Дипломатия Гамиры и Скифии 7 в. до н. э

Петр Золин
Дипломатия Гамиры (Гамира, Гомера) и Скифии 7 в. до н.э.

События 7 века до н.э. в истории Великой Скифии нельзя рассматривать без напоминания событий предшествующих веков и тысячелетий. Маятник больших миграций, побед и поражений разных народов тысячи лет уже раскачивался достаточно интенсивно.

3553 г. до н.э. Достижение народами Скифии (скифами), по версиям позднеантичных римских историков, господства в Европе и Азии.
3264 г. до н.э. Послепотопный Гомер как сын Иафета, внук Ноя. Позже Аскеназ (ашкуз – скиф) – сын Гомера. По православным летописям в первое послепотопное время существует держава «Русь, чюдь и вси языци» (монахи использовали средневековую ономастику для обозначения населения послепотопной державы.
Позже 3264 г. По православной хронологии появление « Второй (после варварства) ереси — скифство, отъ дней Ноевыхъ и въ последующее время до построенія столпа и Вавилона, и после столпотворенія не большое число летъ, то есть при Фалеке и Рагаве; некоторые, уклонившись въ страну Европы, селились въ области скифской между тамошними племенами со временъ Фираса (Быт. 10, 2), отъ котораго произошли фракіяне, и позднее. Третія ересь — еллинство, со временъ Серуха начавшееся идолопоклонствомъ» http://www.proza.ru/2009/05/28/262
Хронология легендарного периода
Событие Масоретская традиция Традиция Септуагинты
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю
Сотворение мира
0 ;3760 0
Сотворение человека (Адама)
0 ;3760 0
Всемирный потоп
1656 ;2104 2242
Рождение Евера
1723 ;2037 2639 (397 от Потопа)
Рождение Авраама
1948 ;1812 3314 (1072 от Потопа)
Вавилонская башня
1996 ;1764
Евер (Эвер)
1723 2637
Фалек (Пелег) 1757 2771
Рагав (Реу)
1787 2901
Серух (Серуг) 1819 3035
Рождество Христа Иудейская эра начинается 6/7 октября 3761 г. до н. э. Это летосчисление является частью еврейского календаря и в настоящее время официально используется в Государстве Израиль наряду с григорианским календарём.
Проповедник де-Виньоль, живший в XVIII веке, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Византийская эра (константинопольская) — (21 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 г. до н. э.).,


Около 2800 г. до н.э. По «Повести временных лет» : «И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки. По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели». http://www.old-russian.chat.ru/01povest.htm
Ныне указывают, что самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.).
ок. 2750 до н.э Начинает складываться государство Шумер (несемитский) с заметным участием северян в его развитии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80

3 тыс. до н. э. Появление хурритов южнее Кавказа Города-государства на будущих землях хеттов. Активизация хаттов. 

2395 г. до н.э. Скифские князья Славен и Рус устраивают небольшие города у Мойско (Ильменя)
2200 г. до н.э. Ранее этого года северные цари наносят сокрушительное поражение Нарамсину – царю Аккада (его правление датируют и 2290—2254 гг. до н.э. http://anc.narod.ru/countries/akkad/history/akkad_04.htm ) .  Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты (то есть кутиев – индоевропейцы, близкие тохарам)», Нарам-Суэну трижды посылал войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам-Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.
Около 2200 до н. э. Царь кутиев Эрридупизир разбил войска  аккадского царя Нарам-Суэна, сумел завладеть городом Сиппар и принять царский титул Аккада. Аккадцы некоторое время отбивали нашествия северян. Два преемника Эрридупизира потерпели серьезные поражения, царь — Сарлагаб — даже попал в плен к аккадскому царю Шаркалишарри. Но когда Шаркалишарри умер, кутии вновь стали одерживать одну победу за другой и вскоре сумели завладеть почти всем Междуречьем. Владычество кутиев над регионом длилось около 70 лет (за это время сменилось 20 царей).

Около 2109 до н. э. последний царь кутиев, Тириган (правил всего сорок дней), потерпел сокрушительное поражение от царя Урука — Утухенгаля . Войско кутиев разбежалось, а сам Тириган попал в плен и был казнен. С господством кутиев в Междуречье после этого было покончено, хотя из региона кутии не ушли.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8

2054 г. до н.э. Ассрийский царь Нин (Паний, Панин) прекращает господство скифов в Азии. Выходы в Южное Причерноморье с севера касков и ашуйцев (Северо-Западный Кавказ)

2000 г. до н.э. Примерно в это время в Южном Причерноморье появляются войска молодых скифских царей Плина и Сколопита (Питхана и Анитты в эпосе хеттов ?)
1900 г. до н.э. Условный период начала формирования амазонок из остаков скифских переселенцев в Азию. Скифские цари Сагил и Панасагор помогают амазонкам.
Около 1850 г. до н.э. Поход Сесостриса на Фракию, Скифию и Кавказ

18 – 17 вв. Просачивание в Египет гиксосов, достигших на столетие власти у низовий Нила (в ответ на поход Сесостриса)
18 – 12 вв. Хеттское царство индоевропейцев
17 – 12 вв.  Митанни хурритов и индоевропейцев
1284 г. до н.э. Битва Египта и Хеттии при Кадеше, где правителями были хурриты.

