди камыша, как будто бы без следов. Свой вклад в эти представления вносили и слухи о том, что Александр Македонский был их учеником - и под водой, и у Каспийских (Железных) Ворот, которые были укреплены благодаря знаниям этих пиратов о битуме. Александр якобы им поставил так наз. Алтари Александра в нижнем течении Днепра, т.е. на месте, посещаемом эрулами.

УСИЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОНОМАСТИКИ НА РОС-РУС К НАРОДАМ СКИФИИ

(Рос-Рус 13) 1.5.1. Если в предыдущей главе рассматривалась народная мифология, то данная глава посвящена официальной, государственной мифологии, выражавшей страх перед Страшным судом и озабоченность при каждом знаке его приближения. В частности, византийцы боялись появления представителей племен Гог-Магога, а также мифической страны Рос на крайнем севере Ойкумены. Первый приведенный автором источник апокалиптического характера относится к самым первым нашествиям готов и эрулов на греков, в 267 и 269 гг. н.э. В не учитывавшейся до сих пор рукописи неизвестного автора содержится предупреждение: "Дважды три на численность одной тысячи насчитывает он, / до сих пор пока они не приводят конец седьмой эры. / Русый народ воздвинулся против Византии. / Готы, сыновья Хагара, представляют собой обширную массу людей. / Увы, крайне несчастливы воды Алфея, / (этими) заключениями (на) острове Греции, / а хуже всему человечеству!" На этом, раннем этапе готы определяются как "русый народ", представляющий для греков начало конца мира (в седьмое тысячелетие). Их обратил в бегство император Аврелиан, после чего опасения греков в их отношении угасли более чем на сто десять лет.

(Рос-Рус 14) 1.5.2. Только начиная с 378 г. готы вновь тревожат воображение греков, вследствие битвы под Адрианополем, где ими были уничтожены две трети всей армии императора Валента. Современнику - Амврозию это событие казалось предвестием "конца всего мира". Если ранее готов отождествляли с гетами и со скифами, причем короля готов звали "король скифов", то сейчас, после Адрианополя, - с племенами Гог и Магог. Речь идет и о простейшем созвучии: название "Гот" воспринималось как "Гог" не только у греческих авторов, но и самими готами, чем они и похвалялись, по Исидору и Иордану.

(Рос-Рус 15) 1.5.3. В 390-х гг. прошла целая волна панических слухов о том, что предстоит на самом деле конец мира, Страшный суд, предвестниками которого выступали именно готы. Примером нарастания таких убеждений нам служит святой Иероним, который сперва, когда-то до 392 г., отрицает мнение своего современника Амврозия о том, что "Гог - это Гот". В комментарии к гл. 39 пророка Иезекииля, после 392 г., Иероним косвенно указывает, что сам он в это не верит. Так же обстоит дело и со святым Августином, ибо и он отрицает отождествление Гог-Магога с конкретными народами "как гетов и массагетов".(с которыми Прокопий позже связывал и славян-споров, живших на огромных землях «рассеянными» посёлками).

(Рос-Рус 16) 1.5.4. Мнение св. Иеронима, однако, резко изменилось, когда на христианский восток вторглись гунны со своими эрульскими союзниками в 395 г.: он боится того, что "падает римский мир", "вот сейчас конец мира, когда римская держава падет". Еще четыре года спустя Иероним убежден в том, что гунны - это и есть дикие племена Гог-Магог, запертые Александром Македонским за Железными воротами Кавказа. Подобное мнение высказывает и римский писатель Хегесипп (Hegessipus).
А наши официозные историки и лингвисты только о начале употребления Рос-Рус к народам Скифии с 6 века и помнят. Да и то стараются как-то этот сюжет замазать.

(Рос-Рус 17) 1.5.5. С 390-х гг. тождество Гога и Магога с готами утвердилось навек, что может показаться странным, поскольку главную угрозу Византии представляли собой тогда уже не готы, а гунны, в частности после страшных событий 395-396 гг. Имеются также источники, в которых именно гунны сопоставляются с племенами Гог-Магог. Так, патриарх Прокл (434-437 гг.) приводит ссылку из Иезекииля по поводу внезапного конца гуннской армии во главе с Роу(г)ас, Роас, которого он отождествил с "Гог, архонтом Рос". Даже в VI веке автор Андрей Кесарийский заявляет, что Гог и Магог - это те скифы на севере, "которых мы зовем Хуннику".

