Дышло закона

Алексей Комаровский
Оригинал статьи см.:
http://donetsk.proua.com/article/2009/07/28/172016.html


               

                Иногда, чтобы победить, достаточно вовремя изменить правила игры.
                Старая шулерская мудрость



Ну вот, таки дождались. 23 июля 2009 года тактическая (а может все-таки стратегическая) коалиция БЮТ и Партии Регионов приняли закон о том, как нам с вами лучше выбирать себе и стране президента.

Проявили заботу, порадели, так сказать, о простом народе. А заодно и о своих лидерах драгоценных и незаменимых не забыли. Чтобы в условиях нашего повального разочарования в их спасительских талантах не дать нам с вами, дорогие сограждане, выбрать, не дай Бог, кого-то «не того». Не того, кого нам вдруг захочется, а того, кого им выгодно.

Как они это собираются добиться?

А очень просто. Слегка подправив для этой цели избирательное законодательство. Ради чего они даже с теплых морей в душный Киев на день выбрались, отпуска долгожданные попрерывали, о своих требованиях повысить народу зарплаты/пенсии позабывали и даже, ты смотри, конституционное большинство в 316 голосов для этого наскребли!
 
Надо же, на антикризисные законы и на прочее необходимое голосование у них часто-густо и 226 не наскребалось, а тут на тебе, глянь – какое единодушие!

А как же иначе, ведь когда еще такая масть выпадет – политическое поле на двоих распилить и чисто-конкретно между собой порешать: кого президентом назначить, пусть декоративным, зато своим, а кого – премьер-министром оставить да еще и полномочий ему подкинуть. Рули, мол, заслужила! Или заслужил? Но тут половой вопрос не принципиален.

А поскольку лишить нас с вами нашего законного права избирать президента  страны всенародно, а вместо этого назначать его парламентским большинством у них не получилось, в ход пошел другой козырь – попытаться, как это уже не раз было в новейшей украинской истории, максимально помочь нам выбрать «правильного кандидата». Максимум – одного или одну из двух.

Для этого единомышленники из БЮТ и ПР хорошенько прошлись по действующему закону о выборах президента Украины, изменив его, практически, до неузнаваемости.
Главным итогом этой самоотверженной работы, ради которой были временно оставлены средиземноморские и прочие пляжи, стала попытка через внесенные изменения сделать избирательные комиссии и наблюдателей ручными, словно морские свинки.
Последние, не смотря на своё название, как известно, никакого отношения ни к морю, ни к свиньям не имеют.

Так и все участники будущих президентских выборов, согласно с новым избирательным  законом, не смотря на привычные названия. будут уже не теми, кем их привыкли считать.
Так, например, изменениями, внесенными Блоком Юлии Тимошенко и Партией Регионов в Закон о выборах президента Украины, например, предлагается норма, согласно  которой все участковые избирательные комиссии будут формироваться исключительно из людей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Смысл этого хода очевиден даже младенцу – выборы закончатся, а несговорчивым или чересчур принципиальным членам комиссий там потом еще жить и жить.

Отсюда минимизация вероятности, что члены будущих комиссий, а тем более их председатели станут слишком громко возражать против ненавязчивых попыток «помочь» нам, то есть избирателям, избрать «кого следует». А то вдруг мы опять возомним себя и свою собственную волю единственным источником власти в государстве Украина.
И мало ли что там, в Конституции, написано!

Статья 28 принятого фактически новой парламентской коалицией БЮТ и ПР закона предусматривает право избирательных комиссий выносить решения без необходимости наличия кворума. Там черным по белому так и написано: "Решение избирательной комиссии выносится открытым голосованием большинством голосов от состава комиссии. В день голосования и во время повторного голосования, при подсчете голосов, а также при установлении итогов голосования в границах территориального избирательного округа, решение избирательной комиссии принимается большинством голосов от присутствующих членов комиссии".

То есть пара-тройка «заряженных» членов комиссии во главе с «правильно сориентированным» председателем могут где-нибудь отдельно, не ставя в известность остальных членов комиссии, принять нужное кому-то решение.

