Из книги Контрреволюция духа. Заключение

Диакон Георгий Малков
/Примечания и ссылки на данном сайте не воспроизводятся/
( Полный текст книги см. на сайте:  vozrozhdenie-rossii.narod.ru )



                Заключение и Приложения!




                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   
                Блаженны, чьи беззакония прощены
                и чьи грехи покрыты; блажен человек,
                которому Господь не вменит греха…
                Ибо возмездие за грех — смерть, а
                дар Божий — жизнь вечная во Христе
                Иисусе, Господе нашем.
                Рим. 4, 7; 6, 23


Завершая предложенный здесь вниманию читателей обзор православных мнений о необходимости и возможности воссоздания нами «святорусского» начала, святорусских духовных ценностей на грядущих путях становления российской государственности, будет вполне логичным и естественным предоставить здесь еще одно, заключительное слово опять же непосредственно самой Церкви — в лице ее весьма опытного служителя и уже не раз цитировавшегося здесь протоиерея Георгия Флоровского.
Вот эти проникновенные строки одной из его давних статей, вполне, однако, приложимые и к ныне переживаемому нами времени: «...Россия в развалинах. Разбито и растерзано ее державное тело. Взбудоражена и отравлена, и потрясена русская душа, и проходит по мытарствам огненного испытания, — и в них перегорает, переплавляется. Видно, не исполнилась еще внутренняя мера, не истекли, не свершились еще тайные времена и сроки. <...> Ибо только в ответ на дерзновение взыскующей веры, в ответ на подвиг духовного стяжания откроется Нечаянная Радость. <...> Но знаем и верим, пробуждается русская душа, и в творческом самоотречении... прилепляется к Дому Божию. И не в умствованиях, и не в надрыве, но в бдении и подвиге восстанавливает его. Верим и знаем, Великая Россия воскреснет и восстановится тогда, и только тогда, когда воскреснем и восстанем мы в молитвенной силе. Ибо Россия — это мы, каждый и все, хотя и больше она каждого и всех. Ибо каждый из нас в своем подвиге собирает и созидает Россию, и в своей косности и падении разоряет и бесчестит ее. Ибо каждое падение разлагает творимый народный дух, и в личных возрастаниях святится он и просветляется священнотайно. О семи праведниках миру стояние, и о семи злодеях приходит погибель ему. В самих себе, каждый и все в круговом общении и поруке, должны мы напряжением творческой воли строить и созидать новую Россию, не осуществленную по нашей немощи и небрежению Святую и праведную Русь» .
И пусть никто из граждан России, соблазненных в начале прошлого века дьявольским призраком коммунизма, а потому вполне закономерно и поныне страждущих от внутренней бессмысленности, кровавого разорения, всеобщего развала, материальной и духовной нищеты нашей революционной и послереволюционной жизни, не говорит: я ничего не знал и ничего не слышал об истинно добрых путях человека!
Ибо ведь именно  о них, как и, напротив, о лживой сущности якобы единственно действенного — революционного — «преобразования» мира,  которое на деле и обрушило Россию в пропасть ее современного (и вполне заслуженного ею) падения, постоянно учили и учат нас лучшие христианские ее сыны.
Именно об истинно правых путях человеческой жизни из века в век — вот уже почти две тысячи лет — неустанно твердит нам и вся Церковь Христова; и лишь вняв ее евангельскому слову, вновь вернувшись к животворящим святыням её православного духа, мы и сможем победить сегодняшний всеобщий развал и избежать уже вполне реально грозящей нам в будущем (не будем себя обманывать!) всероссийской погибели.
Без Бога, без веры, без покаяния перед Ним в почти уже вековом и во многом еще продолжающемся греховном падении России в большевицкую бездну, без христиански осмысленных самых основ нашей государственности нам не помогут — как порой думают в своей нынешней духовной окраденности многие наши соотечественники — ни новые экономические проекты, ни усовершенствованные конституции, ни Думы, ни Общественные палаты, ни самые мудрые президенты...
Об этом говорит весь огромный исторический опыт человеческого бытия, все страдания, все трагедии оскверняемого нашим безбожием — Божьего мира.
Не может молчать об этом и Церковь.
