Минос и Дедал. Миф об афинской культурной экспанси

Юрий Руденя
Давно замечено – история это то, о чём написано в книгах. Древняя история Крита служит печальным подтверждением этого тезиса. Могучая цивилизация, существовавшая 1600 лет (приблизительно с 3000 по 1400 гг. до н.э.), не оставила после себя ни письменных литературных памятников ни устного предания,  и практически стёрлась из людской памяти. Это, в самом деле, удивительно, поскольку в период своего высшего расцвета в 1600-1400 годы Крит наряду с Египтом был важнейшим торговым и политическим центром всего Средиземноморья. О силе критян свидетельствует тот факт, что богатые критские города даже не имели крепостных стен. Очевидно, что военная мощь Крита и его варварских соседей были несопоставимы. Скудные упоминания о богатых дворцах и могучих правителях этой страны дошли до нас в виде легенд и преданий другого народа, который принял от древних критян  эстафету цивилизации – от древних греков. Греческие племена появились на исторической арене значительно позже критян. Они волнами накатывали на территорию Балкан в течение  2500-2000 годов до н.э., пока не заняли большую часть полуострова.  В отличие от критян, греки донесли до нас свою историю и мифологию, и тем самым надолго обрели славу самой ранней цивилизации бронзового века в Европе.

Когда археологи приступили к раскопкам на Крите, то  обнаружили дворцы и дома, расписанные изумительными фресками, с бассейнами и складами. Было найдено множество прекрасной посуды, статуэтки, бронзовое оружие, глиняные таблички с загадочными надписями и другие остатки великой цивилизации. Отличительной особенностью критских культовых изображений, было то, что в них центральную роль играли образы быка и змеи, которым придавалось сакральное значение. Из небытия восстал огромный пласт забытой культуры, которая процветала в незапамятные времена. Её назвали минойской в честь мифического царя Миноса, правившего в Кноссе, и известного по многочисленным упоминаниям в греческих мифах. Самое забавное в этой истории то, что сам Минос не имеет никакого отношения к минойской культуре.   Он жил  через 150 лет после того, как древняя критская цивилизация была подорвана сначала извержением вулкана на острове Фера (Санторин), а затем уничтожена ордами ахейцев, дорийцев, эолийцев  и других пиратов Восточного Средиземноморья, хлынувших на остров в поисках добычи.

Извержение вулкана, сопровождавшееся землетрясениями и огромными волнами, было катастрофой планетарного масштаба, повлиявшей даже на глобальный климат. Туча пепла была отнесена на юг и была столь огромной, что накрыла почти весь Египет. Последствия  этого извержения описано в Библии как «казни египетские». В частности фраза « и воды рек стали красными» полностью соответствует действительности – по всей территории Нижнего Египта в слоях, относящихся к этому периоду,  сохранилась тонкая красноватая прослойка вулканического пепла, содержащего много оксида железа.

Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что падение критской цивилизации хронологически совпало с расцветом Микен, которые хотя и отличались культурным своеобразием,  испытали на себе явное влияние критского стиля. Очевидно, что не в последнюю очередь расцвет Микен был вызван притоком огромного количества награбленных богатств и искусных рабов-ремесленников, захваченных на Крите. Власть на острове перешла в руки греков и других народов, которые и основали там свои династии. Грубые и воинственные завоеватели унаследовали лишь материальную культуру критян, но утончённый дух минойской цивилизации исчез навсегда.

Итак, согласно греческой мифологии самым могучим критским правителем был царь Минос, правивший в Кноссе. Некоторые историки утверждают, что Минос правил в XV веке до н.э. и его гибель совпала по времени с крушением минойского мира. Однако для подобных заявлений нет никаких оснований. Из мифов мы знаем, что Минос был современником Тезея, Геракла и Эдипа, а, значит жил за два поколения до Троянской войны, то есть  в начале-середине XIII века. К этому времени исконная критская цивилизация уже давно ушла в небытие.

По легенде Минос был одним из сыновей Зевса и похищенной им Европы. Создатели мифа описывают Крит того времени, когда на него прибыли Европа и Зевс, как дикий остров, жители которого ютились в пещерах и дебрях кипарисовых лесов и не знали ни закона ни справедливой власти. И это в то время, когда в Элладе, дескать, процветали города, а права их жителей были защищены законами! Неужели греки, сочинявшие миф не знали о древней критской цивилизации, которая была намного старше их собственной? Очень трудно в это поверить, особенно зная о том, что вазы, кинжалы и статуэтки  критской работы очень ценились в Элладе именно благодаря их невероятной древности.  Скорее сочинители решили поднять собственный статус за счёт забвения древних критян, которые уже ничего не могли возразить. Впрочем, эта печальная картина критского запустения вполне соответствовала тому хаосу, который воцарился на острове после крушения минойской цивилизации.

