Благоразумный разбойник. Богословская беседа

Нина Изюмова
Прочла у Феофана Затворника: нельзя вести богословские разговоры после еды. Пронзивший мгновенно стыд подтвердил несомненность слов святителя.
Гора Голгофа. На ней три креста. Свт. Лука Войно-Ясенецкий, врач по профессии, описывает, что именно испытывает распятый человек. Это невыносимо даже читать. Но Евангелие утверждает, что три человека, чьи судьбы так трагически переплелись, разговаривают друг с другом!  Вот она, истинная богословская беседа: когда ты распят, и смерть смотрит тебе в лицо. Читаем Евангелие от Луки: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас»». Надеялся ли он на возможность спасения? Может быть, Христос, хоть на мгновение, стал для него той соломинкой, за которую он решил уцепиться? Нет, Евангелие говорит, что им двигало желание последний раз в жизни поиздеваться над ближним.   
«Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».(Лк.23:32-43)
Попавший в рай покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «благоразумный», другой же,  названный «безумным», отпадает «во тьму внешнюю». Что определило их выбор? Ответ жизненно важен для каждого из нас.

Как на Голгофе для двух разбойников, так и в жизни каждого человека, крест служит мерилом внутреннего состояния. То есть, при всем сходстве внешних поступков людей, внутренняя их жизнь может быть абсолютно различной. Я не знаю лучшего обоснования заповеди «не суди и не судим будешь». При этом опасно судить не только других, но, в первую очередь, – самого себя. И если, производя суд над другим, легко впасть в осуждение, то еще легче, оценивая себя, метаться между эйфорией самолюбования и отчаянием самоотрицания.
 
Благоразумный разбойник не слышал проповедей Христа, не видел чудес, творимых Им,  но на кресте, среди страшных мук, сумел почувствовать в Нем Царя Небесного и первым исповедовал  поруганного Бога! Он достиг этого прежде всего потому, что не судил, а каялся. Вот как говорит об этом литургический текст  9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Так благоразумный разбойник стал по существу первым христианским богословом.