И за мудрыми, всегда современными  ее словами стоит отнюдь не какая-то «средневековая» (и потому — для некоторых несчастных духовных слепцов — чуть ли не устаревшая ныне) традиция, отнюдь не религиозная романтика и не какие-то «метафизические фантазии» воинствующих клерикалов-«маргиналов».
За всеми попытками Православной Церкви пробудить наконец религиозное сознание и христианскую ответственность русского человека стоит самое трезвое, абсолютно вневременнОе и жизненно совершенно неизменное понимание ею единственно всеопределяющей истины: только полагая в Боге, нашем Творце и Промыслителе, основание всей нашей жизни и всех наших деяний — каждого отдельного гражданина и общества в целом, — только так и можно, с помощью Божией, достичь благих результатов земного существования каждого из нас.
Российской Церковью за годы революций, переворотов и послереволюционного, на ее же крови, «строительства светлого будущего», окончившегося нынешним — и исторически, и «мистически» вполне закономерным и изначально ею же предсказанным — полным крахом безбожной в своей основе «страны Советов», выстрадано особое право: это есть право призвать народ России — в противовес затянувшейся у нас «революции плоти» — ко  всенародной покаянной «контрреволюции духа», единственно и могущей стать у нас творческим началом полного преображения и возрождения нашего подлинного — православного в своей духовной основе — Отечества.
 Только такой духовный переворот в нас самих, в наших сердцах, в нашем разуме и в нашей воле и сделает возможным для нас обретение той помощи и силы Божией, которой совершается и утверждается всё благое и в этом мире, и в вечности и о которой сказал он Сам: «Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь… поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак соделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их…» (Ис. 42, 14, 16).
Для полного же преображения души всей России, нам потребуется еще немало времени, наверняка придется перенести еще немало тягот и жизненных испытаний, быть может, очередных всенародных бед, но при всем при том главное, что нам необходимо, — это бесконечная, безмерная христианская надежда на всепревозмогающую милость Божию, без которой все эти грядущие трудности и скорби нам никак не перенести.
Однако другого пути у нас нет.
Или мы наконец поймем это твердым разумом, и душой, и сердцем, трезво оглянувшись на все наши прежние забуждения,  преступления и беды — как и видя сегодняшний наш провал во всеобщую нищету, полную бессмысленность и духовную пустоту, или же сама грядущая жизнь — со всё нарастающими ее катастрофами и неизбежными будущими кризисами (а чего еще можно ожидать, оставаясь в нынешнем нашем немыслимом «эрэфовском» положении?) — разъяснит нам это самым закономерным и самым жестоким образом.
И пусть для значительной части русских людей, отученной за десятилетия коммуно-советского морока от трезвого религиозного взгляда на суть собственного бытия, слова, заключающие эту книгу, покажутся, быть может, в чем-то еще непривычными и даже странными — ибо столь далеко отстоит их внутренний христианский смысл от агрессивно языческих норм нашей сегодняшней жизни… Но от духовной правды этих слов — сколь умозрительной, столь же и предельно практически-житейской, никуда не уйти: или жизнь и ее сегодняшние и грядущие еще трагедии наконец научат нас поверить в правду Христову — или Россия погибнет!
Вот эти слова, подводящие предельно конкретный, религиозно-общественный итог всему сказанному в настоящей книге: родная, близкая сердцу каждого истинно русского человека православная Россия, с никем не отменяемой христианской ее сердцевиной, с тысячелетней душою «Святой Руси», сможет вновь ожить только Богом и верою, только великим духовным трудом, только великим самоотречением и великой христианской любовью…










                ПРИЛОЖЕНИЯ:






                ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Когда эти очерки в основном были уже написаны, автору попалась на глаза журнальная заметка о некоем «Обращении» («Декларации»), опубликованном в системе Интернета, документе, как оказалось, рассматривающем те же самые вопросы нынешнего положения и будущего возрождения России, которым уделено немало внимания и на страницах «Контрреволюции духа».