Мифы явно указывают на греческое происхождение новых правителей Крита и почти ничего не говорят о древнем населении острова.  После того, как Зевс, бросив Европу с детьми, удалился по своим божественным делам, её взял в жёны критский царь Астерий, внук легендарного Дора, который привёл на Крит армию эолийцев и пеласгов (о том, с кем воевала эта армия, миф скромно умалчивает). За одно, Астерий усыновил  Миноса и двух его братьев. Как бы то ни было, правителем, принесшим на Крит закон и порядок, стал именно Минос. Согласно одному из вариантов этой истории, он на девять лет удалился в пещеру, где ему неоднократно являлся его божественный отец Зевс, и вышел оттуда с девятью скрижалями, на которых были высечены первые в Элладе письменные законы.

По другой версии Минос захватил власть на Крите после смерти Астерия в борьбе со своими братьями. Основным аргументом его притязаний стало утверждение, что любая его просьба немедленно исполняется. При большом скоплении народа он возвёл на берегу алтарь для Посейдона и попросил, чтобы из моря вышло жертвенное животное. К всеобщему изумлению, из моря вышел ослепительно белый бык, которого Минос, поражённый его красотой, не решился принести в жертву, а отправил пастись со своими стадами, чем, говорят, очень обидел бога морей.  Право Миноса на трон было признано, и он воцарился, женился на дочери титана Гелиоса Пасифае и жил долго и счастливо, пока на остров не прибыл замечательный афинский мастер Дедал.

Если личность Миноса окутана туманом легенд и преданий, то Дедал особых сомнений в своём существовании не вызывает. Даже через полтора тысячелетия  после его смерти в некоторых храмах Эллады, Крита и Сицилии сохранялись выполненные им в едином узнаваемом стиле  деревянные и мраморные скульптуры. Само имя Дедал, очевидно, было прозвищем, поскольку «дедалами» в давние времена назывались грубо вытесанные из дерева статуи богов. Очевидно, что это прозвище дали мастеру афиняне за его искусство в ваянии. Сам Дедал происходил из царского афинского рода Метеонидов и по легенде был изобретателем плотницких инструментов (это утверждение очень позабавило бы древних шумеров и египтян). Его изгнали из Афин за убийство своего племянника Калоса (называют так же имя Талос и Пердикс). История эта тёмная. Некоторые источники утверждают, что Дедал завидовал Калосу, поскольку тот был более искусен в ремёслах, а другие скупо намекают, что Калос был убит Дедалом за кровосмесительную смесь с его сестрой.

Как бы то ни было, Дедал отправился из Афин на Крит и везде по ходу его движения, в храмах разных городов остались изваянные им скульптуры. Павсаний, очень добросовестный писатель, живший уже в римскую эпоху,  описывает целый ряд работ мастера, которые он видел в разных местах. «Произведения Дедала на вид кажутся довольно странными, но в них сказывается нечто божественное», - пишет он. В Афинах, в храме Афины Полиады хранилось складное кресло  сделанное мастером.  В Коринфе в храме Афины стояла деревянная статуя обнажённого Геракла работы Дедала. В Беотии, сохранилось два произведения Дедала – мраморная статуя Геракла в Фивах и деревянная статуя Трофония (создателя дельфийского храма) в Лебадии. Пара деревянных статуй сохранилась и на Крите – критской богине Бритомартис и Афине. Из несохранившихся работ Дедала античные авторы упоминают в частности деревянное изображение Геракла, установленное на границе Мессении и Аркадии, которое уничтожил сам Геракл, деревянные статуи Геры в Аргосе и Афродиты в Делосе.

Согласно мифу Дедала охотно приютили в Кноссе при дворе Миноса, где он создал множество деревянных скульптур и даже основал нечто вроде академии художеств. По крайней мере, высокое искусство критских резчиков по дереву традиция объясняет именно его влиянием.

В какой-то мере миф о Дедале переворачивает историю с ног на голову. По этому мифу получается, что не греческое искусство стало наследницей критского, а наоборот – цивилизованный афинянин принёс светоч культуры на дикий Крит. Это кажется особенно забавным, если вспомнить, что Афины до правления Тезея, по сути, были лишь посёлком паломников вокруг жертвенника Афине, установленном на Акрополе ещё пеласгами (коренным населением Аттики), а Крит был могучей и развитой цивилизацией  задолго до появления греков в Средиземноморье. Но историю писали греки, а не критяне, а миф о Дедале не просто греческий, но явно афинский, записанный лет через 700 после описываемых событий. А уж афиняне никогда не страдали избытком скромности.

