Тамань. Век XX. История одного стихотворения

Нино Сакварелидзе
 По ночам лаяли собаки... Лай этот возникал где-то за окраинами, хриплый, надсадный... Нарастал,  ширился, приближался и выплескивался на слепую площадь волной безадресной и от того еще более тоскливой злобы. Казалось, воет сама ночь. Воет, глядя в пустое небо черными зияющими зрачками.
 А день начинался в конце переулка. В том кособоко сквадраченном проеме между серыми крышами, откуда медленно и холодно выглядывал тоже какой-то скошенный и неуверенный свет.  Всползало солнце – холодное, неприкаянное, в недобром оттенке переспевшей хурмы. В него можно было смотреть нахально – не щурясь.
 И приходили они. Молодые и постарше. Трезвые и не очень. Брали бутылку-другую, пачку сигарет. Реже хлеб. Нетерпеливо стучали монеткой о прилавок. Считали сдачу.  Благодарили.
 А она улыбалась им. Той застенчивой и чуть печальной улыбкой, которая одна и осталась от пупочки-мумочки, хохотушки и профессорской дочки.
И писала стихи. В прыгающих тенях от стекла керосиновой лампы, неумело прочищенного газетным жгутом. На картонках из-под сигарет – пестрых, с неровно оборванными краями.
   Еще не прошло оно. Живо. И длится.
   И сумрак прилег на измятой постели.
   А ночи выходят, пустыми глазницами
   Отслеживать нам недоступные цели...
 А они возвращались. Всегда. Успокоив жажду, приходили за удовольствиям. И ждали их, нетерпеливо стуча о прилавок. Монеткой.
 Темнели глаза. Нет, прежде чуть расширялись, смаргивали, как от встречного ветра. Как-будто пытались сморгнуть неожиданное и непонятное. И после уже темнели. Надолго. Исписанная мелкими строчками картонка косо скользила с колен.
 Из крепко и тесно зажатого в кулачке того - как отрезанного - прошлого, откуда-то из-под забрала подрыженной челки вдруг проступали припухшие скулы сорванца, девчушки-футболиста с толстыми ножками в джинсовых шортах. И губы сами, по следам детских обид, подрагивая, выговаривали то - самое-самое. В грохоте сердца тонул скрежет рваных и искореженных слов.
  Срывается ветер, простужен и ранен
  Предутренней ранью. Да что там погода –
  И солнце готово взойти над окраиной,
  И медлит одной только ночи в угоду!..
 В ночи что-то было. Свое, ночное – с вскриками, возней. Неожиданно взрывалось потасовкой. С выстрелами. С женскими смачными проклятьями. И так же неожиданно стихало. Над приподнятой оконной панелью скрипел, описывая неправильный полукруг, газовый фонарь-самоделка.
 Где-то она уже слышала этот звук. Где-то у моря. В такой же тревожной, ненастной и недоброй ночи. И бретер-красавец спускался к воде вслед за смутным белым платьем...
  Замолен как грех. Как забвенье обещан
  Покой. Но сквозит ожиданье ответа,
  Где полночь змеится по времени трещиной
  И бродит луна в зеркалах и паркетах...
 А в конце ночи было утро. Даже еще не само утро, а ожидание.
  Но нет – не под силу слепому туману
  Рассветная ширь! И отчаянной веры
  Слезами давно прощены и обмануты
  Надежды. Светает. Сереют шпалеры.
 По стеклам текли струйки пота. Прямо напротив, укрыв собой от остуды и греясь о свой товар, выстраивались ранние торговки утренним хлебом. И та, с простым русским лицом. В голубой чистой шапочке и с такими же ясными глазами. Она и на рисунке светится синевой сквозь резкие черные штрихи выцветшего косметического карандаша.
 Карандаша хватало на одну ночь. Как и керосина. И бумаги.
  И вновь, как вернувшийся призрак опасно,
  Как свет фонаря – беспричинно и бело,
  Вступает оно. И возводит напраслину
  На душу. На ночь. На судьбу. И на тело.
                1996/2009