Не только характеристика антидуховных истоков крушения России в XX веке и оценка нынешней нашей трагической народно-государственной ситуации, но и задачи, встающие перед нацией на путях восстановления нашей подлинной Родины, без реликтов коммуно-советской системы, — все эти вопросы и то, как они очерчены в Обращении, оказались настолько созвучными — в сугубо гражданском своем аспекте — мыслям и устремлениям автора настоящей книги, что он счел необходимым поместить данный текст в качестве весьма важного приложения к своей книге.
Мысли и идеи общественно-политического характера, зафиксированные в этом документе, лишний раз укрепляют автора в том, что он не одинок в своих оценках нашего мучительного исторического бытия и что оценки эти достаточно объективны.
Приводимый ниже полный текст «Обращения» можно рассматривать как естественный эпилог к настоящей книге — преимущественно в ее социальном аспекте. В дальнейшем же, будем надеяться, подобные издания и документы общественного звучания станут закономерными элементами пролога к освобождению нашей страны из-под обломков безбожного и бесчеловечного советизма, к очищению самого духа российского народа от всё еще исподволь его отравляющего большевизма.

Ниже публикуется полный текст «Обращения».




                ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОМИТЕТА
                «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ»

Завершился ХХ век. Век, трагический для России. Ни одна другая страна не прожила столь долгий срок в условиях тоталитаризма. Ни один народ мира не сражался так долго и упорно со всем, именуемым Богом и святынею, человеческим достоинством и справедливостью, как наш народ. Но и не многие нации в ХХ веке испытали столько страданий, сколько испытал русский народ, понимаемый не в узко этническом, но в гражданском смысле. Все этносы России понесли колоссальные утраты за годы советской власти, лишившись своей религиозной, политической и культурной элиты, своих наиболее честных, принципиальных и деятельных представителей, своей истории, запечатленной в памятниках литературы и материальной культуры. Конечно, и в коммунистические десятилетия люди любили и верили, творили и радовались, но всегда вопреки тлетворной, стремившейся всё подчинить себе силе богоборческого и человеконенавистнического строя, в сознательном или бессознательном противлении ему.
Семьдесят пять лет наложили на духовный облик народа России такой отпечаток, который, быть может, не сотрется на протяжении еще многих десятилетий. Но, хуже того, за многие поколения люди срослись с советским режимом, забыли о масштабе понесённых утрат и начали воспринимать коммунизм чуть ли не как русскую национальную идею. Мало того, и во всем мире «советскость» отождествилась с «русскостью». Однако привыкание к тяжёлой болезни не приближает исцеление от нее. Напротив, оно особенно опасно, так как уменьшает желание выздороветь.
И вот результат — после завершения в России коммунистического эксперимента прошло уже двенадцать лет, однако мы до сих пор не определились в своем историческом пути. Что такое Российская Федерация как государство? Каково ее реальное положение в мире? Кто ее союзники и соперники? Чем определяются ее границы? Как соотносит себя нынешняя страна с коммунистическим 75-летием и со всем тысячелетним опытом российской государственности? Какова стратегия страны в ХХ1 веке? Ни по одному из этих вопросов ни у власти, ни у общества ясных и единых позиций нет.
Потеря исторических и государственно-правовых ориентиров ведет к утрате норм морально-нравственных, наносит непоправимый ущерб психическому состоянию народа, опустошает его душу, развращает молодёжь, обессмысливает общественную жизнь, лишая ее идеалов. В этом — одна из коренных причин катастрофического падения рождаемости, слабости семейных устоев, психологической установки очень многих людей не на жизнь, а на смерть.
Мы уверены, что возрождение России может произойти только если наш народ осознает советский период истории как пагубный, безнравственный и противоправный, если обратит свои помыслы и силы на восстановление преемства с настоящей российской государственностью, уничтоженной в огне гражданской войны 1917—1922 гг. Ведь нынешняя Россия политически и юридически отрезана от своего тысячелетнего исторического наследства и является продолжательницей советского государства. Такой вывод вытекает из следующих взаимосвязанных фактов:
Первое. Российская Федерация объявила себя правопродолжателем СССР — государства, созданного в непримиримой борьбе с исторической Россией и построенного на её тотальном отрицании. Таким образом, нынешняя Россия, произвольно названная так в Законе РСФСР от 25 декабря 1991 года, строго говоря, Россией не является. Правовая система РФ строится на советском противоправном фундаменте. Все законы СССР и РСФСР, если они не замещены новыми, сохраняют свою силу в сегодняшней РФ, но ни один закон России дореволюционной в ней не действует. Это безусловно, свидетельствует о том, что РФ — не возрожденная Россия, а продолжение коммунистического режима, уничтожившего Россию и отменившего декретом СНК от 22 ноября 1917 г. всё национальное русское законодательство. К тому же, дух советского «права» — дух презрения к человеческой личности и всесилия власти — пронизывает всю постсоветскую законодательную и правоприменительную практику — будь то судебная, полицейская или чиновничья. Нынешний российский правоприменитель оказывается зачастую ничуть не лучше правоприменителя советского.
