Эпизод 28. Что было, то и будет

Элоиза
Обращение к читателям, впервые заглянувшим в мои креативы.
Данный «эпизод» является главой книги, именуемой «Несколько эпизодов из жизни людей и демонов». Описываемая ситуация будет более объяснима в контексте всей книги. Все предыдущие главы размещены на моей странице на сайте. 
               



                «Шла лесною стороной –
                Снова чёрт идёт за мной…».

                Песня из м/ф «Летучий корабль».

 

  «…Дни тренинга пролетели, как фанера над Парижем.
  Какая странная поговорка. Почему, собственно, фанера должна летать над столицей Франции? Да ещё – летать быстро, как то подразумевает символическое значение фразы.
  В настоящее время я и сама пролетала над какой-то частью земной поверхности, вместе с приютившим меня полупрозрачным облачком; а прочие клочки небесного тумана складывались в замысловатую многозначительную вязь. Этой вязью писана была повесть всех моих приключений, наконец-то возымевшая счастливый финал. Я чувствовала себя как-то двойственно: с одной стороны – вновь преисполненной юношеского энтузиазма, способного свернуть горы; с другой – неимоверно повзрослевшей, чтобы не сказать – состарившейся. Возможно, сказались обретённые в процессе учёбы познания об устройстве мира.
  Все перипетии моей земной жизни предстали предо мной, наконец, в истинном свете. И в этом свете они смотрелись жалко, плоско и примитивно. Словно младенческие каракули на фоне картин великих мастеров. (В качестве «картин великих мастеров» выступали, естественно, мудрые истины, преподнесённые нам на тренинге высококвалифицированными наставниками). Возникал закономерный вопрос: как Я, высшее от природы существо, угораздилась вляпаться во всю эту муть людских межличностных отношений? И на данный вопрос напрашивался лишь один приемлемый ответ: по юношескому (девическому?) недомыслию, разумеется. Молодая была, глупая.
  Да если бы я, со своими нынешними знаниями, вновь оказалась в исходной точке, в завязке тех недавних земных событий!… Да я бы!... У меня было бы всё, о чём мечтала, и много больше. Я знала бы наверняка, как заставить всех окружающих добровольно сплясать под мою дудку. И они бы плясали! Ох, как бы они плясали!...
  Оказалось, что раньше я, действительно, очень плохо разбиралась в повадках живых людей. Но теперь всё обстоит иначе. Теперь каждое потенциальное «полено» для меня – открытая книга. Может быть, я по-прежнему не способна читать в душах, но просчитать поведение каждого примитивного индивидуума сумею за раз. Да, меня этому обучили.
  Я – супер-демон!!!
  …Так мы орали в конце тренинга, в ходе каких-то полуспортивных игр на свежем воздухе. Сначала чувствовали себя немного неловко: всё-таки, все – взрослые демоны, привыкли считать себя солидными персонами, а тут нужно откровенно дурачиться на публике. К тому же, ведь ещё все трезвые были, как сволочи. Поэтому смущались. Особенно когда ведущий дал задание протащить верблюда через игольное ушко, не навредив животному. Но потом кто-то принёс из заначки анашу, и дело пошло…
  Как потом объяснило руководство, в такой развлекательной форме отрабатываются навыки работы в команде. Иногда возникает в нашем деле необходимость поработать в команде. Хотя бОльшую часть времени приходится действовать в одиночку.

  …Сколь бы ни было пядей в твоём нынешнем лбу, а ни одна из них не позволит тебе переделать собственное прошлое. Можно, конечно, для развлечения помечтать, как бы я, ставшая теперь мудрой и сильной, повела себя, окажись снова в той давней ситуации. Да толку-то? Единственное, что стоит сделать - это принять свершившееся, как данность, перестать за него цепляться и мирно похоронить где-нибудь на обочине памяти. Дабы затем смело двинуться в собственное светлое будущее.
  «Я свободе-е-еннн!» - как пропел один менестрель, чей голос подобен иерихонской трубе.
  Тем более что перспективы, открывшиеся мне теперь, на порядок превосходят любые из жалких удовольствий земного бытия. Если раньше я безвольно вращалась вместе с земным шариком, то теперь я – из тех, кто сам вращает Землю. Естественно, в направлении, указанном Администрацией… Мы – как солдаты: выполняем приказ.