Около 1270 г. до н.э. Мирный договор между хеттами и египтянами.
Выставлен (камень)  на обозрение — в холле нью-йоркской штаб-квартиры ООН.
1234 г. до н.э. Война скифского царя Таная с египетским царем Везосисом
13 – 11 вв. Активность «Народов моря» с вероятным участием северян. Расселение по факториям, где позже появятся финикийцы и греки.
1190 г. до н.э. Одна из дат завершения Троянской войны. Ахилл –царь Скифии. Ахейцы с Иалменом поселились у низовий Дона.
11 – 9 вв. Ранние киммерийцы и Урарту.


Киммерийцы упоминаются в эпосе Гомера (около 8 в. до н.э.): "Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглою и тучами", - говорится в «Одиссее»
XI, 12—19. Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана 12. Там народ (;;;;;;) и город (;;;;;) людей {281/27} киммерийских 13, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными.
Уже в античности возникали разные пояснения этого сюжета
[К XI, 14 (стр. 479). Там же киммерийцев 34]. Аристарх пишет «кербереев». Киммерийцы — народ, живущий вокруг океана; некоторые же пишут ;;;;;;;;; [т. е. зимних], а иные «кербериев», как например, Кратес. Геродот же говорит 35, что киммерийцами были изгнаны скифы. Иные же говорят, что под киммерийцами разумеются живущие на западе и соседние с местностями близ Аида; или с мертвыми, от выражения ;’; ;;;; ;’;;;;; ;;;;;;; [лежать в гробницах]. Некоторые разумеют мертвых, от выражения ;’; ;’ ;;;; ;;;;;;; [лежать в земле]. Эти киммерийцы, или скифы-кочевники, придя из западных областей океана, разграбили храм Аполлона в Дельфах. Вследствие этого поэт поносит их, как живущих во мраке.] {285/31}
http://ossnet.info/latyshev/scythica1.html

Понятно, что отечественным снобам крайне не нравится «народ и город людей киммерийских у океана с продолжительной полярной ночью – царством Аида (Плутоса).
Но ранние города трипольской и иных культур (вплоть до округи Аркаима) оставляют народу киммерийскому шанс иметь такие города. А явление гипербореев Гиперохи и Лаодики с пятью горожанами на далеком юге тоже подтверждает существование древних северных городов, что – понятно – во многом отличались от средневековых и современных. http://www.proza.ru/2009/07/20/902

Трагик Эсхил (VI-Vвв. до н.э.) в коментариях к "Прометею" указывает, где именно находится та местность, в которой, по Гомеру, "непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными": "Ты придешь на Киммерийский перешеек на самых узких вратах озера, то есть Меотийского (Азовского моря). Понт разумеет Киммерийский Боспор, который служит дополнением Меотийского озера".

Вернувшиеся в Приазовье скифы явно потеснили часть киммерийцев на Кавказ, где примерно на сто лет и обосновалос активное полиэтничное государство Гомер.

ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИСАЙИ
(Кон. VIII в.)
V, 25—30
И потому Яхве воспламенился гневом против своего народа, и простер руку свою на него, и поразил его. Горы сотряслись, и трупы их стали, как нечистоты на улицах; при всем том гнев его не утих, и рука его еще простерта. И поднимет он знамя народам дальним и позовет одного от края земли, и вот; он быстро и легко явится. Не будет в нем ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь; рев его подобен львиному; он ревет подобно алчущим львам; зарычит и схватит добычу, и унесет; и никто не спасет; и в тот день будет реветь против него подобно морскому шуму, и посмотрит он на землю, и вот тьма, скорбь, и свет померк на небе ее.
Некоторые исследователи считают, что под дальним народом, пришедшим с края земли, здесь подразумеваются киммерийцы (Смолин, ук. соч., стр. 14. См. также Тураев, ук. соч., II, стр. 76).
Проповеди пророка Исайи («Первоисайи») относятся к концу VIII и самому началу VII вв. и, таким образом, хронологически соответствуют времени появления киммерийцев в пределах Передней Азии. Но не исключена возможность, что Исайя имеет в виду ассирийцев, угрожавших в то время Иудее. Такого мнения придерживается акад. Н. М. Никольский.
ИЗ АССИРИЙСКОГО ПИСЬМА
(VII в. до н. э.)
Waterman, ор. cit., I, N 473
Жена царского начальника была приведена к нему; он ввел ее во дворец. Когда он услышал: «Царь умер, народ ассирийский в печали», начальник удалил свою жену из дворца... Они пришли... начальник города Ашшура... страна Гимирраи...
По предположению Уотермана, документ относится к 681 г. (году насильственной смерти царя Синахериба). В какой связи здесь упоминается страна Гимирраи, остается неясным ввиду дефектности текста (Waterman, ор. cit., III, 173).
ИЗ ВАВИЛОНСКОЙ ХРОНИКИ
(VII в. до н. э.)
СТОЛБЕЦ IV, СТРОКА 2
Е. Schrader, Sammlung von assyrischen und babylonischen Texten. Berl., 1889, стр. 282—283
Киммерийцы вторглись в Ассирию и были разбиты.
Упоминаемое здесь событие относится к 678 или 677 г. до н. э. (скорее к последнему). Дело в том, что и конце III столбца говорится о событиях второго года царствования Асархаддона (т. е. 679 г., ибо первым годом считался не 681 г., когда Асархаддон фактически вступил на престол, но лишь следующий, 680 г.). Самый конец третьего столбца сильно попорчен, а в пятой строке IV столбца говорится уже о пятом годе царствования Асархаддона (676 г. до н. э.). {269/15}
ИЗ НАДПИСИ АСАРХАДДОНА
(681—668 гг. до н. э.)
ПРИЗМЫ А И С
Е. Schrader, op. cit., стр. 128—129
... И Теушпу киммерийца, воителя Манда, обитающего далеко, поразил я на земле страны Хубушна вместе с его войсками оружием моим.
Имя Тоушпа сопоставляют с именем одного из предков Кира Теиспеса. Название Man-da (воитель Манда) позднее применялось в клинописных текстах специально к мидянам, но на первых порах оно обозначало, по-видимому, вообще все народы северо-востока (см. М. Straeck, Assurbanipal und die letzten assyriachen K;nige, Lpz., 1916. I, стр. CCCLXXI, а также Jeremias. op. cit., стр. 254—255).
Имя типа индоевропейских Криспа, Респа - последний известен как один из полководцев Скифии, водивших флот на владения Рима в 3 веке н.э.
Хубушна соответствует греческому ;;;;;;;; в Каппадокии, на юго-запад от города Камману (Olmstead. op. cit. стр. 363 и приложенная карта).
ИЗ АССИРИЙСКИХ OMINA, СОСТАВЛЕННЫХ
ДЛЯ АСАРХАДДОНА
(681—668 гг. до н. э.)
Knudtzon. Die assyrischen Gebete an den Sonnengott, Leipz., 1893, стр., 79 cл.
M. Jastrov, Die Religion Babyloniens und Assyriens, Giessen, 1912, В. II, Н. I, стр. 177 сл.
Будет ли в это именно время Каштарит со своими воинами, или с киммерийскими воинами, или с мидийскими воинами, или с маннейскими воинами, или с (какими-либо) врагами, сколько бы их ни было, иметь успех (в выполнении) своего плана? Будет ли ими каким-либо образом завоеван город Кишаса?
Царь Урарту или жители страны киммерийцев двинутся ли к битве, войне и бою, чтобы убивать, чтобы грабить и брать добычу, к земле Шуприя, к городу Буму или к городу Кумимури, или к другим укрепленным городам Шуприи, чтобы убивать, чтобы убить, чтобы грабить, что можно грабить, чтобы брать в добычу, что попадется, из укрепленных местностей Шуприи и уводить к себе много, или мало. Ты, великое божество, знаешь это. Повелено или определено это устами великого божества, о Шамаш, великий бог? Узнаем ли мы и услышим ли мы об этом?