Второе. Не получил должной моральной и исторической оценки большевицкий режим и весь период истории СССР. Преступления большевиков не осуждены, и акт всенародного покаяния за прямое или косвенное соучастие в них, за непротивление им так и не имел места. Это значит, что не произошло и всеобщего самоочищения, которое является непременной предпосылкой духовного и нравственного возрождения. Русскость, в гражданском смысле слова, из национального самосознания не вытеснила советскость. Более того, нет даже признаков начала движения в этом направлении.
Третье. В основе экономических и имущественных отношений в Российской Федерации лежит признание законности советской «общенародной» собственности, которая в течение 12 последних лет была «приватизирована», как если бы она была и в самом деле «ничейной». Но на чем основана эта советская собственность? На частной собственности, экспроприированной большевиками у множества владельцев, горожан и крестьян потомки которых и составляют население нынешней России, ближнего зарубежья (пространств исторической России) или являются эмигрантами, отцы и деды которых были вынуждены покинуть Отечество. Раздав «общенародную» собственность новым владельцам и не вспомнив о правах старых (или их потомков), государственная власть РФ продемонстрировала, что она генетически связана именно с советским режимом, конфисковывавшим собственность, начиная с 1917 г., и не имеет ничего общего с российским государством, эту собственность гарантировавшим, охранявшим и постепенно развивавшим ее использование в направлении большей социальной справедливости и ответственности.
Нынешнее государство не признало прав собственности и за теми десятками миллионов людей, которые, при советской власти, повинуясь прямому насилию или крайней нужде, были вынуждены бесплатно или за бесценок строить заводы, энергетические объекты, дороги, мосты, создавать иные материальные ценности, которые сейчас приватизированы. Ни они, ни их потомки не получили никаких имущественных прав или компенсаций за свой труд. И здесь нынешняя власть демонстрирует свою генетическую связь с репрессивным советским государством, поскольку не только не восстанавливает попранную им справедливость, но и продолжает по своему усмотрению распоряжаться плодами подневольного и недооплаченного труда миллионов людей. Стало быть, эти люди для него, как и для советского государства, — не более, чем «лагерная пыль».
Четвертое. С точки зрения культуры и государственной символики, Российская Федерация также демонстрирует преемственность не с дореволюционным русским, а с советским периодом. Города, поселки, улицы, предприятия, станции метро продолжают носить имена советских партийных и государственных деятелей или революционных феноменов, монументальные изображения советских лидеров повсеместны в сегодняшней России. При этом исторические события и явления, а также деятели антисоветского сопротивления практически не воплотились за 12 лет ни в топонимике, ни в формах городской скульптуры. На смену советской идеологии, отрицавшей положительный образ и даже смысл дореволюционной России и воспевавшей не ее созидателей, а разрушителей, не пришла идея воссоздания России, до основания разрушенной большевиками, воссоздания не искусственного музейного, а живого и подлинного. Потому и патриотизм у нас сегодня не здоровый, что в головах и сердцах людей перепуталась любовь сразу к двум всецело отрицающим друг друга отечествам — СССР и России, а для нынешней власти всё советское — органически родное, а всё дореволюционное — только полуфольклорный декор.
Пятое. Пространственно нынешняя Российская Федерация (РСФСР) — неведомое никому доселе государственное образование, скроенное сталинскими картографами. Подмена России «РСФСР-ом», т. е. осколком СССР (пусть и самым большим), — величайший и беспрецедентный обман. Добровольно ограничив Россию пределами РСФСР, нынешняя власть также продемонстрировала свою генетическую связь с советской государственностью.