(Рос-Рус 18) 1.5.6. "Кандидатуре" готов на то, чтобы стать и оставаться Гогом-Магогом, способствовало созвучие имен (Гог-Гот). Но и кандидатура эрулов проявляется по-своему: сетью "пророчеств", написанных после "предсказанных" этими пророчествами событий, мы оповещены о раздроблении западно-римской империи иноверцами, христианами арианского вероисповедания, характеризуемыми как "русая раса". В армянской версии так наз. "Седьмого видения Даниила" речь идет о предпоследнем царе Орлогиос (т.е. Олибриус), а также и о последнем (Ромул Августул), после которых придут новые властители, "от иного вероисповедания, т.е. ариане". В одной греческой версии "Апокалипсиса Даниила" победителей называют "тот русый народ". Командующий войсками, низложивший последнего императора, Одоакр носил титул "король эрулов" (476-493 гг.). В упомянутом греческом "Апокалипсисе Даниила" ссылаются, кажется, как раз на полномочия Одоакра. Тогда слова "тот русый народ" намекают на его эрулов. В другой греческой версии ("Видение Даниила") есть ссылка на падение лангобардов и нашествие арабов, наверное, 778 г. Здесь византийская армия присоединяется к "русой расе" и наносит арабам полное поражение, а после счастливого периода следует прибытие Антихриста.

(Рос-Рус 19) 1.5.7. Показательно то, что происходило изменение во взглядах греков на русых северян: от представителей лютых племен Гог-Магог к солдатам наемных войск. Готы, со своей стороны, сохраняли на себе отпечаток образа Гог-Магога, в работах ряда авторов (Исидор, Иордан, летописец из Астурии, Готфрид из Витербо), в версиях Повести Александра Великого Пс.-Каллисфена, а также в еврейском сборнике традиции - Таргуме.

(Рос-Рус 20) 1.5.8. Представления о "русых" северянах восходят не только к обычаю эрулов и других германцев окрашивать волосы и т.п., но и частично к древней традиции со времен Аристотеля и Гиппократа о том, будто бы скифы "грязно-желты", что воспринималось и как "русы". Приводятся и примеры рыжеволосых и голубоглазых представителей некоторых групп среднеазиатского населения. Неизвестно, в частности, кто такие "Кармир хион" - "красные гунны". Среди гуннов присутствовали и германцы, но "германские" имена гуннских предводителей ничего не доказывают, так как они, вероятнее всего, отражают только тот факт, что посредниками-рассказчиками были германцы.

(Рос-Рус 21) 1.5.9. Традиция о "красных евреях", запертых на Кавказе Александром Македонским, восходит, видимо, не к физической "красноте" евреев, но к воспоминаниям об эрулах, союзниках гуннов в 395-396 гг.

(Рос-Рус 22) 1.5.10. В сочинении сирийца Якова Серужского сохраняется упоминание о том, что не только Гог-Магог опустошат мир, но и еще ожесточенный народ "внутри упомянутых ворот", за валом Александра, "народ знаменитый". Эта роль хорошо подходила к эрулам и подобным народностям. Понятно, что она подходит и к другим выходцам из Скифии.

(Рос-Рус 23) 1.5.11. Имеется также источник, сочувствующий эрулам: речь идет опять-таки о Пс.-Этике из Истрии. Ведь он заявляет, что обитатели тростниковых зарослей и болот приложили свои усилия к делу Александра Македонского для того, чтобы преградить самому Гог-Магогу путь к разрушению мира.

(Рос-Рус 24) 1.5.12. В Апокалипсисе, приписываемом Пс.-Мефодию, мы встречаем и "королеву амазонок", и "индийцев среди черных", и "красных евреев", и Антихриста. Значит, главнейшие элементы складывавшихся представлений сохранялись, такие, как указания на красноту и связь с амазонками и Страшным судом, однако тождество германцев с рыжими северянами уже было утрачено.


1.6. Следы эрулов (от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

(Рос-Рус 25) 1.6.1. Наследие традиций об эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о "русых" (росайе) как о народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с Византией в IV веке н.э.

