Братья наши меньшие. Собачья преданность

Зинаида Малыгина
                Собачья преданность своему двору.

Покидая колымскую обитель, я увозила с собой тяжелый груз вины перед собачкой непонятной породы, моей любимицы Чапы.  Сердце сдавливало от боли, вспоминая  тот день, когда я  нашла ее безжизненное тело. Но  боль усиливалась еще больше  при мысли, что не смогла сама  предать ее тело  земле. Да простит меня  за это Чапа, но моя  память о ней  в мельчайших подробностях сохранила удивительно преданный и светящийся любовью к своим хозяевам ее собачий взгляд. Мы навсегда прощались с Усть-Омчугом, со всем , что было дорого нам на протяжении пятнадцати с лишним лет. И, конечно, с теми,  ушедшими в Вечность,  братьями нашими меньшими.
Кубанская земля встретила нас   небольшим снегом. Февральский ветер проводил нас  до нашего небольшого  дома, за который мы отдали все свои сбережения , накопленные за 15 лет.      Постройка  нашего домовладения  пятидесятых годов не радовала наших  глаз, но  мы были  рады  и   этому.
- Слава Богу, говорили,   есть крыша над головой.
 Открыв калитку своей собственности, мы увидели ее сторожа. Худой, с явно выступающими из-под шерсти  ребрами, он бесконечно  был рад нашему приезду. В его глазах не было звериного оскала при виде незнакомцев, шумно  ввалившихся во двор. Наоборот, они хоть и источали голодную усталость, но где-то в  их уголках   светилась собачья  радость::
-Наконец-то, я дождался вас
  Первым делом  наш пес решил вернуть потерянные килограммы  небольшой  весовой категории  в результате своего вынужденного одиночества. Он  отъедался.   Видя , с какой жадностью он съедал  все, чем кормили его,  невольно вырывалось:
_Куда в него только влезает?
 Постепенно воспоминания голодной одинокой жизни у  нашего пса уходили в прошлое.  Он начинал  другую жизнь с новыми хозяевами.    Даже кличку ему   дали новую. Мы просто не знали, как его величали бывшие хозяева. Он быстро привык к новому имени.  Поразмыслив своим собачьим умом, согласился:
-Уж если начинать жить по-новому, так пусть и обращаются  ко мне  по-новому.      
 Булька, так назвал его мой брат Сергей, оказался  по-настоящему преданным псом своего двора. Он почувствовал в себе не только значимость сторожа, но и хозяина своего двора. В нем проснулась собачья агрессия. Он , наверное, решил  припомнить всем , кто , проходя мимо двора, не откликался на его неумолимую просьбу- дать хоть черствый  кусочек хлеба, чтобы не умереть с голоду до приезда его  новых  хозяев.  Поэтому  облаивал даже их шаги, чувствуя   запах ног по мере  их приближения .Даже нашу  соседку, Зою Павловну, которая подкармливала его , чтобы он   не  помер с голоду, перестал признавать и,  чувство благодарности к ней навсегда растворилось в его памяти  вместе  с его голодной жизнью. 
 Он стал опасен как для нее , так и для незнакомых ему людей.  Решено было - посадить его на цепь. Как любая собака , посаженная на цепь, Булька воспринял  это решение хозяев как знак уважения его собачьих достоинств.
   Если кто-то пытался   открыть калитку нашего двора, чтобы  известить о своем  приходе,    его собачья реакция на незнакомца была мгновенной.
  Во-первых, своим оскалом, отразившимся на его тупой морде, Булька давал понять:
-Вам здесь делать нечего.
А во- вторых,  он с особым  рвением  требовал вмешательства хозяина жилища , подчеркивая  в очередной раз  свою значимость:
-Я – самая лучшая собака в мире. Преданнее меня тебе  нет никого  на свете. Это мое самое главное достоинство.
 Наверное, именно за эту его особенность Сергей почему-то иногда  называл его козлом, постоянно подчеркивая , что морда его была похожа на козлиную.   Действительно , его собачья морда была отражением отсутствия у него  собачьего интеллекта.  Булька не обижался на своего  хозяина, ища оправдания себе:.
- Где взяться интеллекту Я не знаю своей родословной да и любовь нужна , чтоб развиться этому, как у вас у людей говорят,  интеллекту. А  где было взяться этой любви. Пожил бы,  как я..
 Ему неизвестно было  чувство любви к нему  человека.  Он бесконечно был  благодарен  за заботу о нем:.