Строить современное Российское демократическое государство с соревновательной рыночной экономикой, с заботой о правах человека на советском тоталитарном основании невозможно. Советчина неизбежно будет искажать и отторгать и уже искажает и отторгает все здоровые преобразования, превращая демократию в олигархию, гражданские свободы — в бандитский произвол, а рыночную экономику — в безудержное разворовывание богатейшей страны.
Восстановление российской идентичности может произойти только в результате решительного разрыва с идентичностью советской и возвращения к преемственности с исторической Россией, в первую очередь во всех пяти названных сферах — государственного права, гражданской нравственности, отношений собственности, исторических идеалов и государственного пространства. Надо четко и недвусмысленно объявить права нынешней России на ее тысячелетнее историческое наследство, и это откроет широчайшие перспективы для возрождения нашего Отечества.
Во-первых, надо восстановить правопреемство с российским государством. Нет иного пути решения этой задачи, кроме как воссоздание в качестве основы нашей государственности и правопорядка Основных государственных законов 1906 г. и всего законодательства России, существовавшего на 1917 г. и, соответственно, признание советского законодательства ab initio vitiosum (от начала порочным) и не соответствующим базовым принципам права.
Конечно же, отказ от советского права вовсе не означает, что нужно немедленно отменить все правовые акты советского периода и тем ввергнуть наше общество в анархию. Мы далеко не первыми избавляемся от коммунистического правового фундамента. До нас это успешно проделали страны Центральной и Восточной Европы. И всякий раз в этом процессе огромное значение имел переходный период, когда постепенно происходила подстройка к духу и букве национального докоммунистического законодательства правовых реалий сегодняшнего дня. При этом, ныне действующая Конституция 1993 года может стать хорошей переходной формой от советского псевдоправа к российскому праву, а многие из законов, разработанные и принятые после 1991 г., безусловно окажутся крайне необходимыми при адаптации дореволюционного российского права к потребностям сегодняшней России. В таком процессе правовые акты советского времени, которые не противоречат национальному правопорядку, могут признаваться законными в возрожденной России.
Твердо сказав, что нашей нынешней основой является правопорядок, уничтоженный большевизмом, и прежде всего Основные государственные законы 1906 года, Россия сможет опереться на национальный правовой фундамент. Опереться как на его дух, так и на те многочисленные нормы, содержание которых далеко не устарело.
Во-вторых, через акт всенародного покаяния, аналогичный покаянию немецкого народа в преступлениях нацизма, мы сможем наконец-то дистанцироваться от преступлений советского времени, освободиться от их власти над нами. Понятно, что такое покаяние — не столько религиозный, сколько гражданский акт, предполагающий признание пропаганды коммунистической идеологии и попыток оправдания преступлений большевизма против человечества — преступными деяниями. Напротив, борьба с большевизмом, противостояние коммунистическому режиму наконец-то будут признаны действиями, достойными уважения, подражания и признательности потомков. Всё это уже произошло в Болгарии, Польше, Латвии и во многих других странах.
В-третьих, если мы желаем в основание хозяйственных отношений положить принцип уважения к частной собственности, то для этого необходимо восстановить в той или иной форме и мере (практические решения — дело специалистов) имущественные права, существовавшие на момент большевицких грабежей, то есть провести реституцию собственнических прав. И опять же, опыт освободившихся от коммунизма стран Восточной Европы дает нам множество примеров решения этой задачи. Но в какой бы форме ни проводилась реституция — непосредственным возвращением недвижимости, возмещением вложенных предками трудов и сил, ценными бумагами предприятий, государственными обязательствами или как-то иначе, — она приведет к моральному оправданию частной собственности в глазах общества, к увеличению слоя достаточных собственников и к общему оздоровлению хозяйственного и политического климата страны. В России, где в невиданных масштабах в десятилетия большевицкой диктатуры использовался подневольный и недооплаченный труд, потомки должны также получить справедливые компенсации за труд предков или акциями построенных ими предприятий, или специальными пенсиями.