1.6.2. Другой сириец, Псевдо-Захарий в 555 г. перечисляет народы к северу от Кавказа, включая Хрус (Hrws), описываемых им в качестве соседей и партнеров амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.) доказывается, что под "Хрус" Пс.-Захария имеются в виду как раз "русые", голубоглазые соседи - партнеры амазонок, воины-пешеходы, слишком тяжелые для лошадей - характеристика, восходящая к эрулам. ВОТ ЭТУ ВЕРСИЮ ОФИЦИОЗ ЗНАЕТ И О НЕЙ ИНОГДА РАССУЖДАЕТ. http://ru.wikipedia.org/wiki/Захарий_Ритор
Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Zacharia/text1.phtml


(Рос-Рус 26) 1.6.3. От современника последнего сирийца, Иордана (около 550 г.) приобретаем данные о "генс" (племени, роде) Росомонес. За неверность и предательство их преследует и казнит готский царь Германарих (350-375 г.). Имена представителей этой группы у Иордана, Снорри и Саксона - явно скандинавские. Рос - безукоризненно объясняется готским словом раус "камыш", а вероятнее всего, цветообозначением.

(Рос-Рус 27) 1.6.4. Росмо-горы появляются также в древнескандинавском Атлаквида ("Песнь об Атли/Аттиле"). Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким цветообозначением rosamo = "красно-коричневый". Обсуждается близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого сосредоточивались и эрулы), и самый термин "бургунд" стал как раз цветообозначением "красно-коричневый".

1.6.5. Согласно новейшим исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как "красные", возможно и "быстрые", об эрулах. Быстрота эрулов кажется связанной со "священным" их опьянением (наверное, от красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином, буквально "Ожесточенным". Прозвище "(х)эрулы", кстати, хорошо перекликается с титулом Одина Херела "военачальник", от her "войско" (ср. также глагол herja "опустошать"). Оттенок "недоверчивы", "коварны" в качестве изначального смысла их "красноты", отвергается как вторичное осмысление. Приводится немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого является "красный рыцарь", от "красного, воспаленного" цвета бороды и волос его: "О таких (людях) я слыхал, что они имеют сердца недоверчивые" ("коварные"), согласно поэту.

1.6.6. В повествовании Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что "росомонская" (эрульская) его жена окрашивает себе волосы, Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины, по имени Эрпр (буквально "красно-коричневый") в "Речах Хамдира" (Старшая Эдда).

1.6.7. В разных древнескандинавских стихах, собранных в так наз. Старшей Эдде, еще ярче подчеркивается социальное значение красного цвета у эрулов, в их одеждах и шлемах, "в золоте красном" ("Песнь об Атли", "Речи Хамдира", "Вторая песнь об Атли", "Вторая песнь о Гудрун", "Подстрекательство Гудрун"). В "Ригстуле" говорится, что из трех социальных классов невольники - смугло-черные, свободные - рыже-красные, а ярлы - русоволосые, румяные (щеками).

1.6.8. Выясняется, что эрулы в "Эдде" хорошо засвидетельствованы под своим названием "ярлар" ("Речи Хамдира", "Подстрекательство Гудрун", "Первая песнь о Гудрун", "Речи Высокого", "Песнь о Хабарде"). С одним исключением, они выступают во множественном числе, и таким образом, выделяются в обособленную группу. Ярлунгаланд - "страна ярлов (эрулов?)" упомянута в "Саге о Тидреке" (эпический Теодорих, король готов в Италии).

(Рос-Рус 28) 1.6.9. Собственно в эпоху викингов наследие "красной традиции" прослеживается в выражениях вроде раудавикингр букв. "красный, т.е. особенно лютый викинг", раударан "грабеж с насилием", раудагалинн "красно-сумасшедший". Один, как замечалось - Раудаграни, "Краснобородый". "Красный", кстати, не полностью передает значение древнескандинавского слова, которое носит оттенок блеска, воспаленности, пламенного характера.

(Рос-Рус 29) 1.6.10. Эта "краснота", отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до посещения Византии первыми "русскими" в 838 г. в Сицилии появился "пророк", говорящий о том, что спасет Византию "русый народ".

(Рос-Рус 30) 1.6.11. Оказывается, что сами византийцы воспринимали и собственно русских как русых. В качестве примеров приводятся отрывки из византийских авторов Геродиана и Москопа, из рукописи в Афонском монастыре о казаках - "русых", а также из другой рукописи и актовых материалов монастыря, Книги "О церемониях" Константина Багрянородного, Лиудпранда, как и в новейшем словоупотреблении.

(Рос-Рус 31) 1.6.12. Наконец, обсуждается так наз. Каппадокийское завещание, приписываемое Александру Македонскому, где среди покоренных им народностей упоминается и народ "русых". Из контекста явствует, что они представлялись как обитатели территорий неподалеку от Кавказа. Датировка - приблизительно VIII век.