Итак, Дедал обосновался на Крите, женился и у него родился сын Икар. И всё было бы прекрасно, если бы обиженный на царя Кносса Посейдон не внушил царице Пасифае страсть к тому самому белому быку, с появления которого и началось царствование Миноса. Согласно мифу Дедал по просьбе Пасифаи создал искусственную корову, поместившись в которую царица смогла удовлетворить свою страсть. Результатом этого события стало рождение человека с бычьей головой, Минотавра, которого поселили в Лабиринте, выстроенном Дедалом, и кормили человечиной, в частности юношами и девушками из Афин, которых раз в десять лет присылали на Крит в виде дани.

Афиняне, придумавшие этот миф, были людьми образованными, но в генетике они разбирались плохо, раз верили в возможность гибрида человека и быка. К тому же они не знали критских обычаев и все перепутали. На самом деле, греческие завоеватели переняли у критян некоторые из их культов, в частности тайный культ быка. Согласно этой древней мистерии царица олицетворяла луну, символом которой была змея, а царь - солнце, символом которого был бык. Между ними заключался священный брак, при котором царь надевал на себя маску быка, а царица надевала платье украшенное змеями. А само таинство происходило в священной дубовой роще, без лишних свидетелей.

Что касается человеческих жертвоприношений, то они возродились на Крите после ужасной природной катастрофы, погубившей минойскую цивилизацию,  и были призваны задобрить богов. У критян не было касты жрецов, а важные государственные обряды совершал сам царь или его сын. Вполне возможно, что человеческое жертвоприношение осуществлял сын царя, надевший на себя маску быка, что и породило легенду о Минотавре. Интересно, что Лабиринт в кносском дворце, в самом деле, существовал. Это была целая система комнат, коридоров и переходов, в которых было очень легко заблудиться, но он, как и весь дворец, был построен задолго до Миноса и Дедала.

Конечно, Дедалу не могло понравиться, что его соотечественников приносят в жертву. Он хоть и был изгнан, но в душе оставался афинянином. Поэтому нет ничего удивительного, что когда на остров прибыла очередная группа заложников, в составе которой был молодой Тезей, он решился помочь своим землякам.  С помощью Дедала и дочери Миноса Ариадны, Тезей убил Минотавра (сына Миноса в маске быка), выбрался из Лабиринта и успешно бежал с острова вместе со своими товарищами.

Дальнейшая история хорошо известна. Разъярённый Минос заточил Дедала и его сына Икара в темницу (по другой версии в Лабиринт), откуда им удалось бежать. Историю со знаменитыми  крыльями, которые якобы придумал Дедал, серьёзные античные историки даже не упоминали. По их общему мнению, Дедал с Икаром покинули Крит на двух маленьких лодках. Неопытный Икар не справился с управлением парусом, его лодка перевернулась, а сам он погиб. Впрочем, вполне возможно, что пытливый ум Дедала мог прийти к идее крыльев и даже испытать их, что и отложилось в народной памяти. Другое дело, полёт никак не мог быть удачным, поскольку в те времена ещё не было лёгких и прочных синтетических материалов, используемых в современных дельтапланах. Однако сама идея полёта, высказанная на заре человеческой цивилизации не может не вызывать восхищения.

Сам Дедал благополучно добрался до Сицилии и получил убежище в городке Камик у тамошнего царя Кокала. За короткое время он расположил к себе и самого царя, изваяв для него несколько статуй, и его дочерей, создав для них искусные механические игрушки. Тем временем царь Минос отправился с флотом на поиски беглеца. До него дошли слухи, о том, что Дедал укрылся на Сицилии. Когда он прибыл в Камик, царь Кокал решил не выдавать Дедала. Он предложил Миносу, как дорогому гостю, принять ванну с дороги и приказал заменить в кувшине холодную воду, которой было принято обливаться после горячей ванны на кипяток. Минос вылил его на себя и умер на месте, а его свите сообщили, что он оступился и упал в чан с горячей водой.

На этом собственно и заканчивается эта история. Дедал прожил ещё много лет и изваял немало статуй. Крит после гибели Миноса снова на долгие века пришёл в упадок и запустение, а после нескольких столетий войн, переселений народов и экономического хаоса над Элладой взошла звезда Афин, ставших не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и культурной столицей  всего Античного мира. Тогда и эта давняя история о Дедале и Миносе обрела важное политическое значение. Ведь с её помощью афиняне могли претендовать на культурное превосходство в эллинском мире с самых давних легендарных времён. А что же древняя критская цивилизация, давшая толчок всей греческой культуре? Ей не нашлось места в официальной афинской историографии. По этой причине в античном мире Афины без труда обрели славу родины всех искусств и ремёсел, а как оно там было на самом деле, уже никого не интересовало.