Трамвай номер 7

Коля Полкин
    Есть в городе N трамвайный маршрут #7.  Его извилистый путь пролегает через захолустье обширного частного сектора этого города.  Образ жизни людей этих мест можно охарактеризовать как ежедневное тунеядство и пьянство в сочетании с ****ством - ночными плотскими утехами.  Перечисленное не позволяет народу поддерживать свои жилища в чистоте и порядке.  Дома (если эти руины вообще возможно так называть) давно не ремонтировались, большая часть стекол в окнах разбита, а госпожа Время испещрила стены трещинами настолько, что кажется, на каждой стене живет гигантский фантастический паук, а мы наблюдаем его специфическую паутину. Некоторые постройки просто лопнули под натиском физических сил, возникших в следствии сползания грунта.  Узор необратимой деформации, проступающий под углом 45 градусов, напоминает обывателям, что законы сопромата действуют даже в этом проклятом и забытым Богом месте.

    Утром на, а вечером с работы или центрального рынка едет в трамвае #7 разношерстный люд.  Трудяги мужики - своеобразная интеллигенция упомянутого района, с кульками с надписью "Магнит", в которых, хлеб и дешевая вареная колбаса разбавлены одинокой бутылочкой пива "Дон". Собравшись кучками, они весело шутят, вспоминая случившиеся с ними забавные истории на работе, в быту или на рыбалке (как водится немного привирая). Школьники начальных классов школы запрыгивают зайцами в трамвай и беззаботно едут, вероятно руководствуясь негласною договоренностью между их родителями и вагоновожатой. Одинокие и неприступные женщины, прекрасны и очаровательны, как розы с шипами, но под пристальным взглядом, после внимательного изучения, на коже рук видны следы потертости замужней жизнью, в глазах ощущается тоска и усталость от домашних забот и проблем с так быстро растущими детьми. Вблизи бутон цветка оказывается не так безупречен, а шипы опадают после 15 минут первого же знакомства.

    Без какого-либо расписания, в любое время в трамвае #7 попадется разномастная пьянь под сильной дозой алкоголя, поцарапанными и опухшими пальцами, несколько раз пересчитывает наличную мелочь, в итоге сбившись или закропив медь, неверно расплачивается.  Вагоновожатая, со вздохом, прощает беднягу вероятно мысленно проговаривая: "Ну что у него можно взять кроме анализов, и то небось их будет трудно добиться?". Наркоманы, укуренные и обдолбанные дозой не знаю какого средства, со стеклянными глазами, медленно приседая на подкашивающихся ногах, плавно раскачиваясь вместе с трамваем, из последних сил вцепившись в турникеты или перила, нависают над, или облокачиваются на многочисленных бабушек. Бомжи мигрируют на районе, по маршруту следования трамвая #7, в поисках свежих мусорных баков.

    Транспорт с электрическим приводом, к которому относится трамвай, очень своеобразная вещь и как всякая такая имеет множество особенностей. На остановках, двигатель не работает, и как следствие, не издает никакого шума. Последнее заставляет пассажиров приглушать оживленный разговор, а то и вовсе перейти на шепот или вообще замолчать. В последнем крайнем случае повисает напряженная тишина. Собеседники пытаются убить время, рассматривая выученный наизусть за долгие годы поездок унылый пейзаж за окном. Вожатый спешит разрядить образовавшийся конфуз, резко трогает с места, как только нога последнего сходящего пассажира коснулась земли.