В-четвертых, разрушители исторической России, а порой и кровавые палачи русского народа не должны далее занимать в «монументальной пропаганде» и топонимике место, которое во всех странах принадлежит национальным героям, на образах которых воспитываются новые поколения. Мы должны сменить имена и образы советской пропаганды на те имена, которые действительно достойны подражания как величайшие деятели отечественной культуры, пламенные патриоты, созидатели и защитники России, борцы за действительную свободу и справедливость для ее народа.
В-пятых, любая территория, входившая в состав России до 1917 г., должна получить возможность вновь актуализировать свое пребывание в ней, через обращение к правопреемству с дореволюционной Россией, при условии неукоснительного соблюдения всех признанных международным сообществом для подобных случаев демократических процедур (референдум и т. п.). В отношениях со всеми государствами, в том числе и с теми, которые возникли на обломках исторической России, следует исходить из общепринятых принципов международного права, и в частности, из универсального принципа pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) с неотъемлемой оговоркой rebus sic stantibus (при существующем положении вещей). Такая декларация позволит, оставаясь в рамках международно-правового поля, не закрывать вопрос о восстановлении территории исторической России, если того пожелают те или иные народы, входившие в ее состав.
Российская Федерация не смогла еще в полной мере интегрироваться в систему международных отношений и обеспечить максимально благоприятные внешние условия как для решения своих внутренних проблем, так и для участия в становлении нового миропорядка. Дореволюционная Россия воспринималась Европой в качестве своей важнейшей органической части. А современная РФ Европой и мировым сообществом отторгается. Это происходит потому, что мир до сих пор не доверяет «новой» России, ибо видит в ней не продолжательницу тысячелетнего российского государства, а наследницу уничтожившего его тоталитарного агрессивного СССР.
Только если Россия решительно завершит процесс десоветизации, возвратится к историческому правопреемству с государством, существовавшим до 1917 года, признает попранные большевиками права своих граждан, — она получит шанс стать неотъемлемой частью мирового сообщества, внести свой вклад в формирование нового, более справедливого и нравственного миропорядка, а прежде всего станет предсказуемой и понятной для своих граждан и привлекательной для населявших когда-то Россию народов.
Перейти наконец от красивых слов к конкретным трудам по восстановлению Российского Государства, разрушенного большевиками, — в этом мы видим главную национальную задачу нашего народа .
Москва, 7 ноября 2004 г.






                ПРИЛОЖЕНИЕ 2


                Доктор богословия, профессор
             равославного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
                протоиерей Владислав Свешников


                ВОССОЗДАНИЕ ТРЕТЬЕГО РИМА
                КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
                БУДУЩЕГО ДВИЖЕНИЯ «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ»

1.. Нынешнее многообразное кризисное состояние русского народа, общества и государства — очевидно. Для того чтобы поставить и решить труднейшую задачу выхода России из разрушительного состояния системного кризиса, необходимо увидеть и пережить всю полноту взаимосвязанных между собою кризисов, энтропийно действующих во всех областях жизни: в экономике (промышленное и сельскохозяйственное производство, хозяйственное управление, финансы, качество жизни народа), в государственности, во внутренней и внешней политике, в общественной жизни (включая ее политическую организацию, отчуждение общества от правящего слоя), в нравственной сфере (прежде всего здесь следует отметить глубокий индивидуализм) — общий нравственный, духовный и национальный кризисы.
Выйти из этого обширного, системного и многообразного кризиса может только общество, организованное на основах целостного национального мировоззренческого осознания действительности. С этой целью должно быть создано широкое народное общественное Движение, главной задачей которого является построение бытия русского народа, общества и государства на основании национальных идеалов и интересов и подлинного народного самосознания.
2. Определяющий фактор этого содержания — любовь к России, ее народу, его духу и его жизни. Эта любовь дает нам силу верить, что мы можем восстановить и выстроить свою жизнь. Несмотря на все внешние препятствия и внутренние несовершенства, мы обязаны это делать. Переживание ценности национального бытия базируется на верной и доброй памяти народа, на понимании тех дарований, которые даны ему и которые получили хотя бы частичное воплощение и осуществление. При нормальном органическом развитии исторического пути ведущей составляющей национального самосознания является национальное достоинство. В русском народе имеются и отрицательные качества, что неизбежно вызывает к жизни национальное покаяние и смирение. Для того чтобы такой процесс начался, необходимо увидеть, что необходимо в себе преодолеть и как совершить прорыв в обновленную жизнь. Народу прежде всего следует покаяться в доверчивом приятии фальшивых мировоззренческих ценностей, которые привели к греху революции. Нам необходимо освободиться от расщепленности нашего сознания. Важнейшее творческое направление русского сознания должно быть устремлено к сбережению красоты национального духа. Наш главный недостаток состоит в резком разрыве между сознанием и практикой. Национальный дух русского народа удивительно прекрасен, а жизнь порою — страшно уродлива.