  …Так вот. Вначале было слово. В смысле, слово Должностной Инструкции оперативного работника Департамента по работе с Людьми. Которую пришлось в экстренном порядке зазубрить от корки до корки, а потом сдавать по ней зачёт в форме каверзного теста.
  Не успела я передохнуть от зубрёжки, как вместе с группой других новобранцев оказалась в Учебном Центре. Начался тренинг.
  Жизнь наша шла по графику, напряжённому до предела. С утра до вечера – учёба: теория плюс отработка практических навыков с помощью ролевых игр. С вечера до утра – шабаш. И так каждый день.
  Нормальный бессмертный демон начнёт загибаться уже после третьего подряд шабаша. Нужно же хоть когда-то и спать! Вообще, как известно, демонам спать не обязательно, но сказывается многовековая привычка. Некоторые пытались вздремнуть в процессе учёбы. Им сильно мешали ролевые игры.
  Как бы то ни было, но нам, оперативникам Людского, такие испытания – что два пальца… В смысле, нипочём. Только тот, кто достойно выдержит тренинг, имеет право зваться оперативником.
  Ничто так не сплачивает коллектив, как добротный корпоративный шабаш.

  …Наш Веррин – регионал по Франкским землям – всегда сидел с нами до последнего, даже если гулянка затягивалась до первых петухов. Некоторые предполагали, будто таким образом он пытается как можно подробнее изучить личные качества новых сотрудников в неформальной обстановке. Но у меня сложилось впечатление, что ему просто нравится живое общение. Он никогда не терял сдержанной корректности, сколь бы ни был пьян. А коллеги по секрету нашептали мне, что в прошлом он был человеком и католиком. Ну, бог ему судья… Впрочем, для него суд уже свершился.
  Не отставал от него и регионал  германцев Мефисто. Если Веррин больше отмалчивался и слушал, то Мефисто с удовольствием развлекал публику едкими остротами и всевозможными анекдотами, от абстрактно-интеллектуальных до откровенно неприличных.
  Оба показались мне симпатичными ребятами. Как сослуживцы и начальники, ничего личного.

  Однажды ночью мы, все вместе, видели ёжиков. Нас было демонов пять – шесть, самых стойких; оставив дотлевать прогоревший костёр, мы двинулись нетвёрдой походкой сквозь предутренний лес. И вдруг прямо нам под ноги из ближайшего куста шарахнулась пара крупных матёрых ежей. Я никогда раньше не видела живого ежа! Или – не замечала… Мы их поймали, разглядели и отпустили.
  А ежи, должно быть, разглядели нас. К тому времени я уже вполне освоилась со своим новым обликом. Не знаю, каким он представлялся ежу, но могу предположить, каким он, в общих чертах, покажется среднестатистическому человеку.
  Относительно облика демона следует сделать небольшое пояснение. Формально у нас его не существует. Воздушная сущность не нуждается в конкретных внешних чертах. Поэтому люди не способны видеть нас телесными очами. Но фактически, вступая во взаимодействие с демоном, человеческая психика создаёт некоторые образы, которые затем всплывают в снах или фантазиях. Сии образы суть отражения нас. Так мы, не отражающиеся ни в одном из зеркал, можем узреть собственное отображение в психической жизни человека.
  Звучит немного сложно. А что делать? Не всё в мире просто…
  Так вот. Человек, столкнувшийся со мной, нафантазировал бы (скорее всего!) некий абсолютно чёрный силуэт, напоминающий очертаниями ангельскую фигуру. У силуэта просматриваются контуры причёски в виде длинных локонов, ниспадающих на плечи; контуры длинных прямых одежд, подолом достигающих земли; и контуры тяжёлых величественных крыл, что в сложенном состоянии, сливаясь с очертаниями спины, напоминают горб. Ни черт лица, ни деталей одежды разглядеть невозможно, ибо фигура поглощает любой свет, оставаясь идеально чёрной. Она – как дыра на ткани явленного мира. Как полная тень, противостоящая любому свету. Или – как заноза в заднице… Пардон, шучу, конечно. Заноза не обязана быть чёрной.
  Итак, хоть детали фигуры и неразличимы, зато внешние контуры могут воспроизводить различные оптические эффекты: грациозно струиться, расплываться клубами тумана или, напротив, обретать предельную резкость, свойственную разве что мраморной статуе.
  Жаль некому похвастаться своей новой, неземной красой. Для моих собратьев она ничего не значит. Хотя… Несколько раз за время тренинга всё же поступали непристойные предложения. Да что толку! Чего такого непристойного может сотворить одно бесплотное существо с другим?! Да ещё пьяное в драбадан… Так, предложить только и может.
  Тьфу, нечисть одна кругом вьётся…