1.7. Эрулы-русые в исламских источниках

Эрульское наследие выявляется и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.

1. Безымянный автор (прибл. 685 г.).

Приводится отрывок из изученной автором рукописи Британской Библиотеки Адд. 5928 о том, что жители некой страны С-д-рха (видимо, от Самарканда) - "великаны, с такими длинными языками (!), что никто их никогда не видел верхом". Предположительно, автор этой рукописи - ал-Хасан ал-Басри.

2. Тот же автор, из той же рукописи.

Описываются соседи амазонок как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно высокие.

3. Там же.

Амазонки свидетельствуют о том, что их мужчины - мореплаватели, храбры, жестоки.

4. Там же.

Говорится, что амазонки очень высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные, русые и синие.

5. Рукопись второго безымянного автора - араба-мориска (содержание которой восходит к Ибн Ан'ум, VIII век): жители Хорасана - "великаны с такими длинными копьями, что никто их никогда не видел верхом".

6. Рукопись безымянного араба-арагонца (без датировки).

(Рос-Рус 32) Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает Гог-Магог и встречает "народ красного цвета с красными волосами, где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга", а потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один "народ с (крупными) телами, красивый".

7. Рукопись так наз. Нихаяту л-Араб (безымянная, без датировки).

(Рос-Рус 33) В стране славян "в Океане" Александр Македонский встречается "с народом с красными лицами и рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения". Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.

8. Ал-Ша'би (прибл.700 г.).

(Рос-Рус 34) В районе Гог-Магога Александр Македонский видит "народ с красными волосами и синими очами". Они повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: "Каждую весну океан выбрасывает ради них две рыбы". Это указание на китов, которые в самом деле "выбрасываются" как раз весной на побережья, например, Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.

(Рос-Рус 35) 9. Ал-Динавари (около 895).

Покончив с построением своего Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр Македонский находит "племя красного цвета, с рыжими волосами, среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от друга", а потом в связи с Самаркандом и Ферганой "увидел народ крупного телосложения, а красивый".

(Рос-Рус 36) 10. Ал-Масуди (910 г.).

"(Что касается) ар-Рус, то греки их называют Арусия, что означает "Красные".

11. Там же.

В "реке Мэотис" (= Азовское море) проходит кит, два раза за один год, и жители пользуются им. Двухразовое появление - искажение известия о ките (преследуемом касаткой).

12. Ибн-Фадлан (922 г.).

В знаменитой повести посла халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он истолковывается автором диссертации как "пугало" для посла халифа и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую поддержку со стороны халифа.

В еще более известном пассаже о "русских" до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их зовут не "ар-Рус", а "ар-Русия", от греческого "oi rousioi " [<font-face="Symbol Accentuated">], т.е. "красные". О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они "похожи на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…". Очевидно, посол халифа был намерен заранее осведомиться именно о "красных". Он отмечает специально, что "красных" среди болгар он не видал.

13. Ал-Хасан ал-Басри (?).

Здесь мы находим, так сказать, первоисточник ибн-Фадлана, в сообщении аль-Хасана о том, что некоторые представители Гог-Магога ростом с пальму, волосаты, и их питание - огромная рыба, доставляемая им весенними дождями. Проживают они где-нибудь на севере, на побережье Океана, и как кажется, на полуострове, отделяемом высокими, голыми горами от более южных и цивилизованных людей. Они голы.

14. Ибн-Фадлан.

В письме, якобы от народностей Вису (предки нынешних вепсов), передаваемом послом халифа ибн-Фадланом, вновь отмечены Гог-Магог на побережье Океана за морем и горами, питающиеся мясом китов. Очевидно, речь здесь идет о жителях северной Норвегии. Ибн-Фадлан сообщает при этом об их наготе. Отлично зная мусульманских классиков, включая ал-Басри, ибн-Фадлан писал, видимо, то, что хотелось бы прочесть главе верующих, т.е. халифу.

То есть по мере христианизации Скифии всё это с первых веков нашей эры относилось к скифским народам - Рос-Рус (нередко «русые», «рыжие», «красные» и «красивые» - с оттенком от палеолитических глубин языка). Их среди европеоидов немало, включая и славян. И простим Х.Стингу, что он связад эти черты только с эрулами-герулами.
Возможно, русые были и среди урартов.