3. Верным признаком возрождающегося духовного национального самосознания народа становится новое качество творчества национальной жизни. Духовный и чистый национализм (без намека на шовинизм) представляет собой длящийся творческий акт жизни народа. В нем открывается творческая мощь и мудрость народа, осознающего свое назначение, готового осуществить свои лучшие чаяния, преодолев все препятствия и уменьшив силу своих пороков. Качество жизни народа определяется национальными идеалами, верно поставленными целями и мировоззренческим содержанием. В национальных интересах может проявиться случайное, временное, наносное, субъективное. Национальные идеалы всегда объективны, первичны. Действительные национальные интересы всегда исходят из национальных идеалов и связаны с ними. Эти идеалы: любовь к своей отчизне, стремление к нравственному единению народа, твердость и справедливость, милосердие к страдающим, верность, готовность помочь слабым и угнетенным. Национальная, русская политика внутри страны должна основываться на понимании значения русского народа внутри многонационального государства.
4. Широкое общественное Движение требует согласия своих членов по основным принципам и конкретным содержаниям. Их готовность к служению народному делу скажется в горении их личного духа. Нравственные идеалы должны быть жизненной нормой организаторов Движения «Возрождение России». Их служение не может не переживать великую ценность русского народного бытия. Это единственная остающаяся для России возможность; иначе она остается страной без государственности, обществом без принципов, народом без будущего.
5. В служении открывается самоотверженная жертвенность, подвиг, смирение и величие духа. В служении личность обретает высокие и верные возможности осуществления себя в соответствии с теми заданиями, которые предложены ей высшими смыслами бытия. Идеология служения, когда она предметно воплощается в жизни человека и общества, приобретает подлинную ценность для общества. Мировоззренческая содержательность служения позволяет «служ;щему» исполнять то, что он принимает как органичный долг. Наиболее нравственно значимым образом служение раскрывается в общественной и государственной деятельности. Служение есть дело личной свободы и ответственности, но оно приобретает высокую плодотворность в общем, соборном делании. Соборность есть единство людей — мировоззренческое, органическое и духовно-объективное. Стремление к созидательному единству общества на верных духовных, нравственных и патриотических основаниях должно стать одним из главных направлений и смыслов общественного служения. Россия всегда открывала великие образцы государственного служения, и лучшим образцом такого служения было царское служение. В обществе необходимо возвращение к духовному идеалу, который содержится в самом слове «государственное служение». В программе государственного служения ради России одной из первых задач должно стать создание среды, благоприятствующей нравственным и патриотическим переживаниям и свершениям.
6. Смысл бытия Движения «Возрождение России», всех его членов и его ведущего слоя сводится к слову «служение». Движение действует ради России, отечества, русского народа, ради верного, доброго и полезного устроения русской жизни. Это братское служение, потому что члены его служат друг другу как братья и всем людям как братьям. Служение имеет целью помочь делу сохранения народа, его целостности и его духа. «Возрождение России» призвано объединять людей, стремящихся и готовых к такому служению. Движению предстоит задача настроить на необходимость переустройства жизни. Самой важной и самой трудной национальной проблемой наступившего времени является построение русского общества на верных и добрых началах. Эта проблема будет решаться лишь тогда, когда бремя ответственности и служения возьмет на себя лучшая часть общества. В результате деструктивной антинародной работы почти не осталось талантливых общественных деятелей высокого мировоззренческого уровня. В лучшем случае, у некоторых лиц имеются предпосылки и готовность к такому служению. Для того чтобы эта готовность реализовалась, необходимо целенаправленное делание по созданию «ведущего слоя». Люди «нового ведущего слоя» должны быть готовыми к бескорыстному и самоотверженному служению народу и отечеству, имея в виду главную цель — восстановление его духовного облика и организации подлинной жизни общества и государственности. Центральный орган Движения понимает свое главное дело как опыт общественной духовно-нравственной организации, координации и любви; он может стать центром единения людей, близких по духу, вокруг которого будут собираться здоровые силы народа.
