Баласагун

Ром Таров
Баласагун.

Мои родственники собрались ехать на свадьбу в Токмак. Это небольшой городок на севере Кыргызской Республики, в 100 км от её столицы – Бишкека. Чтобы нам из Ташкента попасть туда нужно пройти дважды госграницы ( Узбекистан-Казахстан и Казахстан-Киргизия), преодолеть десятки постов ГАИ, Таможни, Санитарии, Экологии и прочих на автотрассе в 750 км. Когда обо всех, о них вспомнишь, сразу пропадает желание ехать в Токмак на машине.
Но мой родственник давно заметил за мной одну особенность. Когда я проезжаю на машине мимо любого поста, в любой стране, сотрудники именно в этот момент всегда отворачиваются, и не смотрят на мою машину и дорогу, будто давая мне возможность беспрепятственно проехать. Так получилось и в этот раз. Мы практически без задержек и нервотрепки за день добрались до благословенного Токмака.
 Этот небольшой городок очень красив и своеобразен. Он оставил значительный след в истории цивилизации. Дело в том, что старое название Токмака было Баласагун. Да, да, та самая древняя столица Великой империи - Уйгурского каганата, который охватывал территорию Восточного Туркестана, Северный Китай, Монголию, Южную Сибирь и господствовал в этих местах более 600 лет. Мудрец Востока, один из столпов суфизма, Юсуф Хас - Хаджиб Баласагунский был родом как раз из этих мест. Несмотря на столь внушительную историю, в городе практически нет архитектурных памятников старины. Видно очень невзлюбили его конкуренты, не раз разрушали и стирали с лица земли. Единственным значимым памятником является кирпичная, частично облицованная мрамором, 24 метровая башня Бурана -  минарет Х-Х1 вв, творение одного из правителей этой империи. В своё время это был величественный минарет 40 метров высотой в окружении культовых построек, а теперь развалины в 12 км от Токмака, о которых помнит разве что ЮНЕСКО. С ней то и будет связана моя дальнейшая история.
Свадьба была пышная. Нас, гостей, расселили по прекрасным виллам со всеми удобствами. Пир длился несколько дней, как в доме невесты, так и в доме жениха. Шикарно сервированные столы, солидная публика, масса развлечений на все вкусы, от гольфа до сауны с бассейном, но все же перчинки мне не хватало.
На второй день пребывания у меня возникла идея разыграть  местных нуворишей, уж очень они  вели себя высокомерно. Быстро заработанные большие деньги на том, что раньше называли спекуляцией, вскружили им бедовые головы. Я подговорил родственника, чтобы он пустил необходимый мне слух о том, что я не случайно приехал на свадьбу, что у меня есть ещё какая-то секретная миссия и мне нужен состоятельный и неболтливый партнёр. А какой нувориша  считает себя несостоятельным и болтливым? Все более или менее известные новые богатеи стали сразу интересоваться мною.  Днём, заранее, я изготовил схему, как-будто срисованную со старой карты, и приготовился «гнать лагман* на уши».
Вечером за пиршеством,  якобы перебрав за воротник, я начал вдруг шептать одному из нуворишей, что у меня есть секрет огромной важности. Как-будто в советское время, в период обучения в военной академии, в секретной библиотеке, я обнаружил рапорт генерала Н.Пржевальского о тайном уйгурском кладе под башней Бурана, который он не сумел найти. Позже, там же в библиотеке, изучая военную историю белогвардейского мятежа, я обнаружил документ белогвардейского капитана служившего в Туркестане и Синьзяне, и натолкнулся на старую схему о местонахождение клада под башней Бурана, который он не мог откопать в связи с быстрым отступлением в Китай. Этот документ, согласно книги учёта ознакомленных с секретными папками, с 1919 года никто, кроме меня, в библиотеке не изучал. Я срисовал схему и много лет искал возможность попасть к башне, поэтому и согласился приехать на эту свадьбу. Нувориша сразу протрезвел и заинтересовался разговором. Через несколько минут подтянул ещё троих своих друзей. Мы уединились в сторонке и договорились назавтра  взять лопаты и на двух машинах выехать к башне с утра пораньше.
Ранним утром следующего дня меня разбудила хозяйка виллы и передала, что меня ждут во дворе мои друзья. Признаться, я не сразу сообразил о ком речь и, спустившись, увидел, что внизу меня ждали уже шестеро кладоискателей. К вчерашним четырем добавились двое, якобы водители  двух джипов, которые больше походили на тех, кого возят другие водители. Я бегло осмотрел весьма профессионально укомплектованное горное оборудование, и мы тронулись в путь. По прибытии на место  сориентировал схему на местности, нашёл необходимую точку и дал команду на раскопки, а сам уселся завтракать, благо всё у нас было от салфеток до электроплиток. Здесь главное было не навредить реальным археологическим раскопкам, и поэтому место я выбрал чуть в стороне, около каких-то бетонных фундаментов. Ближе к полудню, когда яма уже вырисовывалась в формате  4 на 4 метра и почти три в глубину, а кладоискатели уже пыхтели как старые паровозы и пот с них лился ручьём, я сказал, что, наверное, клада здесь уже нет. Возможно, кто-то выкопал, но повел себя так, чтобы мне не поверили и подумали, что я хочу срочно избавиться от конкурентов. Сработало, мы уехали, молча, и никто из них не роптал. Вечером я опять, якобы, напился и потерял свою куртку со схемой в кармане.
Утром  мы сидели за большим столом в доме жениха за дружеским завтраком и обратили внимание, что нет моих вчерашних партнеров, и тогда я рассказал всем гостям про свою шутку и об утере схемы. Мы решили проверить алчность нуворишей и шумной компанией  на нескольких машинах выехали  к башне.
Они были там…  все шестеро…  и копали…  рядом стоял в готовности автокран.
Бессмертные Ильф и Петров: «Пилите, Шура, пилите. Они золотые!»


*Лагман – длинная уйгурская лапша аналог итальянских спагетти.