История кальвинизма в России

Евгений Каширский
I. РОССИЯ И СВОБОДОМЫСЛИЕ: ПРИМЕРЫ ИЗ ИСТОРИИ
I.1. На протяжении веков Россия воспринималась миром как страна Православной ориентации. И это соответствует действительности. Вместе с тем, история показывает наличие в России параллельного религиозного движения, которое представляло собой протесты против злоупотреблений Православной Церкви, по своему характеру весьма напоминающие протесты, из которых родилось движение Реформации в Европе. Хотя условия абсолютистской монархии не позволили развиться Реформатскому движению в России в ощутимое явление, было бы несправедливо пройти мимо того факта, что многие и многие вольнодумцы не мирились со злоупотреблениями в Православии, его отклонением от Священного Писания в богословии и на практике. И выражали протест, не жалея своей жизни.

Позволим себе привести лишь два примера из жизни жителей города Твери.

I.2. Акиндин
XIV век. Приближенный князя Михаила Ярославича некто Акиндин. Был направлен в Константинополь для изучения церковного законодательства. По возвращении сочинил “Написание” – самый яркий памятник антиправославной мысли XIV века, в котором открыто заявлял, что церковь поражена симонией. Обличал служителей церкви, называя их духопродавцами, мздоимцами, погрязшими в разврате и пороках. На попытки представителей Православной Церкви оправдать многочисленные поборы тем, что церкви подвергались воровству и грабежу, Акиндин отвечал, что если бы церкви следовали правилу христовой нищеты, никто из воров не позарился бы на их имущество. И для человека XIV века он делает весьма радикальный вывод: до тех пор, пока не исправится духовенство, мирянам лучше вообще обходиться без клира. “Всяк человек приим от Бога разум рассужати, последовав невежие пастуху, муку приимут, по реченому: слеп слепа водя, оба в яму впадетася”.

Как видим, даже в самое тяжелое время монгольского завоевания, на Руси существовало свободомыслие, направленное против бесконтрольного диктата Православия.

I.3. Дмитрий Тверитинов
Прибыл в Москву из Твери в возрасте 22 лет, в 1692 году. Учился у иностранцев-ремесленников, знал латынь. Стал протестантом по убеждениям. Постепенно образуется круг единомышленников.

В Москве стал известен благодаря теологическим диспутам со сторонниками Православия. Был известен знанием наизусть 500 цитат из Священного Писания, которыми он оперировал с легкостью. И даже самых известных московских знатоков Библии, разбирая богословские вопросы, мог без труда переспорить. Отстаивал право на свободу вероисповедания. Отвергал церковную иерархию, поклонение иконам и кресту. Говорил, что от этого плодится многобожие и идолопоклонство. Отвергал преклонение перед патристикой. В нацеленности на первоначальное христианство Тверитинов усматривал истинность протестантизма.

II. РОССИЯ: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С КАЛЬВИНИСТАМИ И КАЛЬВИНИЗМОМ
II.1. КУПЦЫ, А НЕ МИССИОНЕРЫ
История России показывает, что первыми кальвинистами на российской земле были иностранные купцы, часто приезжавшие на довольно долгий срок. Разумеется, никакой речи не могло быть о деятельности иноземных миссионеров, ибо за подобную деятельность они в лучшем случае могли бы отделаться немедленным изгнанием за пределы Российского государства.

Определить точное время появления первого кальвиниста на Русской земле не представляется возможным, поскольку до определенного периода в исторических документах всех иноземцев называют лютеранами; но по косвенным признакам мы можем судить о появлении на Руси в XVI веке именно реформатов, то есть тех, кто исповедует кальвинистские взгляды.

II.2. ПЕРВЫЕ КАЛЬВИНИСТЫ
Говоря о первых кальвинистах, появившихся на российской земле, можно предположить с достаточной долей уверенности, что ими оказались английские и голландские купцы, приехавшие в середине XVI века на север России, в район Холмогор. Известно имя одно из первых таких путешественников: это был английский мореплаватель Ричард Чэнселлор (Richard Chancellor), который 24 августа 1553 года прибыл в Холмогоры и основал поселение иноземных купцов, куда пять лет спустя прибыли и голландские купцы. Известно, что первоначально англичане и голландцы проводили совместные богослужебные собрания. Немного позднее их представители отправились в Москву, а затем и в другие города. Можно сказать, что путь кальвинистов начинался с севера. Постепенно иностранцы со своими семьями стали закрепляться в России на постоянное проживание.

В 1570 году появляется официальное упоминание о деятельности кальвинистов в Москве. В исторических документах отмечается, что царь Иоанн IV (Грозный) беседовал с неким кальвинистским пастором Рокитой (Rokita), прибывшим из Польши в составе делегации короля Сигизмунда Августа.

В конце XVI века в России существуют первые устоявшиеся Реформатские общины: в Москве, Архангельске, Вологде и других стоящих на торговых путях поселениях. В 1616 г. при царе Михаиле Федоровиче в Москве появляется первая Реформатская Церковь, образованная совместно англичанами и голландцами. Конечно, подобные церкви устрояются в Москве в специальных кварталах для иностранцев. К сожалению, все московские церковные архивы Реформатских Церквей, которые могли бы рассказать более подробно об этом периоде, погибли в пожаре 1812 года. Огнем уничтожено около сотни томов церковной хроники, уникальные исторические документы.