- Спасибо тебе,   хозяин,   за  заботу  обо мне, неплохо  кормишь,  да и  будку мне смастерил.  В следующую  зиму  уже легче будет.
Это была самая большая благодарность, которую он не мог высказать, но мог подтвердить делом.
  Своей едой  Булька не хотел делиться ни с кем, даже если она  чуть-чуть оставалась в его чашке. Не оттого,  что откормился  и  насытился.  Он  теперь  любил  растягивать удовольствие вкушения пищи . Вначале съедал все, что считалось для него лакомством, а все остальное  после тихого часа.
 Во время его отдыха,  петух со своими  курами , гуляющими   по двору  в поисках травки или  случайно  ползущего по земле  червячка, нечаянно  наталкивались на его чашку с остатками пищи. Петух, видя, что неподалеку крепко спит ее хозяин, пользуясь  временным отсутствием его бдительности, важно и горделиво на глазах у своих красавиц решал проверить ее содержимое.
 Обрадовавшись найденным, глава куриного семейства тут же  сообщал  радостную новость своим курицам. На его петушиный зов они спешили немедленно. Уж  такой петушиной наглости  наш дворовый вытерпеть не мог.  Булька, может быть, и сделал вид, что не заметил серебристого с его ярко-рыжим хвостом, если бы он полакомился один. Сон снимало как рукой.
 Он с легкость собачьей прыти подскакивал именно к тому, кто был инициатором этой идеи, к петуху.  Видя  опасность, рыжехвостый успевал  предупредить своих красавиц, а сам ,убегая от пса, оставлял  в его зубах половину  перьев своего хвоста, которым он гордился и за что любили его курицы. А Булька снова заваливался спать, при этом оправдывая себя:
-Извини, брат, так не договаривались. Ты   еще,   черт с тобой , но ты же наглеешь.  Решил моими харчами  накормить всю свою семью.  Так не пойдет.   
Петух  не обижался на пса , признавая в нем достоинства, как хозяина двора. Он больше не отваживался приглашать свих “любимых”  к Булькиной чашке, а уводил свою бабскую команду подальше от двора. Там и травка была сочнее,  да и в песочке можно было почистить перышки. Но там и существовала реальная опасность встречи с  бездомными собаками, гуляющими сами по себе в поисках пищи.
 Одна из таких прогулок и  стала   роковой для нашего петуха. Если бы не вмешательство Сергея, петух бы больше не увидел свей куриной команды.  Он  спас его от неминуемой гибели.
 Петух,  поняв,  что его освободили из чужих собачьих лап, дрожа от страха,     с наполовину выщипанными Булькой перьями из  своего  хвоста,  молниеносно  заскочив во двор,  решил  найти спасение  в собачьей будке, надеясь, что хозяин двора защитит его наверняка. Это было смешное и в то же время трогательное зрелище. Булька на сей раз даже глазом не повел, думая про себя:
_Вот так-то ,брат, гулять где попало. Так можно и Богу  свою петушиную  душу  отдать. Как за помощью, так сразу ко мне.
  Петух не догадывался об упреках в свой адрес хозяина двора, но на сей  раз был благодарен ему за предоставленное для него  временное укрытие. Уже и петух давно угадал в борщ , а  Булька продолжал нести службу своим хозяевам преданно и верно,  зимой и летом, ночью и днем. .
   
 И ему совсем неважно  было , как его при этом называли- Джеком, как раньше,  Булькой ,как сейчас, Козлом или еще как –нибудь, он просто  с достоинством нес марку  собачьей преданности своему двору при этом как бы невзначай  подтверждал свою значимость  своим хозяевам:
-Интеллект, как только вы     выговариваете это слово,   наверное, хорошо. Вам лучше знать, хозяева,  что у собак, как и у людей, все от Бога. Не дан он был мне Всевышним. Но зато я лучше других собак нес марку преданности  вашему  двору и  вам,  хозяевам. Вы  были  всегда довольны мной, а это самое главное в моей собачьей жизни.
Булька дожил до   своей  собачьей старости,  ушел из жизни тихо и незаметно, как и жил, не претендуя на славу и почести. Это был настоящий и преданный пес своего двора.

                17.05.2006г.

               
                Мой ласковый   пушистый   врач.   
 .