Каштарит — вождь союза племен, объединивший против Ассирии киммерийцев маннеев, мидян и скифов, но разбитый в 672 г. до н. э. (Тураев. ук. соч., II, стр. 76). Позднее имя Каштарита (Хшатрита) принял самозванец Фравартиш, поднявший в Мидии восстание против Дария I (см. ниже примечания к отрывкам из Бехистунской надписи).
Кишаса — укрепленный город в области Парсуа (на запад от оз. Урмии) (Olmstead, ор. cit., карта).
Шуприя — область, расположенная по верхнему течению Тигра, близ Тушана (Waterman, ор. cit., III. стр. 61).
Шамаш, великий господь, как я спрашиваю тебя, так ты отвечай мне надежным согласием. Бартатуа, царь страны скифов, который послал теперь (вестника) Асархаддону, царю Ассирии (для заключения союза) (?). Так как Асархаддон, царь Ассирии, дает теперь царевну из дворцового гарема (Бартатуа, царю скифов), вступит ли Бартатуа, царь скифов, честно в союз (?), будет ли он вести честные, надежные речи по отношению к Асархаддону, царю Ассирии, будет ли соблюдать и верно исполнять то, что определено Асархаддоном, царем Ассирии. Твое великое {270/16} божество знает это. Истребованы ли и утверждены его речи соответственно требованию и речению твоего великого божества, о Шамаш, великий господь. Действительно ли увидят и услышат это?
Имя скифского царя, возможно, произносилось не Бартатуа, а Маштатуа (клинописный знак bar, как известно, читается также mas). Винклер считает последнее маловероятным и предпочитает читать Бартатуа, отождествляя при этом данное имя с ;;;;;;;;; Геродота I, 103 (ор. cit., стр. 488). Но считать этот вопрос решенным окончательно нельзя и вполне прав М. Straeck, (ор. cit., I, стр. CCCLXXV), когда он, употребляя общепринятое имя Бартатуа, ставит все-таки в скобках другой вариант — Маштатуа. Не мешает вспомнить при этом, что имя уратрийской богини Багбарту читается некоторыми исследователями Багмашту и сближается с Ахура-Маздой ахеменидских надписей. Акад. Струве считает эту гипотезу заслуживающей внимания (в рецензии на книгу Б. Б. Пиотровского «История и культура Урарту», ВДИ, 1946, 1 (15), стр. 139—140). Если это подтвердится, то окажется, что имя бога Мазда (pesp. Ma;ta), входит как составной элемент в имена самых различных стран и народов. Возможно, что и имя Масисты (;;;;;;;;), сына Дария I (Герод. VII, 82, 121; IX, 107—113) относится к этой же группе имен. Но, поскольку вопрос еще не решен, мы сохраняем традиционное чтение Бартатуа.
%
ИЗ АССИРИЙСКОГО ПИСЬМА
(VII в. до н. э.)
Waterman, ор. cit., II, N 1161
(Дошло до нас в крайне испорченном виде. Имена автора и адресата не сохранились.)
... Он говорит, заявляя: «Его царь придет, когда будет послание (?) от богов. Эти... в мире перед царем живы. Теперь все киммерийцы отравились вперед, с народом города Меинда они ведут переговоры. Ты знаешь правду, они поднялись...
Меинда, по мнению Уотермана, соответствует этническому названию Манда (ор. cit., III, стр. 311). Следовательно, возможно, что в данном тексте идет речь о союзе киммерийцев с мидянами, о которых упоминает предыдущий документ. Впрочем, дефектное состояние текста не дает возможности его точно датировать.
ПИСЬМО АШШУРБАНИПАЛА ЦАРЮ АСАРХАДДОНУ
(681—668 гг. до н. э.)
Waterman, ор. cit., II, N 1026
Царю, моему господину, твой слуга Ашшурбанипал. Да будет в благополучии царь, мой господин. Да будут милостивы Ашшур, Бел и Набу к царю, моему господину. Относительно Рахисхарри, о котором царь, мой господин, говорил, заявляя: «Пусть он предстанет перед тобой. Спроси его», я спросил его. Таким образом, он сказал, говоря, что царь послал его ко мне: «Обрати внимание на Иазие, лично обрати внимание (на него). Относительно этих киммерийцев поговори с ним». Когда я пришел к твоему... я видел его лично, и я крайне опасаюсь, я говорил с ним относительно надзирателя (?), говоря «враг разрушает... против него».
Автор этого письма — царевич Ашшурбанипал; позднее (в 668 г. до н. э.) вступил на ассирийский престол.