  На последнем шабаше, носившем статус официального банкета, Бафомет сказал речь новичкам.
  - Господа! И дамы. Позвольте вас поздравить. Теперь все вы – полноправные сотрудники нашего Департамента. Департамента по работе с Людьми. Вы – элита, лучшие из лучших, вы – цвет и надежда нашей нации.

  По случаю торжества на нём был, наконец-то, бархатный бордовый камзол, по моде текущей земной эпохи. И белые штаны в обтяжку, типа лосин, которые – не знаю уж, насколько моде соответствовали. В кои-то веки великий Шеф выглядел прилично. В обычной рабочей обстановке он демонстративно игнорировал все нормы одёжного этикета. А нынче, видимо, сам проникся торжественностью момента. Я давно подозревала в нём глубоко запрятанную склонность к сентиментальности.

  - …Изо дня в день вы вновь и вновь вступаете в бесконечный незримый бой за благо нашего народа, - вещал Верховный. – Вы постоянно находитесь на передовой. На ваши плечи падает вся тяжесть столкновений с противоборствующей стороной. Я ни в коей мере не хочу умалять заслуги остальных наших достойнейших подразделений. Многие из вас начинали свой трудовой путь в Департаменте Воздушных Мытарств. И Мытарства, и Геенна незаменимы на своих местах. И всё-таки, то, чем они впоследствии столь плодотворно занимаются, зарождается здесь, на земле, в тех самых «полях», где мы с вами взращиваем и пожинаем урожай страстей человеческих…

  Шабаш действительно происходил на земной поверхности, как и бОльшая часть тренинга, дабы условия были максимально близки к реальным, рабочим. А Бафомета вновь повело в сторону садово-огородных ассоциаций. У меня зародилось подозрение, что в свободное время он выращивает в теплице редкие сорта помидоров.
  Его слова насчёт нашей элитарности имели под собой некоторую почву. Насчёт Геенны ничего сказать не могу, ибо толком о ней ничего и не знаю. А вот в Мытарствах работа, по сути своей, глубоко рутинная. Каждый сотрудник узко специализирован. Изо дня в день он выполняет один и тот же набор операций: выявить страсть – раздуть её до максимума – перекинуть клиента на следующий этап. Конвейер. Причём формально мытарь должен работать лишь по одному – единственному виду греха, все остальные в его компетенцию не входят, и он не обязан в них разбираться. Если я в своём Чревоугодии и бралась дополнительно раскручивать клиентов на уныние, то исключительно по личной инициативе, из любви к искусству. Могла бы и не делать ничего такого, и получала бы ту же зарплату. Многие из демонов так и застряли навсегда на этом уровне.
  Но лучшие из лучших получают шанс возвыситься над остальными.
  Оперативник Людского Департамента обязан знать всё обо всём. Здесь каждый индивидуален и универсален.

  - Вы только вдумайтесь! – вещал Бафомет. За то время, пока он толкал речь, многие, кто устал держать рюмки поднятыми, уже успели втихушку осушить их, и не по разу.  – В Воздушке каждый из вас, кто там побывал, имел дело только с одной – единственной страстью.  Здесь, у нас, вы работаете со всем спектром человеческих страстей, со всеми его оттенками и переливами!...