    Местные аборигены с помощью трамвая #7 разрешают свои разнообразные житейские проблемы. Зимой, когда старый, посаженный и замерзший аккумулятор не в состоянии провернуть двигатель с некачественным и загустевшим маслом какой-нибудь классике советского автопрома, в избытке стоящей на вечном приколе и гниющей, по обеим берегам трамвайной линии, находчивые местные владельцы, описанных выше сокровищ, цепляют машины ремнями безопасности к виновнику нашего рассказа. Уже через мгновение из трубы, хрипя, валит сизый дым, являющийся следствием попадания масла в камеру сгорания из-за износа поршневых колец и цилиндров старого двигателя. Перевозка мебели также осуществляется этим чудесным видом транспорта. При вносе габаритных вещей очень сильно мешает центральный поручень у ступенек на проходе. Но народ не сдается. Старательно маневрируя, приподнимая с одной и приопуская и другой стороны, иногда даже приходится проворачивать вокруг своей оси, шкаф, стол, кровать или стулья, население успешно решает задачу вноса, размещения и последующей транспортировки мебели в салоне вагона. Подъехать к дому на любом другом, отличном от описываемого, виде транспорта не представляется возможным следствии чрезвычайно низкого качества и узости подходящих грунтовых дорог. По всей видимости строительные материалы для домов завозились также на нашем незаменимом герое! Мужики используют трамвай #7 как место где можно уютно посидеть за кружечкой пива или рюмочкой водочки. В нем, в холодное зимнее время года, тепло и сухо, а теплыми летними вечерами светло и не кусают комары.

    Вожатый вагона, обычно бабуля предпенсионного возраста, человек простой с присущей ей, как и любой другой женщине, склонностью поболтать с себе подобными. Волею господина Случая, ее знакомая живет в самом узком месте улицы, где до окна дома почти достаешь рукой прямо из окна трамвая. Бабулька за рулем, шествуя по маршруту #7, не упускает возможности перекинуться парой троек тысяч слов со своей закадычной подругой. Останавливает трамвай, стучит деревянной рукояткой штатного желтого флажка в окно дома, вместе со всеми пассажирами вагона, дожидается когда появится ее оппонентка и начинает, до боли и отвращения, знакомый всем треп. Все слушатели детально знают тему и схему проведения беседы: маленькая пенсия, воровская власть, злоебучие болячки, мужья - пьяницы. Пассажиры со спокойствием и стойкостью духа воспринимают эту, внеплановую, остановку, как и все остальные, сделанные по графику, на которых они не сходят.

    Пассажиры в свою очередь грамотно взаимодействуют вожатым, они активные участники движения.  Зимой, когда на развилках трамвайных путей замерзают стрелки, стоявший крайним в проходе мужчина, помогает вожатой колоть лед в механизме стрелки. Взяв в голые, холеные руки холодный стальной ломом, он, как может показаться, сильными, на самом деле неловкими и отчаянными ударами, путаясь в свисающем с шее шарфу или галстуке, выполняет случайно выпавшую на него ответственную миссию. Вы спросите: "А откуда взялась вода на трамвайных путях, которая в последствии замерзла и привела к таким неудобствам, по крайней мере у одного человека?". Ответ прост и до безобразия противен - старые проржавевшие водопроводные и лопнувшие канализационные трубы дают течь, и вонючая смесь, растекаясь вдоль рельсового полотна, образует заливы, которые замерзают на морозе. Осенью, упавшие с близстоящих деревьев листья, образуют слабо проводящий и скользкий покров, уменьшающий тягу вагона. Трамвай начинает пробуксовывать на подъемах, отказывается штурмовать горки даже с разгона, учтиво и заблаговременно выполненного опытной и видавшей виды вожатой. Тогда, из трамвая, высыпает все его мужское содержимое и с бодрыми криками с многоэтажным матом заталкивает его на неприступную ему доселе высоту. Весной и летом, во время сильного дождя, вожатый предупреждает, что заливая грязные изоляторы, вода кислотного дождя, образует проводящий слой, через который происходит утечка электричества на поручни.  Держаться за ободранные турникеты, стоя на стальном заземленном полу, становится небезопасно для жизни. И все, как один, понимая эту вербализованную простую прописную истину, едут не держась, качаются, и балансируя, переминаются с ноги на ногу, топчат друг другу недешевую обувку, но молчат, терпят и стойко переносят возникшие трудности.

    Следующий итог можно подвести под сказанным - трамвай с пассажирами и вожатой, в состоянии разрешить любую возникшую перед ними проблему и, как следствие, образует единую замкнутую и гармоничную систему, и является отражением большого глобального социума на малый объем вагона.

                2007 - 2008 гг.