ПИСЬМО БЕЛУШЕЗИБА ЦАРЮ АСАРХАДДОНУ
(681—668 гг. до н. э.)
Waterman. ор. cit., II, N 1237
Царю стран, моему господину, твой слуга. Да будут Бел, Набу и Шамаш милостивы к царю, моему господину. Когда звезда засияет во {271/17} время восхода солнца подобно факелу, а на закате поблекнет, вражеская армия совершит жестокое нападение.
Когда южный ветер подымется внезапно и будет продолжать подыматься, превратится в сильный ветер и из сильного ветра вырастет в бурю, (настанет) день разрушения; властитель, в какой бы поход он ни отправился, обретет богатство.
Хотя царь послал своим войскам следующий приказ: «вступайте в глубь страны Манна», все войска да не вступят. Пусть конница и дакку совершат нападение на киммерийцев, которые сказали, заявляя: «Манна принадлежит вам, мы не вмешивались». Конечно, это — ложь. Они — отрасль отверженного. Они не признают ни клятвы именем бога, ни (человеческого) договора. Пусть колесницы и грузовые повозки займут позицию на одной стороне прохода; (тогда) с лошадьми и дакку пусть они вступят и примутся опустошать равнину Манна; и пусть они вернутся к проходу, и пусть они там бивуак... однажды и дважды да вступят они ... опустошили и киммерийцы ... они приходят ... войска, пусть выступят против городов страны Манна ... Белхабу из страны Манна ... они хотят. Они хотят перейти в руки царя, своего господина... на пятнадцатый день месяц появится вместе с солнцем. Это — против них. Удержишь ли ты стопы киммерийцев (далеко) от них? Если они приблизятся, разве я не узнаю об их выступлении и каком-либо движении? Я послал сообщение царю, моему господину. Пусть царь царей осведомится у человека, знакомого со страной, и путь царь пошлет к своим отрядам воинов вдобавок к (другим) бойцам. Крепость, находящуюся там около врага, должен ты снабдить для самого себя. Пусть во все войска вступят гудудану. Пусть они выступят, и пусть они захватят своих жителей степей, и пусть они разведают, отступит ли Индаруа перед ними. Пусть войска отправятся против их городов. Пусть они низвергнут их.
Царь богов, Мардук, милостиво обращается к царю, моему господину. Все, что царь, мой господин, говорит, он выполнит. Ты сидишь на своем троне, ты возьмешь в плен своих врагов, ты покоришь своих супостатов и страну своих врагов ты опустошишь. Бел сказал, говоря: «Подобно Мардукшапикзери Асархаддон, царь Ассирии на троне, и он (ныне) воссел на нем, и вся страна послушна под его управлением. Царь, мой господин, услышал. В радости да поступает царь соответственно своему желанию.
Уотерман относит данное письмо к самому концу царствования Асархаддона и связывает его с походом против маннеев Ашшурбанипала, совершенным в начале царствования (Waterman. op. cit., III, № 26).
Дакку — вспомогательные войска (может быть, в значении ударных отрядов (ibid.).
Гудудану — вспомогательные войска (дословно, быть может, означает «разбойники», «совершающие набеги», ibid.).
Мардукшапикзери (сокращенная форма от Мардукшапикзермати) — вавилонский царь, правивший за четыре столетия до Асархаддона (1094—1083 гг. до н. э.). Его царствование считалось позднее временам мира и процветания (ibid.).
В документе чувствуется чисто вавилонский колорит. Бросается в глаза упоминание Мардука и сравнение Асархаддона с одним из прежних вавилонских царей.
ИЗ АССИРИЙСКОГО ПИСЬМА
(VII в. до н. э.)
Waterman, op. cit., II, N 1391
(Дошло до нас в испорченном виде, без начала и конца.)
... Зло для амурру ... отчет о стране киммерийцев он сделал ... это не должно дойти до царя, моего господина. Когда Шанамма окажется {272/18} впереди (или) приблизится к Белу, сердце страны должно быть довольно. Шанамма — это Марс. Это — благоприятно для царя, моего господина. Когда Марс, достигая своей высшей точки, потускнеет за его сияние станет бледным, в этот год царь Элама должен быть твоим слугой.
Когда Марс станет при своем появлении маленьким и бледным (и) подобно вечерней звезде станет особенно тусклым, он окажет милость Аккаду. Силы моего войска устоят истребят врага. Войско врага не будет в состоянии устоять перед моим войском. Крупный рогатый скот Аккада будет пребывать в безопасности на полях. Сезам и финики будут хорошо произрастать. Боги будут являть свою милость Аккаду. Когда Марс появится в месяце ийаре, врагом будет неправедный воитель Манда (Manda). Воитель Манда — это киммерийцы.