II.3. ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Необходимо отметить, что Российское правительство вплоть до Петра Первого не препятствовало иностранцам исповедовать свою веру, предоставляя им полную свободу богослужебных собраний. Между прочим, в это время в Германии кальвинистам было гораздо сложнее отправлять богослужение, поскольку они встречали давление со стороны лютеран. В России же они пользовались равными правами. Не было никаких затруднений на получение разрешений на проведение богослужений в частных домах или на строительство церковных зданий. Так было от Иоанна Грозного до Петра Первого включительно. Известны манифесты Петра I, предоставляющие иностранцам свободу вероисповедания. Например, манифест 1702 года.

Постепенно, начиная с императрицы Анны Иоанновны, положение несколько усложняется, поскольку Реформатские общины должны были приносить на рассмотрение созданной Юстиц-коллегии свои вероисповедания (указ от 23 февр. 1734 г.). В XIX веке тенденция государства вмешиваться в дела Церкви усиливается; особенно это касается вероисповедных документов. Нельзя не упомянуть о прискорбной попытке искусственно объединить лютеранские и кальвинистские общины.

II.4. СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ РЕФОРМАТОВ
Итак, сколько насчитывалось людей, придерживающихся кальвинистских взглядов? Мы располагаем данными на 1864 год – время наибольшего распространения Реформатской Церкви в дореволюционной России. По разным источникам насчитывалось от 60.000 до 71.500 членов поместных церквей. Всего в России на тот год было 38 Реформатских общин, в которых трудилось 38 пасторов. Статистика показывает, что на 1000 жителей России приходился один кальвинист, это четыре 4% от всех протестантов. В 1864 г. в Москве насчитывалось 1200 верующих, исповедующих кальвинистские взгляды.

II.5. ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВИЯ И КАЛЬВИНИЗМА
Интересно отметить, что Православная Церковь высоко оценивала уровень постановки образования в Реформатских университетах (например, Лейден, Голландия), куда посылались ее представители для изучения истории, философии и языков. Один из таких студентов, Вениамин (Василий) Багрянский (XVIII век), стал впоследствии ректором Александро-Невской Лавры.

И к этому прибавим, что весьма престижным учебным заведением в России была школа при Санкт-Петербургской реформатской церкви. Так, по данным диссертации Т.И. Любиной ("Уездное чиновничество Тверской губернии в конце XIX-начале XX века", 1998, Тверь) даже некоторые чиновники тверской губернии до революции 17 года учились и отдавали своих детей на учение в эту школу, которая славилась качеством преподавания.

Уже в советское время православные и реформатские богословы встречались в 70-е годы в Венгрии (Дебрецен) и в Ленинграде. Патриарх Пимен в своем послании по этому поводу, опубликованном в юбилейном сборнике, посвященном 1000-летию крещения Руси, отмечает важность православно-реформатского диалога. Хотелось бы, чтобы представители РПЦ признавали важность общения не только на международном уровне, но и на внутреннем.

II.6. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
После Октябрьской революции 1917 года Реформатские Церкви в Центральной России полностью исчезают, оставаясь заметными как явление духовной жизни лишь в Прибалтике и Западной Украине.

III. ПЕРЕВОДЫ ИСТОЧНИКОВ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
Когда российские кальвинисты приступили к распространению учения, они обнаружили, что из богатейшего наследия кальвинизма в России ничего не издавалось.

III.1. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ О КАЛЬВИНИЗМЕ И РЕФОРМАТСКИХ ЦЕРКВАХ
Отношение к реформатам в православной литературе дореволюционного периода однозначно негативное, о чем красноречиво говорят названия работ, печатавшихся в различных журналах, например: “О святейшем Таинстве Евхаристии против реформатов”, журнал “Христианское чтение”, 1860. Можно сказать, что в периодике встречаются в основном апологетические работы. Отметим название одной из диссертаций, защищавшихся в Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1893 г. “Арминий и Дордрехтский Синод 1618-1619 гг.”

За редким исключением кальвинистские материалы на русский язык не переводились. Справедливости ради отметим перевод Вестминстерского Исповедания веры, сделанный епископом Иоанном (Митропольским), вставленный в книгу “Из истории религиозных сект в Америке”, М., 1879. Поскольку эта работа была предназначена для узкого круга православных богословов, она осталась неизвестной рядовому читателю и не оказала никакого влияния на развитие богословской мысли в России.

III.2. СВЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
В дореволюционное время практически ничего не было издано в светской печати ни о Кальвине, ни о кальвинизме. Можно отметить лишь Б. Порозовскую и Д. Мережковского, написавших псевдобиографические очерки о Кальвине и его деятельности.
Приятным исключением является диссертация историка Роберта Юрьевича Виппера "Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма". Виппер в течение двух лет работал в женевских архивах.

III.3. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В советское время ученые, занимающиеся изучением периода Реформации, трактовали Кальвина как религиозного фанатика, противостоящего передовым деятелям гуманизма. Такая трактовка была внедрена в сознание среднего образованного человека посредством статей атеистических словарей и справочников.

* * *
Подводя итог, можно сказать, что до недавнего времени россиянин, опираясь на имеющуюся литературу на русском языке, мог получить о Ж. Кальвине и кальвинизме лишь крайне искаженное представление, намеренно отталкивающее его от исследования реформатского (кальвинистского) учения.

К счастью, сегодня положение в корне изменилось. Изданы фундаментальный труд Жана Кальвина «Наставление в христианской вере» и многие другие честно написанные книги, позволяющие непредвзятому читателю составить более-менее объективное мнение по этому вопросу.

P.S. Парижский типограф Роберт Этьен (Стефан), 1503-1559, известен тем, что разделил текст Нового Завета на стихи (абзацы). Этот благой труд приняли все Церкви, в том числе и Православная. Не все, однако, знают, что Роберт был кальвинистом, в 1551 году уехал в Женеву, организовал там на свои средства типографию, в которой издавал Библию и труды Жана Кальвина.