  Я подумала, что Адрамелех в этот момент не преминул бы вставить своё коронное: «Очень красиво!». Но его на банкете не было: посторонних не пригласили.

  -…Бесконечное множество возможных сочетаний грехов и пороков. Безграничный простор для творчества! Бережно отыскать любое крохотное семя греха в каждой душе, даже если оно густо присыпано пылью показного благонравия. Обильно поливать это семя живительной влагой наслаждений, невинных и запретных, пока оно не даст росток. Даровать ему неиссякающий свет искушений, дабы подтолкнуть к росту. Тщательно ограждать молодую поросль от порывов сожалений и раскаяния. А когда, наконец, взращенный вами плод, в смысле – грех, начнёт ветвиться во всей своей силе, начнёт цвести и плодоносить…

  «А ещё на молодую поросль может напасть мучнистая роса, - продолжила я мысленно его ассоциации. – Или хрущ. В виде блюстителей общественной морали. И нравственности. Вот уж мороки-то будет – каждый листик опрыскивать…».

  - Каждый из вас усвоил к этому моменту определённый набор рабочих техник, приёмов, правил. И в то же время, вы прекрасно понимаете, что каждый клиент уникален. И к каждому мы обязаны найти индивидуальный подход. Когда вы окажетесь в полях, вы будете рассчитывать только на собственные силы. Ни наши почтенные регионалы, ни я сам не сможем постоянно быть рядом с каждым из вас. Вам придётся принимать самостоятельные решения. Именно поэтому вы все прошли тщательную проверку в полевых условиях, прежде чем попали в наш Департамент…

  Дальше я не слушала. Речь скоро закончилась, и все радостно зазвенели бокалами, протягиваясь через столы, чтобы каждому – чокнуться с каждым. На одно мгновение показалось, будто мы все – действительно одна большая дружная команда. Или даже семья. Хотя это была, конечно, всего лишь сентиментальная иллюзия. Любой демон – законченный эгоист, и признаёт лишь собственные интересы.

  …И вот, несколько недель учёбы пролетели, как фанера над Парижем. Завтра – первый настоящий рабочий день. На передовую. В бой. Немного волнуюсь, немного боюсь, немного жажду.
  «Возможности карьерного роста вполне реальные, - сказал Бафомет в частной беседе. – Как себя покажешь. От руководителя районного звена до начальника регионального подразделения».
  Плох тот оперативник, который не мечтает стать Верховным. Конечно, не сразу: пройдёт одна, или две, или три тысячи лет… Пожалуй, это единственная достойная цель, ради которой стоит прилагать усилия. Им, Верховным, подвластно всё. Конечно, над ними есть ещё Главный и Самый Главный – но те уж занимают свои места по праву происхождения. А до Верховного, теоретически, можно дослужиться. Если повезёт чуть-чуть…
  Адрамелех как-то бросил высокопарную фразочку: дескать, «Дьявол – это все мы». Но на самом-то деле, все МЫ – это так, мелкая шушера, крошки от Дьявола, перхоть на его плече. А настоящий Дьявол – это все ОНИ, Верховные. Они не из тех, кто выполняет приказы; не из тех даже, кто эти приказы отдаёт. Они приказы создают, придумывают. Формулируют. Они знают, что и для чего нужно приказать. Они понимают, как устроен мир и как выжать из него для себя максимум выгоды (а заодно уж – и для всего нашего «общего» дела).
  Когда я стану Верховным… ну, помечтать-то я могу?... Так вот, когда я стану Верховным… Я иногда буду являться на землю инкогнито – так, побродить по знакомым местам, поприкалываться над жалкими человечками… И любой из них - сколь бы ни хорохорился, сколь бы ни кичился своими принципами, своим независимым мировоззрением, своей свободной волей, - окажется податливей пластилина в моих цепких когтистых лапах.
  «Стану я точно генералом,
  Стану я точно генералом,
  Если капрала,
  Если капрала
  Переживу!».