Что касается затмения солнца, которое имело место в нисане, местность его страны — пустыня, место, которое не изменяется. Таким образом, планета Юпитер сохранила место своего пребывания. До пятнадцати дней оставались тучи. Это — благоприятно.
Остальная часть письма, поскольку она сохранилась, интереса не представляет. Уотерман относит этот текст ко времени Ашшурбанипала (ор. cit., III, стр. 358).
http://ossnet.info/latyshev/scythica1.html
ИЗ ЛЕТОПИСЕЙ АШШУРБАНИПАЛА
(668—626 гг. до н. э.)
ЦИЛИНДР РАССАМА; СТОЛБЕЦ II, 96—124
М. Straeck, op. cit., II, стр. 167
Гугу, царю Лидии, страны, расположенной у моря, далекой страны названия которой цари, мои отцы, не слышали, открыл Ашшур, мой создатель, имя мое во сне (сказав): «Ноги Ашшурбанипала, царя Ассирии, обними, и ты победишь врагов его именем». В тот же день, когда он увидел этот сон, послал он своего конного гонца, чтобы меня приветствовать, сообщил этот сон, который он увидел, через своего вестника и тот рассказал его мне. С этого дня, когда он обнял мои царские ноги, стал он побеждать киммерийцев, которые нападали на людей его страны, которые не боялись моих отцов и мои царские ноги не обнимали. Полагаясь на Ашшура и Иштар, богов, моих господ, взял он из числа киммерийских начальников, которых он победил, двух начальников, заковал их в цепи, железные оковы и железные кандалы и велел доставить мне вместе с богатым подарком.
Своего конного гонца, которого он постоянно посылал, чтобы меня приветствовать, перестал он затем посылать. Так как он перестал выполнять повеления Ашшура, моего создателя, положился на свое собственное военное могущество и на веление сердца своего и послал свои военные силы на помощь Питамилку, царю Египта, который сбросил с презрением ярмо моего господства...
И вот услышал я это и помолился Ашшуру и Иштар: «Да будет брошен его труп перед врагом и да унесут его кости». Как я молил Ашшура, так и исполнилось: перед его врагом был брошен его труп, и унесли его кости. Киммерийцы, которых он попрал моим именем, пришли и ниспровергли всю его страну. После него воссел его сын на его трон. О злом деле, которое боги, (помощью) которых я силен, совершили отцу, его родителю, после того, как я воздел руки, послал он мне (сообщение) через своего вестника и обнял мои царские ноги (приказав сказать): «Ты — царь, о котором знает бог. Моего отца ты проклял и злое ему уготовил. Меня, раба, который тебя боится, приветствуй, благословляя, и дай мне нести твое ярмо».
Гугу — лидийский царь Гигес (;;;;;), о котором говорит Геродот в I, 8—15, в частности сообщая о киммерийском нашествии, но относя последнее ко времени царствования Ардиса, сына Гигеса.
Питамилку — безусловно тождественен с Псамметихом I (668—610 гг. до н. э.).
Сын и преемник Гигеса, не названный здесь по имени, безусловно Ардис, упомянутый у Геродота (I, 15).
Киммерийские начальники обозначены термином hazan;ti, который часто употребляется в клинописных документах. В Тель-амарнской переписке этим термином обозначаются царьки маленьких государств Сирии, Палестины и Финикии. В ассирийских документах hazanu имеет значение «градоначальник», а иногда «начальник дворца», «надзиратель» (Waterman, op. cit., III, стр. 35). В нашем тексте, по-видимому, имеются в виду племенные вожди киммерийцев. {275/21}
ЦИЛИНДР B, СТОЛБЕЦ IV, 1—5
М. Straeck, op. cit., II, стр. 105
Также я покорил 75 крепких городов Шарати и Парихии, сыновей Гаги, начальника (hazanu) страны Сахи (sa-h_i), отвергавших иго моего господства, (и) захватил их добычу. Их (самих) схватил я живьем своими руками и доставил их в Ниневию, мою столицу.
Штрек вслед за Деличем и Иенсеном сопоставляет Гаги данного текста с библейским Гогом, в земле Магога (Иезек. XXXVIII и XXXIX), т. e. скифов. Сахи, возможно, соответствуют сакам Геродота и ахеменидских текстов. О противоположной точке зрения С. Шиффера, сопоставляющего библейского Гога с лидийским Гигесом, см. выше в примечаниях к тексту Быт. X.
http://ossnet.info/latyshev/scythica1.html

