4. Пою славицу лошадям

Татьяна Жилина
№ 4. Пою славицу лошадям

Татьяна Жилина

            Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, начавшийся в 30-40-е годы XIX века в России, - ещё не достигал российских глубинок.

Лошади повсеместно использовались на тяжёлых работах в сельском хозяйстве. Конные заводы давали хорошую прибыль хозяевам. К концу века многие владельцы конных заводов получали титулы купцов первой и второй гильдии.

Породистые кони пользовались огромным спросом на рынке экспорта.

Кони и лошади служили средством передвижения населения и перевозок грузов, в том числе и почтовых,  как на короткие, так и на дальние расстояния.

Неиссякаемой была потребность в них конной полиции и конной армии.

Кони были нужны для проведения зрелищных конных парадов и спортивных состязаний.

Особым спросом лошадки пользовались как объект тщеславия и демонстрации достояния купечества и помещиков.

Их неуёмные развлечения - от азарта на бегах, до скачек и конных прогулок по необъятным просторам своих имений, вожделенной охоты и глумления над крепостными - тоже требовали породистых лошадок.

Молоко лошади – кумыс -  употреблялся и поныне употребляется в пищу как очень ценный и полезный продукт.

Мы знаем, что есть памятник собаке, как заслуженному и почётному воину и пограничнику,  а также - подопытному существу в медицинских исследованиях. Есть памятник собаке – космонавту.

Даже крошечной пичужке, Чижику,  есть памятник в С-Петербурге.

Может быть, где-то установлен памятник лошади или коню, а не всаднику!?

Эти преданные и верные друзья не покидали своих хозяев в беде. В дыму, огне и грохоте взрывов орудийных снарядов, громе оружейных выстрелов и звоне мечей и сабель они, превозмогая боль и страх, беспрекословно подчинялись воле всадников, идя вместе с ними на верную смерть.

Известны случаи, когда, не находя сил пережить разлуку с хозяином, лошади бросались в море и плыли за судном, увозящем друга, до тех пор, пока хватало сил держаться на плову.

Трудно себе представить, какие страдания испытывают эти безмолвные создания от боли, причиняемой им упряжью, шпорами и плетью.

Каким выразительным взглядом смотрят кони и лошади. В их взгляде можно прочесть благодарность и признательность, грусть и тоску, обиду и безнадёжность.

С 1917 года «лошадиная отрасль» стала претерпевать упадок.

Купцов – долой! Строили «новый мир»! Долго строили.

Владимир Маяковский писал: «Шёл я верхом, шёл я низом, строил мост в социализм. Не достроил, и устал и уселся у моста…». 

После знаменитых 90-х снова из небытия стали возрождаться титулы и фамильные гербы уцелевших потомков и самозванцев. И лошадки снова стали в цене и в моде для торжественных церемоний и развлечений…  Но это – уже совсем другая история.

Незабываем и вечен потрясающий спектакль «История лошади», по произведению А.Н.Толстого,  поставленный  Ленинградским Большим драматическим театром, в котором  выдающийся актёр, Евгений Алексеевич Лебедев, исполнял роль Холстомера. Актёр не только прочувствовал все переживания лошади так, как если бы это были его собственные переживания, но и при исполнении этой роли превосходно передал со сцены всю глубину трагедии животного. Этот спектакль являет собой своеобразный памятник лошади.

Грациозные, гордые, верные, надёжные и ласковые лошадки, замечательные создания природы, я люблю вас и пою вам свою славицу.
02.08.2009