Совсем маленьким котеночком предложила нам наша соседка Зоя Павловна белую кошечку с небольшими черными пятнышками на спине. Она была  некрасивым и писклявым котенком. После магаданской своенравной красавицы Пушины  наша маленькая  выглядела жалким и неуклюжим  котеночком. Всем своим видом была похожа на убогое существо. Костлявая, на длинных тонких лапках, с вытянутой вперед заостренной мордочкой, она  постоянно просила кушать и жаловалась всем, пискляво мяукая. 
 
  Я ее назвала Нюсей . Данная кличка ,как мне казалось,  соответствовала ее простому происхождению. По причине   отсутствия   у нее врожденных манер ,   Нюся    искала    еду      не в своей чашке на полу , а на  столе. .   Сергею  приходилось воспитывать ее  запрещенными   приемами.  В наказание за данную кошачью шалость он  устраивал ей воздушные полеты через крышу кухни, которые она выполняла мастерски, по его словам, мягко  приземляясь без парашюта на свои длинные тоненькие лапки.  Думаю,  успех  приземления был обеспечен ее весовой категорией, которая,  несмотря на ее кормежку, никак не дотягивала до нормы. Я  узнавала о его     воспитательных  экспериментах  из его рассказов.  Мое сердце заходилось от жесткости его воспитания .  Мне  было жаль это непослушное пушистое безобидное существо. Я в тайне от него подкармливала ее колбаской , глядя  в ее умные глаза, говорила:
-Нюсечка, мой котик, не рискуй свей жизнью, твоя хозяйка угостит тебя самым вкусненьким, только, пожалуйста, не лазь по столу
Она начинала понимать просьбы хозяйки, и в следующие разы просто была осторожней.   Наша кошка  как бы невольно обучалась языку человека и манерам, которые хотели видеть в ней  ее хозяева.  Со временем она выправилась, похорошела, шерсть ее стала лосниться на ее откормленном теле. Она превратилась из убогого жалкого существа в очень даже справную кошечку.   В ней даже проснулась некая интеллигентность.
 Спать она предпочитала только на хозяйских подушках, в ее стати появилась плавность и  важность, общаться предпочитала только с человеком. Нюся понимала все хозяйские разговоры, внимательно следя за каждым из нас. Ссоры ей не нравились, но все равно  старалась вникнуть в их суть, кто прав, кто виноват, поэтому оказывала врачебно-психологическую  помощь тому, на чьей стороне была ее кошачья мудрость. Конечно, ее мудрость почти всегда  принимала женскую сторону.
Иногда она вспоминала о своих прямых  обязанностях и уходила на охоту. Утром я обнаруживала на ее лбу глубокие царапины. Оказывается,  по своей природе она была крысоловкой, о чем говорила ее вытянутая мордочка. В тяжелом противоборстве   Нюся одерживала верх над этими неприятными даже для человека существами, но утром появлялась  со следами глубоких царапин  на своем кошачьем лбу.. Порция  адреналина, которую она получала во время охоты на крыс, была хорошей подпиткой ее  кошачьей энергии.  Мыши для нее были обыденным и скучным  занятием.
 Не нравилось  и появление воробьев-самозванцев  в пределах нашего двора. Они прилетали весной и    вили  под крышей гнездо для выполнения святых обязанностей- продолжения своего воробьиного  рода. Нюся  не  могла терпеть  их  беспардонные шумные переговоры. Но  сделать с ними ничего не могла. Зато лихо расправлялась  с сорочьим племенем, гнездо для  которых сорока вила на  верхушке дерева возле нашего дома, не учитывая всех мер безопасности.  Нюся безжалостно разоряла ее гнездо, не считаясь с ее материнскими чувствами, и как бы при этом в очередной раз давала ей понять:
-Еще тебя здесь не хватало. Хватит самозванцев на мою голову. А ты, балаболка, лети подальше от жилья моих хозяев. Им нужны только хорошие вести, а не чепуху, которую ты  несешь своим стрекотанием.
Вместе с хозяевами каждое лето объявляла войну медведкам. За ними охотилась, как за мышами.  Откопав медведку из ее норки, приносила во двор, отчитываясь перед нами и мучая это неприятное насекомое в надежде, что его собратья добровольно покинут пределы огорода.
 Ее хищническая натура  после  такой  охоты  получала хороший заряд положительной энергии.   