И.Н.Медведская в статье «Периодизация скифской архаики и Древний Восток» по письменным источникам указала эту архаику в 7 веке до н.э., а по археологическим – на несколько веков ранее. В статье «О скифском вторжении в Палестину» она более основательно представила события 7 века по письменным источникам. Но все свидетельства более раннего плана, связанные хотя бы с индоевропейцами проигнорировала.
Геродот девять раз упомнил киммерийцев, причем в восьми случаях они представлены изгоями, их отовсюду изгоняют скифы или лидийский царь Алиатт. Один раз Геродот, правда, сообщил, что киммерийцы дошли до Ионии и захватили Сарды, но тут же сделал существенную оговорку: «Нашествие киммерийцев ... не было длительным завоеванием, а скорее простым набегом для захвата добычи» (I.6, 15). Такое одностороннее толкование скифо-киммерийской истории было, по-видимому, результатом знакомства Геродота только со скифскими (или проскифскими) источниками, особенно героическими преданиями. Киммерийской версии событий ему никто уже сообщить не мог. Даже В. Паркер, показавший, что Геродот знал о киммерийцах гораздо больше, чем рассказал о них в своей «Истории», затруднился назвать причину умолчания Геродота.
Клинописные источники позволяют восстановить реальную картину. Киммерийцы появились в Азии в конце VIII в. до н.э., за сто лет до гибели Ассирии. Скифы известны в Иране не ранее 670-х годов. Они не только не преследуют киммерийцев, но, напротив, выступают совместно с ними. Киммерийцы и скифы, будучи союзниками мидян и маннеев, грабят, например, ассирийские отряды, посылаемые собирать дань; они же совместно совершают военные набеги на ассирийские провинции Бит-Хамбан и Парсумаш.[3]
В конце 670-х годов в Иране вспыхнуло антиассирийское восстание, возглавленное мидийскими вождями. В нем участвовали также маннеи и киммерийцы[4], о скифском участии в восстании сведений нет. Восстание было успешным: не позднее 640-х годов Мидия завоевывает Урарту, затем Персию и становится политическим лидером в регионе. Мидия в союзе с Вавилонией в 612 г. до н.э. разгромила Ассирию. Анализ военных операций Мидии и Вавилонии в 616—613 гг. до н.э. против Ассирии позволяет утверждать, что лидирующей силой в войне была Мидия. Если накануне восстания в 670-е годы скифы и не пытались завоевать Мидию, а предпочли быть ее союзником, то теперь, когда Мидия перешла к завоеванию Ассирии, они и не смогли бы это совершить. Невозможно совместить мидийскую экспансию и скифское господство.
Клинописные источники расходятся с данными Геродота и в оценке политического лидерства скифов. Начиная с VIII в. до н.э. в течение не менее 75 лет на территории от Ирана и Закавказья до Малой Азии в них упоминаются преимущественно киммерийцы. Скифы упоминаются в течение нескольких лет и только в Иране. Объяснять это только отрывочностью источников невозможно. Клинописные источники описывают современные им события и в целом не отражают значительной роли номадов в политической жизни древнего Востока за исключением одного случая, о котором речь пойдет ниже. Тем не менее среди многочисленных врагов Ассирии названы именно киммерийцы.[5]
Очевидно, результатом долгого и повсеместного знакомства носителей аккадского языка преимущественно с киммерийцами является сохранение в нем уже после ухода с исторической арены скифов и киммерийцев этнонима гимирайя. В вавилонских текстах VI—V вв. до н.э. этот этноним становится эквивалентом нового для данного региона этнонима саки, который фиксируется в древнеперсидских и эламских вариантах ахеменидских надписей.[6]
Скифы не названы среди врагов Палестины,[8] тогда как в пророчестве Иезекиила (38:6) о вторжении Гога Гомер упомянут вместе с Гогом как ее враг. Пророчество относится ко времени лидийско-мидийской войны начала VI в. до н.э., когда опасались вторжения малоазийцев в Переднюю Азию. Гог (или Гиг/Гигес) умер в 644 г. до н.э., и в этом пророчестве его имя служит общим обозначением лидийского царя, но и киммерийцы в VI в. до н.э. уже не фигурируют. Следовательно, сочетание Гог и Гомер в пророчестве Иезекиила — это память о реальной опасности для Палестины, существовавшей в VII в. до н.э. Именно это подтверждают клинописные источники.
Киммерийцы- как помним, -  впервые упоминаются в клинописных источниках в царствование Саргона II (719—705 гг. до н.э.). Тогда они действовали на ограниченной территории к югу от Закавказья, в пределах северных границ Урарту.[9] Начиная с 670-х годов они известны на пограничных с Ассирией землях одновременно на востоку (в Иране), севере (в Урарту), западе (в районе Киликии/Хилакку). Но нигде они так долго не присутствовали, как на западных границах Ассирии. Четыре десятилетия киммерийцы тревожили Ассирию и ее соседей в этом районе.
