Обратный отсчет

Улыбин Вячеслав
Обратный отсчет

Историю не всякого народа можно измерять произведениями искусства. Таковы, например, монголы Чингисидов. Ничто не помешало им завоевать пол-мира, в том числе и отсутствие собственного искусства.
Не таков народ российский. Его историю можно и должно поверять произведениями искусства. И какова же эстетическая история России? Она имела, подобно двугорбому Эльбрусу, две вершины: XV-ый и XIX-ый века. Первый ознаменовался «Троицей» Рублева, второй – явлением Пушкина.
Мы не знаем, что думали о будущем наши пятнадцативековые предки, зато хорошо извещены об иллюзиях XIX-го века. Наивные предки наши, стоя на недосягаемой вершине, думали, что впереди нас ждут новые высоты. О, как они заблуждались! Ибо впереди было только – падение, падение, падение.
После смерти Пушкина эстетические часы русского искусства включили обратный отсчет. Смысл этого отсчета – непрерывное ухудшение всех последующих произведений в сравнении с оригиналом вершины.
В области прозы обратный отсчет включился после смерти Набокова.
В области летописания – после кончины Солженицына.
В области кинематографии – после ухода Тарковского.
В области музыки – после исчезновения Шостаковича.
В области изобразительного искусства – после смерти Нестерова.
Нам, имеющим несчастие жить в третьем тысячелетии, остается только с ужасом смотреть, как эстетические стрелки Русского Искусства неумолимо приближают нас к первобытному состоянию. И это состояние – не состояние Адама и Евы до грехопадения, но состояние двуногих скотов, уже отчаявшихся в своем спасении.
Впрочем, безвыходных положений не бывает.
Золотой Гвоздь Веры может на время замкнуть часовой механизм обратного отсчета… - и вбить его в часы Русского Искусства сможет только Прекрасная Дева Нового Средневековья. Ей, гряди же, гряди! – и да остановятся минуты и часы перед тобою.
А с секундами мы справимся сами.


2 июля 2009 года