-
 
 Поэтому своей положительной  энергетикой  Нюся предпочитала щедро делиться со своими домочадцами, забирая при этом  у них отрицательную.  У нас с Сашей она   предпочитала спать  на    голове, выкачивая  из  нашей  макушки все негативное.. Сергею лечила его сердце, ложась ему под  левую мышку , при этом вытягиваясь на всю  длину своего туловища параллельно телу хозяина. И лежала столько, сколько это было необходимо для снятия всех его  болевых  ощущений.
У Люси она предпочитала лежать на  ее больных ногах в надежде подлечить ее  застуженные  суставы.
У Наташи и Светы любила спать на животе, по всей вероятности подлечивая и охраняя от негативной энергетики детородные органы. Она, как мать, знала, насколько это важно в жизни. И всеми силами своего кошачьего  врачебного дара  щедро делилась, не требуя ничего взамен.  Все, чем   ее наградил Господь , отдавала без остатка.  Ее бескорыстную помощь я прочувствовала во время своей тяжелой болезни.
Меня в очередной раз  разбил радикулит да так сильно, что три недели неподвижно  лежала, боясь пошевельнуться. Ко всему прочему воспалился седалищный нерв  Временами  боль была невыносима , хоть на стенку лезь. Уколы обезболивали на время. За своими недугами я вначале не заметила, что Нюся  находится со мной дни и ночи.  Я не знаю, когда она кушала и ходила в туалет. Мне кажется , мой пушистый врач не оставлял меня ни на минуту. Я  потом  просила Люсю, чтобы она  уносила ее от меня  и кормила  Не помню, какой это был по счету день моего вынужденного нахождения в постели, но , когда Нюся почувствовала, что  больше ничего не угрожает моей жизни, она  встала с  постели  и ушла.   Приходила только удостовериться,   не ошиблась ли , преданно глядя  мне в  глаза и как бы давая в очередной раз надежду на мое скорое выздоровление:
-Тебе уже лучше, скоро совсем поправишься. Я  в это верю. Ты сильная, со всем справишься. Да и видишь, как Люся с хозяином за тобой заботливо ухаживают.
 В   глубине ее мудрых кошачьих глаз  было столько  любви, нежности  и преданности своей хозяйке, что действительно после мучительных страданий от боли, хотелось жить.  Мой пушистый врач всегда был рядом со мной, если мне нужна была помощь. Я была ей безмерно  благодарна.
Поэтому и я не могла отказать ей в том же, если на это были причины. Никто никогда бы мне не поверил, если  бы не мои родные, которые своими глазами видели, как мы с Нюсенькой рожали ночью. Во время   ее  родов она всегда нуждалась в моем  внимании и поддержке. Со стороны было смешно наблюдать за нами  и слушать  мои  слова   , обращенные к ней:
-Нюсенька, потерпи.  Конечно, гулять с котами – это не рожать.
   Хорошо, если время котиться совпадало с днем. Ночью ее проблема меня  заставала врасплох. Хотелось спать , а Нюся , сидя напротив меня,  жалобно требовала  поддержки в ее  неотложном  деле.
Наспех постелив старые тряпки в ноги, я аккуратно укладывала ее в конец кровати  и вместе с ней укрывалась одеялом в надежде хоть немного подремать.. Успокоившись, что ее хозяйка находится  вместе с ней , она благополучно в моих ногах приносила первого котенка.
 Далее было проще. Можно было положить ее уже рядом с кроватью и хоть немного поспать. К утру  Нюся  уже  кормила и нежно  облизывала, приводя в порядок,  все свое родившееся  разношерстное семейство.
Утром , собираясь второпях на работу, я ворчала на нее за бессонную ночь. Она соглашалась со мной и  при этом, тут же, забывая обо всем,  всю себя  отдавала своим комочкам.
 Однажды она отравилась, а котятки были еще маленькие. Они знали вкус только материнского молока. Я обратила внимание, что они целый день были  одни без нее. Пошла искать ее и обнаружила  ее   лежащей на земле  в огороде под деревом. Нюся слабо реагировала на  мои слова. Не прикоснулась к воде, которую я  принесла ей в огород. Котята в это время, как будто чувствовали, что их матери плохо, не пищали и не просили есть. Они тихо спали. На следующий день, к обеду, Нюся оклемалась. То ли травка помогла очистить ее печень , то ли земля забрала ее болячку и  дала ей энергию- смею только предполагать. Этот случай не стал роковым в ее жизни.
В ней была одна замечательная особенность- она очень тонко чувствовала людей с добрыми душами.   И вообще в ней что-то было от человека. Я , общаясь с ней, часто  повторяла эту фразу:
-Нюся, ну ты и человек.