Решение, которое уже будет невозможно оспорить, поскольку согласно статье 96 предлагаемой редакции закона "Жалоба… относительно нарушений, которые имели место в день голосования, рассматривается… не позднее, чем за один час до окончания голосования. А в последний час, что, выходит можно, как говориться, вытворять что угодно и никаких жалоб никто уже рассматривать не будет? Хорошее дело!

Также «народные» избранники от Блока Тимошенко и Партии Регионов застолбили возможность на законных основаниях выдворять с территории избирательного участка наблюдателей и представителей прессы без каких-либо объяснений простым решением избирательной комиссии. Которое, напоминаю, может приниматься без кворума, простым большинством присутствующих членов. Вот где намечается раздолье!

Ведь даже на признанных сфальсифицированными (правда до сих пор не понятно кем) президентских выборах в декабре 2004 наблюдателям и представителям прессы хоть и велели сидеть в сторонке и помалкивать, но с участка не удаляли, во всяком случае без объяснений.
 
И вот, спустя пять лет, после «всесторонней, безоговорочной и окончательной» победы демократии и свободы слова в Украине наблюдателей и журналистов собираются вообще, что называется, «загнать под плинтус»!

Как вам это нравится?

И это еще не все! Наши законотворцы внесли в закон норму, позволяющую делать изменения в списках избирателей прямо в день голосования. А отвечать за включение или не включение избирателя в списки будут должны четыре (!) уполномоченных органа: участковая комиссия, территориальная комиссия, орган ведения Государственного реестра избирателей и суд.
Пояснения  к чему это может привести, для переживших Выборы-2004, надеюсь, не требуются.
И таких новшеств в этом законе, как говорят у нас в Украине, «хоч греблю гати»!

Ну, и напоследок, принятые изменения позволяют Центральной Избирательной комиссии (подавляющее большинство членов которой, напоминаю, являются выдвиженцами Партии Регионов и БЮТ) своим решением снимать с регистрации кандидатов в президенты. Причем это решение будет практически невозможно оспорить.

К тому же официально избранным президентом будет считаться тот, кого сочтет необходимым назвать председательствующий на заседании ЦИК. Без всякой необходимости публикации итогов выборов в СМИ, как того требовал старый закон.

А значит, мы можем ожидать, что Президентом может стать не тот, кто выиграл выборы, а тот, кого назовет таким председательствующий на заседании ЦИК, назначенный, еще раз напоминаю, от ПР и от БЮТ. И тут же ему уже можно передавать булаву, инаугурировать и считать его Верховным главнокомандующим и новым гарантом нашей Конституции.

Которую тоже может постигнуть судьба Закона о выборах президента Украины. Благо у теперешних фракций ПР и БЮТ для этого достаточно верных депутатских штыков.

Главный вопрос: зачем?

Зачем депутаты от ПР и БЮТ поступили вопреки народной мудрости про коней, которых, как известно, на переправе не меняют или про собак. Которых перед охотой не кормят?
Зачем они изменили главный избирательный закон практически накануне избирательной кампании?

Ответ очевиден: выходит, что другими способами, не меняя правила игры под себя, лидеры этих политических сил (или один/одна из них) практически не способны выиграть президентскую гонку.

Поэтому и был затеян весь этот сыр бор со срочным отрыванием обтянутых плавками депутатских филейных частей от пляжной гальки и переносом их в парламентские кресла.

Ради дела спасения собственного политического будущего в этой стране они готовы пойти и не на такие жертвы!

P.S.

А как же в этой ситуации должен поступить наш действующий президент, который вроде как тоже собрался выдвигать свою кандидатуру на предстоящих выборах и  которому при новом раскладе вообще ничего не светит?

Обсуждение вопроса, а светило ли ему вообще что-нибудь и при старом законе, лежит за пределами данной статьи.

Очевидно, что простое наложение президентом вето на данный закон, проголосованный 316-тью депутатами, делу не поможет.

Отсюда у Ющенко остаётся практически единственный путь: роспуск этого состава Верховной Рады и проведение выборов по старому законодательству.

А во хватит ли у шановного Виктора Андреевича на это политической воли, или он сумеет отыскать какое-то другое решение, поживем – увидим!