  Люди мелочны, жалки и слабы. Они оправдывают собственные мерзости стечением обстоятельств и ищут в других причину своих несчастий. Они используют ближнего для удовлетворения своих прихотей, нимало не заботясь о его чувствах, и принимаются громко возмущаться, если ближний начинает вести себя с ними так же. Они предают и лгут, они манипулируют своими сородичами, словно марионетками, они с восторгом кидаются в пучину греха, даже если их туда никто не подталкивает, при этом легкомысленно отмахиваясь не только от голоса собственной совести, но даже и от доводов элементарного здравого смысла.
  Их женщины капризны и похотливы. Их мужчины, лицемерно поучающие других нравственности, готовы волочиться за каждой смазливой девкой, попадающей в их поле зрения, щедро раздаривая свой жалкий генофонд. Порождения ехиднины! Ни один из них не заслуживает ни капли сострадания, ни капли любви, ни грамма уважения – лишь отвращение и презрение.
  Единственное, на что они пригодны – гореть в Геенне. Дрова! Топливо.
  И завтра я приступлю к заготовке дров. Завтра – мой первый настоящий рабочий день».

  «…- Поздравляю с началом трудовой деятельности, коллега, - Бафомет доброжелательно-серьёзен.
  Утро. Мы вдвоём в его кабинете. Я чуть трепещу, как гончая перед началом охоты. С востока веет лёгкий бриз.
  - Готова приступить к исполнению, - рапортую я. – Какое будет задание?
  - Инвентарь получила?
  - Да.
  - Расписалась?
  - Да.
  - Ну, что ж, - Бафомет одобрительно улыбается. – Вот тебе первое задание, боец. Полагаю, будет логично, если ты поведёшь дальше своих первоначальных клиентов. Один из наших основных принципов: клиентов ведём до конца, вплоть до закрытия дела. Лишь в крайнем случае, граничащем с форс-мажором, клиента можно передать другому сотруднику. А в обычных ситуациях каждый справляется сам. Всё понятно?
  - Так точно! – я браво вытягиваюсь во фрунт и расправляю эфирные плечи. – А… кто – первоначальные клиенты? Я же только что с тренинга.
  - Как – кто? Разумеется, твоя блудная парочка: Виктор Готье и Мария де Мюссе. Там, в принципе, уже и делать нечего. Они уже и без нас сделали всё необходимое. С твоей, конечно, подачи. Остаётся только оформить завершение дела. Идеальный случай для отработки техник и навыков. Имей в виду: я специально даю тебе такой лёгкий вариант, чтобы ты потренировалась в спокойной обстановке.
  Мне кажется, что небо, как штукатурка, крошится маленькими кусочками и потихоньку осыпается мне на голову.
  - Как… Виктор? – бормочу я в растерянности. – Виктор? А я думала, что уже всё… того…
  - Ты думала, с ним уже всё? Нет пока, прошло не так уж много времени. Но дальше тянуть не стоит: Воздушка уже включила их в планы на ближайшие пять лет. Опоздаем – подведём товарищей. Вот тебе досье, вот расчеты аналитиков, вот рекомендации по закрытию ситуации. В принципе, всё стандартно: разоблачение, общественное порицание, позор, мучения, смерть. Но это – так, общая канва. Девушка ты сообразительная. Если сочтёшь нужным – импровизируй.

  В мои эфирные руки ложится пухлая кипа эфирных бумаг. У каждого письменного текста существует свой эфирный прообраз – эдакая матрица, где хранится всё его содержание. Потому-то и принято говорить, что рукописи не горят. Бумага сгорит, а матрица – сохранится. По этой же причине появилась и идиома, гласящая, что «идеи витают в воздухе». Речь идёт о тех же матрицах.

  - Ну, - бодро напутствует Шеф, - Семь футов тебе под килем. И – ни пуха!
  - К чёрту, - машинально отвечаю я. …».

  Абсолютно чёрная молния пронзает среди бела дня безмятежно-лазоревый небосвод. Всё происходит настолько быстро, что человеческий глаз не успевает ничего заметить. Просто у кого-то вдруг беспричинно пробежит по спине холодок, а у другого внезапно настроение омрачится дурным предчувствием. Так сходят из воздушных сфер на землю злые ангелы, именуемые также слугами дьявола.