Ч2. Глава 3. Обзор разночтений

Константин Федосеев
Предлагается рассмотреть, что сообщают на затронутые темы другие источники.


1. «Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу…»
Архиеп. Аверкий (2)

Попытка объединить Пасху, пасхальную вечерю и пятницу (по Иоан). У Иоанна  читаем: «Была же пятница пред Пасхою». (Иоанн 19.14). То есть пятница предшествовала празднику; это разные дни. (Здесь и далее комментарии автора).

 
2. «На четырнадцатый день  еврейского  месяца Нисан (наше третье  апреля)…Иисус  и его  Апостолы устроили «седер», или пасхальную трапезу.
В. Дюрант (2)

Здесь, видимо,  имеется в виду, что Пасха не могла быть вкушаема в иной день, кроме установленного законом 14 нисана. Но у Иоанна  имеется совершенно ясное указание на то, что вечеря состоялась  накануне Пасхи:
«Пред праздником Пасхи…» (Иоан  13.1);
«И во  время вечери…» (Иоан 13.2).


3. «С этого времени каждая минута становится торжественной  и в  истории человечества считается, как целое столетие. Мы дошли до четверга 13 Нисана. (2 апреля).
Э. Ренан (2)

Согласно закону Пасха – это 14 нисана, следовательно,  13 Нисана – это день накануне, и согласно Иоан 19. 14 – это пятница, а не четверг.


4. «Караваны  паломников старались прибыть в Иерусалим за день до Пасхи или, по крайней мере, 14 Нисана, вечером которого начиналось самое празднество».
А.Лопухин (2)

Спутано время прибытия. День у иудеев начинался с вечера, и вечер 14 Нисана это уже праздник Пасхи. Прибыть раньше – значит 13-го Нисана.
А в Пасху, 14-го уже поздно делать какие-то приготовления, так как  это запрещено законом.


5. «Послеполуденное время 14 Нисана было временем наибольшего оживления, так как  в это  время все торопились закончить свои приготовления в ожидании, что раздастся из Храма звук трубы, возвещающий наступление самого праздника».
Р. Сантала (2)

14 Нисана, день Пасхи, начинается около 18 часов по нашему времени, далее следует ночь, утро, день. Послеполуденное время 14 Нисана – это уже близко к следующему дню – 15 Нисана. Приготовления к Пасхе проводились 13 Нисана, накануне.


6. «Точным временем для убоя жертв считались часы «между  двумя вечерами»,  то есть, от заката солнца 14 Нисана до  появления звезд, хотя жертвы могли быть убиваемы и в  последние три часа этого дня,… так что после  всех приготовлений пасхальная вечеря могла совершаться в обычный час ужина и таким образом еще в пределах 14-го Нисана.»
Ф.Фаррар (2)

Пасха должна быть съедаема вечером  14 Нисана. Это первая часть дня, а не конец.


7. «…Поскольку было предписано съедать приготовленного ягненка в самом городе, в последнюю ночь Иисус не пошел в Вифанию, а остался в Иерусалиме».
Д.Флуссер (2)

Распоряжение двум ученикам о приготовлении Пасхи Иисус  отдавал за пределами города. «…Вот, при входе вашем  в город, встретится с  вами человек, несущий кувшин воды…» (Лук. 22. 10).

Откуда пришел на вечерю Сам Иисус, неизвестно. Возможно, был в Храме. Но это по тексту не определяется. Под большим вопросом и наличие самого ягненка на Вечери, так как  время 14 Нисана еще не наступило.


8. «Иисус оставался в Вифании; между тем Он желал отпраздновать Пасху, и эта Пасха должна быть совершена в Иерусалиме, в стенах священного города».
А. Дидон (2)

Написано: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания…» (Лук. 22. 15). Вероятно это не то же самое, что «отпраздновать», и не является прямым указанием   на именно  празднование. Вы видите, какие разночтения возникают из-за отдельных слов, так что просим не считать мелочными придирками этот разбор.


9. «Признаю за несомненное, как подтвержденное всеми евангелистами, что Господь наш был распят в пятницу, воскрес в ночь после субботы, а часы еврейской Пасхи находился в гробнице Иосифа Аримафейского. Поэтому несомненно, что Он совершил Тайную Вечерю и установил таинство евхаристии в четверг вечером».
Ф.Фаррар (2)

Неизвестно, кто установил парадоксальные названия дней недели, которыми мы пользуемся по сей день. Воскресение совершилось в 1-й день недели, у нас же оно является последним днем, и сделалось нашей «субботой» покоя. Второй день  после реального Воскресения 1-го дня Иудейского-- у нас понедельник, то есть фактически 1-й день недели. В этом же ряду оказалась и суббота, превратившись из 7-го дня в 6-й. Вся эта путаница, между тем,  со временем стала нашим  привычным расписанием. Плюс к этому, день наш имеет начало в полночь. Мы в этом  убеждены насколько, что  переключиться на иную систему отсчета не в силах, отчего и проистекает в данном случае этот хаос.


Если Господь был  распят  в пятницу, то ночь перед  распятием – это тоже пятница. То есть Тайная Вечеря совершилась в пятницу, а не в четверг. И к тому же нельзя так считать: четверг, пятница, суббота. Суббота иудейская – 7 –й день, а какой же  тогда пятница? А четверг?


Их суббота – это не наша суббота. Невозможно оперировать одновременно несколькими системами отсчета без риска впасть в пагубные заблуждения. Из приведенных примеров становится ясно, что если  мы хотим понять логику Библейских событий, нужно полностью переключиться на систему отсчета, принятую у Иудеев того времени.


10. «Утром в четверг Иисус велел апостолам  готовиться к седеру, пасхальной  трапезе. По уставу ее следовало  начинать  вечером 14-го Нисана, которое в том году приходилось на  пятницу».
А. Мень «Сын Человеческий».

См. комментарий к п.1

Следующая страница - http://www.proza.ru/2009/06/13/59
Оглавление - http://www.proza.ru/2009/06/10/189