Черти в монастыре

Игорь Дьяков
(К 80-летию Василия Шукшина)

                «Саван сдёрнули – как я обужен:
                Нате, смерьте!
                Неужели такой я вам нужен
                После смерти?»
                Владимир ВЫСОЦКИЙ




Колючий, настороженный был взгляд, даже когда улыбался.
Жизнь долбила «от души». Четыре года было, когда отца забрали. 22-х летняя мать осталась с двумя маленькими детьми на руках. Хотела было отравить и себя, и детей. Но нашла в себе силы жить. Вышла замуж вторично, но второго мужа унесла война…
Не закончив школу, вынужден был зарабатывать на стройках. Потом – служба на флоте, первые литературные опыты. Досрочный «дембель» из-за язвенной болезни.
Директорствовал в школе, потом ринулся в Москву – во ВГИК (мать продала корову для «взятия Москвы»).
Дальнейшее широко известно. В эти дни «круглой даты» пошумят все СМИ, порасскажут, да и забудут: русское если и отмечается, то сквозь зубы, пролётом, чтобы в память не врезалось. Вон уже в Москве памятник Майклу Джексону собираются ставить – о покойнице Зыкиной после похорон - ни слова. Великий бас Штоколов умер – молчание. Великий композитор Свиридов – молчание. Через неделю после смерти Саввы Ямщикова объявили, что Большого театра как памятника архитектуры больше не будет. А какое-то чмо, как сказал бы Шукшин, объявило: рост числа гастарбайтеров  есть показатель роста экономики.
Значится, максимальным и желанным показателем идеального государства на территории бывшего русского государства является полное отсутствие русских после полного разгрома русской культуры.
А теперь вернемся к Василию Макаровичу. К одному из последних его произведений – сказке-притче «До третьих петухов» (опубликована в 1975 году в журнале «Наш современник»). Её сейчас не вспомнят и не напечатают, потому как есть версия, что
а) Шукшин умер не своей смертью (молчание родственников в этом случае – не аргумент);
б) Убрали харизматического, набиравшего популярность русского, и поводом к тому стала именно эта сказочка, клочёчки из которой мы сейчас процитируем.
«Собрались как-то раз ночью в библиотеке литературные персонажи, и порешили, что Иван-дурак их позорит. Пусть-ка сходит он к Мудрецу и принесёт справку, что он не дурак, а умный. Пришлось дураку отправляться, и через многое по дороге пройти, влипая в приключения частенько по собственной дурости. Хоть Илья Муромец и приглядывал за ним, как и обещал...»


Баба Яга на вопрос Горыныча, что, мол, делаете:
«— Ивана жарим.

— Представляешь, не хочет, чтобы в лесу было красиво, — не хочет строить коттеджик, паразит».

О дочке бабы Яги:
«— Да усы-то!.. Усы-то… Ой, господи, ну бывает же такое в природе!» (Нетолерантно – пахнет 282-й!)

Первый раз звучит упреждающий голос Ильи Муромца:
«— Ванька, смотри! — сказал Илья.
— Да что «Ванька», что «Ванька»! — воскликнул Иван. — Чего ванькать-то? Вечно кого-то боимся, кого-то опасаемся. Каждая гнида будет из себя… великую тварь строить, а тут обмирай от страха. Не хочу! Хватит! Надоело!»
 
Издалека слышно, как обложившие монастырь черти веселятся:
«— Вот иди на музыку — они. Вишь, наяривают! О, господи! — вздохнул Медведь. — Вот чесотка-то мировая! Ну чесотка… Не хочут жить на болоте, никак не хочут, хочут в кельях». (Не напоминает празднование хануки в Кремле?)


А вот и само пение чертей:

«Мы возьмем с собой в поход
На покладистый народ —
Политуру. Политуру.
Аллилуйя — а! Аллилуйя — а!

Это где же так дивно поют и пляшут? Где так умеют радоваться? Э — э!.. То в монастыре. Черти. Монахов они оттуда всех выгнали, а сами веселятся. Когда наш Иван пришел к монастырю, была глубокая ночь; над лесом, близко, висела луна. На воротах стоял теперь стражник — черт».

Разговор изгнанных монахов:
«— Вот уж беда так беда: небывалая. Отродясь такой не видывали.
— Надо терпеть, — откликнулся совсем ветхий старичок и слабо высморкался. — Укрепиться и терпеть.
— Да что же терпеть-то?! — воскликнул Иван. — Что терпеть-то?! Надо же что-то делать! (…) — Нам бы не сидеть, Илья! — вдруг чего-то вскипел Иван. — Не рассиживаться бы нам!..» (Будто начитался книжки Жириновского «Иван, запахни душу!»)

И так далее.
Напомним, это 1974 год. Брежнева ударил инсульт, но ему отказали в просьбе об отставки – удобнее было «делать делишки». Уже вышли книги Юрия Иванова «Осторожно, сионизм» и Владимира Бегуна «Ползучая контрреволюция» (об «агентах влияния» и «пятой колонне») – оба автора вскоре погибли при странных обстоятельствах. Уже прогремела напечатанная в «Литгазете» зловещая статья завербованного в США будущего «архитектора перестройки» Яковлева – «Против антиисторизма», где он громил «деревенщиков», к коим относился и Василий Макарович.
Шукшин умер 2 октября 1974 года во сне во время съемок фильма "Они сражались за Родину", в возрасте 45 лет. По заключению медиков, «от табачной и кофейной интоксикации».
А теперь послушаем рассказ друга Шукшина, прекрасного актёра Г. Буркова в изложении гримера В. Мухина:
«Я думаю, они его убили. Кто они? Люди - людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, а городские прохиндеи... сволочи-чинуши...»
Ходили смутные слухи, что накануне куда-то подевалась повариха киногруппы… Дальние родственники взламывали половицы в поисках несуществующих «сокровищ» покойного… Лицемерная власть вручила Ленинскую премию («хороший русский – мёртвый русский»).
«Занавесить бы черным Байкал, словно зеркало в доме покойника…», писал тогда Андрей Вознесенский.
Сегодня «занавесили»: глумливо предлагают уволенным с Байкальского ЦБК зарабатывать… на продаже клубники!
Это Распутин «со товарищи» боролись за закрытие этого ЦБК. Но надо довести идею до абсурда, настроить против русских подвижников 15-тысячный город с единственным градообразующим предприятием!
И где они, ныне живущие друзья Шукшина – Белов Василий, Распутин Валентин? «Нетути» их «на телевизоре»! Как не было бы, будь они живы, и самого Шукшина, и друга его Высоцкого,  да и Гагарина с Королёвым!
Можете вы себе представить состоящее из биомассы болото, в котором спокойно сосуществуют, занимая равноценные позиции в общественном сознании?
Шукшин – и Швыдкой, Высоцкий и Б.Моисеев, Гагарин и К. Собчак (списочек продолжите сами: например, Косыгин и…)?
Разве «толерантно» сегодня – по-шукшински страстно любить свою родину и свой народ, страдать за него, и драться за него?!
Шо вы, шо вы!..

                Игорь ДЬЯКОВ