7. Движение «Возрождение России» как цельный организм ставит две основные задачи. Во-первых, — консолидация наиболее здоровых сил общества и организация подлинно народной, мировоззренчески верно осуществляемой жизни. И во-вторых, задача реализации общих дел, выстраивающих здоровое общество. Главная цель Движения — коренное преобразование общества на основании вечных народных идеалов и целостного мировоззренческого знания.
Новый ведущий слой может стать подлинно ведущим и долговременным — лишь при условии глубокой связи Движения, одновременно идеальной и предметной, с народной жизнью. Этот слой будет иметь право на существование, если он будет выделяться самим народом и будет народом санкционирован — в верности своих действий. «Возрождение России» должно быть словно окутано обширным и устойчивым облаком всенародной любви и доверия. Ведущий слой Движения может стать основой новой, подлинной духовной аристократии. Его задачей должно быть не административное руководство, но создание творческого духа русской жизни. Он организует духовное единство народного бытия, так что национальные идеалы становятся жизненно значимыми и привлекательными для народа.
8. В России чувствуется очевидное, хотя и неопределенное по содержанию, томление по сильному государству, т. е. с осмысленной и волевой внутренней и внешней политикой, исходящей из национальных интересов; с эффективно реализующейся социально ориентированной экономикой, с развитыми: промышленностью, сельским хозяйством , системой науки и образования, с живой и талантливой культурой и, наконец, с обороноспособной армией, сильной и по вооружению, и по человеческому составу. В настоящее время из государственного хаоса может вывести только диктатура, основанная на нравственном и национальном сознании, на государственнических предпосылках. Такое устройство уже востребовано обществом. Всё государственное устройство должно быть пронизано стремлениями к конструктивности, единению, чувству ранга и т. п. Государственное устройство должно быть поставлено на службу народу. Государство, в соответствии со своими экономическими, социальными и политическими целями структурирует народ в собор единомышленников, знающих общую цель. Такой СОБОР возможен в результате организационной деятельности Движения.
9. Для того чтобы повысить качество жизни, следует определить главные приоритеты в социально-экономической сфере. Это приведет к выздоровлению русского народа в единстве и цельности общества. Необходимо разработать и осуществить социальные целевые программы, входящие в понятие «сохранение народа». В здоровой общественной обстановке откроются возможности для развития творческих возможностей в экономической жизни. Осуществление схемы рыночной экономики должно соотноситься с государственной политикой в этой области, выгодной и для развития реальной экономики и для бюджета.
10. Общество должно быть пронизано мировоззренческими национальными идеалами, и, выстроенное на верных мировоззренческих основаниях, оно оказывается духовно здоровым. Поэтому конкретной задачей и направлением деятельности Движения является организация «мировоззренческого процесса». Одна из важнейших задач Движения — воспитание новых поколений русских людей в патриотическом и духовном сознании. Необходимо разъяснение основных принципов Движения, его общественной стратегии и тактики. «Возрождение России» должно учитывать церковный вектор своей деятельности, иначе духовная составляющая его мировоззрения окажется лишь пустой формальностью. Должно быть сделано всё, чтобы идеалы индивидуализма и потребления ушли из русской жизни, чтобы общество воспитывалось само и воспитывало всех своих членов на основании любви, справедливости и трудовой деятельности.
11. Деятельность членов Движения должна руководствоваться основными принципами: мировоззренческое единство, служение, свобода решений и ранговая организованность. Вне этих принципов «Возрождение России» становится сырой массой, мало приспособленной к плодотворной деятельности. Если в «Возрождении России» образуется «новый ведущий слой», он должен быть таковым и для народа в целом. В Движении должен отражаться демократический образ русской государственности, с её вполне самобытными традициями. Движение должно проводить работу по созданию атмосферы правосознания, которое должно быть внедренным в ответственные слои народа. Народ должен осознать себя в качестве участника правового, властного и управленческого процессов.