  Любила очень наших внуков, особенно Марину. С Максимом была оcторожна, так как он однажды подрезал ей  усы, так необходимые ей в ее кошачьих делах. Но она прощала ему  его пакостливые проделки, так как сама  тоже была  грешна.
Нюся с особым трепетом провожала Сергея на рыбалку. В этот день она устраивала себе выходной, находя себе оправдание:
-Вы же  отдыхаете. Хоть я и кошка, а  по словам  Зины я  – человек. Вот и мне положен выходной.
Она, как и любой  человек,  скучала по  нам , когда мы уезжали далеко от дома.  Тогда наша кошка   садилась на забор у дороги и часами ждала нашего приезда. Встречать выходила за ворота, по-человечески радуясь нашему возвращению. Потом долго заглядывала в глаза, требуя подробного отчета  об отдыхе.
 
 И  вкусом первых   огурчиков наслаждалась тоже,   как человек . Молочный  запах первых  огурцов на грядке у соседки пьяняще манил ее хищническую натуру. Первый огурец всегда был ее. Она не жадничала. Полакомившись половинкой, вторую оставляла соседке, не понимая, что люди не умеют ценить в  братстве все  пополам, тем более, если второй половиной  была пушистая сестра братьев наших меньших. Зое Павловне, конечно, не нравились Нюсины набеги на ее ухоженную грядку с огурчиками.
 Она пыталась ее воспитывать по-своему. Но Нюсина  привычка была сильнее ее. Наша хитроумная кошка садилась со стороны нашей изгороди и вела наблюдение за передвижением нашей соседки. Увидев, что та ушла за калитку, она успешно осуществляла задуманный ею  план.
 И так длилось из года в год.  И сколько я  ее не уговаривала - прекратить незаконное вторжение за пределы соседского двора, она не внимала моим просьбам.
 Начало лета 2003 года стало для нее последним в ее жизни. И виной была ее хищническая привычка лакомства первым огурцом. Именно он и стал последним в ее не совсем благородном деле. Да простит меня Господь, если я ошибаюсь, но чувствует опять мое сердце, что этот первый огурчик был начинен не его молочно-пьянящим вкусом, а  зельем из шприца, которое и погубило нашего ласкового пушистого врача.
Придя с работы домой , я легла отдохнуть. И вдруг меня как будто кто-то резко поднял с постели и спросил :
-А где твоя  Нюся?
Я испуганно подскочила и  с чувством тревоги в душе пошла ее искать. Она не откликалась на мой зов, что меня очень насторожило. Ноги мои автоматически привели к моей соседке:
-Зоя Павловна, вы не отравили Нюсю?
  Как она мне могла ответить? Конечно, нет.
 Меня душили слезы,  какое-то внутреннее предчувствие подсказывало мне, что она где-то рядом.   Я  ждала свою любимицу  два дня. Уже  смирилась с мыслью, что моей кошки нет в живых. .  Моя  мама  сказала мне , что кошки имеют такую особенность -уходить умирать подальше от своего  дома. Почему, не могла мне объяснить. .  Я была уверена, что  это сказано  не про мою  любимицу. Но продолжала ее  искать ,  с опаской заглядывая в соседские огороды.
 И какого было мое изумление, когда на третий день я  случайно обнаружила ее лежащей, вытянутой в ее  полный  рост на правом боку под моей кроватью  Это было то место, где она  лечила  меня и где я поддерживала ее  в ночных родах .. Видимо, мой пушистый врач снова   пришел ко мне за   помощью   в надежде  или поправиться,   или  быть рядом со мной в последние дни ее жизни. Сила яда была на этот раз смертельной для моей ласковой   кошечки.  Теперь я  знаю точно, что именно тот ее  последний  вздох  резко поднял меня тогда  с постели и вселил в моей душе ощущение потери моей любимицы.  Ее душа подсознательно сообщила  именно мне о своем уходе в Вечность.  Поэтому мои волнения по поводу ее внезапного  исчезновения были не напрасны.
Сергей предал  ее безжизненное тело земле. Но память о ее  уникальных способностях пушистого врача навсегда осталась в наших душах. И теперь, когда я пишу эти воспоминания об этом удивительно ласковом пушистом существе, мои старые болячки, Слава Богу,   сегодня    не напоминают о себе, но так нуждаются  в  целительной  силе   Нюсиной энергетики.
                21.05.2006г.