Союзниками киммерийцев в антиассирийских выступлениях здесь были мушки-фригийцы, правители Табала и Киликии. В 679/8 г. до н.э. киммерийцы потерпели поражение в Хубишне, области в Киликии: покорение района Киликии было частью завоеваний Асархаддона на западной границе Ассирийской державы.[10] Около 675 г. киммерийцы в союзе с фригийцами и бывшим владетелем Мелида (областью к востоку от Табала в Каппадокии, в районе совр. Малатьи) Мугаллу угрожали Мелиду, который, видимо, недавно перешел под контроль Ассирии.[11]
Около 670 г. до н.э. киммерийцы вместе с урартами угрожают ассирийскому владычеству в Шубрии, к западу от оз. Ван.[12] После этого киммерийцы перемещаются в Малую Азию. Лет на десять Ассирия получает передышку, хотя она и продолжает интересоваться киммерийцами. Их нападение на Лидию вызвало по крайней мере два посольства Гига к Ашшурбанапалу в 667 и в 666/5 гг. и признание Лидией вассальной зависимости от Ассирии в обмен на помощь.[13] В чем выразилась помощь Ассирии, остается неизвестным, но между 665 и 660 годами в ассирийских анналах сообщается о победе Гига над киммерийцами.[14] И при этом очевидны факты дипломатии Лидии и Ассирии против Гомера.
Получив отпор в Лидии, киммерийцы вновь угрожают Ассирии и, по-видимому, даже захватывают часть ее владений, что следует из письма астролога Аккуллану ассирийскому царю в 657 г. Это письмо описывает уникальную для Ассирии ситуацию, когда за киммерийцами признается великое могущество (kissutu), хотя и временное, по мнению астролога. Такое признание означает, что киммерийцы захватили территории, которые ассирийцы считали своими.[15] По мнению С. Парполы, приводимому А.И. Иванчиком, это могла быть часть Сирии или провинции Куэ.[16] Но не исключено, что это был уже подвергавшийся киммерийским набегам район Мелида в Каппадокии. Именно Каппадокию позднее армяне называли Garnirk.[17]
В любом случае, поскольку киммерийский царь обладает, согласно письму астролога, титулом sar kissati («царь вселенной»), неизбежен вывод, что ему принадлежала определенная часть ассирийских владений. По-видимому, эти владения Ассирия так и не вернула. Иногда о поражениях Ассирии можно узнать, когда в анналах сообщается о ее реванше. В данном случае сообщений об этом не имеется. Но вот признание врагами царя Гомера «царем вселенной» дорогого стоит
Правда, в двух самых последних редакциях анналов IT и Н, составленных соответственно в 640 и 639 годах, сообщается, что киммерийский царь Дугдамми, оказавшись в тяжелом положении, «назад... в свою страну вернулся» или «свое войско и свой лагерь он убрал в город Харцалс» (местонахождение города неизвестно).[18] В таком случае, по-видимому, именно с этой территории киммерийцы снова вторглись в Лидию и в 644 г, до н.э. взяли реванш — убили Гига и разорили Лидию.[19] В 641 г. до н.э. новое противостояние киммерийцев и Ассирии закончилось гибелью киммерийца Дугдамми-Лигдамида.[20] После его смерти нападения киммерийцев на ассирийские границы еще некоторое время продолжались, но успехов они не имели. Об исчезновении киммерийцев сообщает только античная традиция (Геродот, I.16).[21]
Очевидно, что в 70—40-е годы VII в, до н.э. киммерийцы активно действуют на западных рубежах Ассирийской державы, в состав которой среди прочих стран входили Сирия, Израиль, филистимское побережье, Финикия. Это традиционный регион активности северян хотя бы со времен хурритов и хеттов, не говоря уже о господстве скифов в Европе и Азии с 3553 г. до н.э.
Иудея сохраняла независимость. Поскольку угроза вторжения народов севера в сиро-палестинский район на протяжении этих десятилетий периодически обострялась, то и в 620-е годы она была еще вполне реальной. 620-е годы — это начало пророческой деятельности Иеремии, и именно с этим временем исследователи обычно связывают уже скифское вторжение в Палестину. В словах его ранних пророчеств «от севера появляется беда и великая погибель» или «я приведу... народ издалека» и т.п. (Иер. 1:13-14; 4:6, 29; 5:15-16; 6:1, 22-23) находят подтверждение рассказу Геродота. В это время Вавилон, воевавший с Ассирией за свою независимость, еще не представлял угрозы. Реально угрожал Палестине Египет. В пророчествах «север» не был буквальным указанием на стороны света и обозначал любое место, откуда в Палестину могла прийти беда.[22] Например, в дни, когда иудеи отвернулись от истинной веры, Господь сказал пророку «иди и провозгласи сии слова к северу, и скажи: возвратись отступница», и если это произойдет, то «в те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной (т.е. проклятой), в землю, которую я дал в наследие отцам вашим» (т.е. обетованную) (Иер. 3:12, 18). «Север» может указывать и на Египет: «слово Господа, которое было к пророку Иеремии о филистимлянах, прежде нежели фараон поразил Газу. Так говорит Господь: вот поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком» и далее следует описание нашествия египетского войска (Иер. 47:1-2). В 620-е годы уже вырисовывалась и новая опасность — мидийская. Мидия стала новой политической реальностью, достаточно агрессивной, чтобы привлечь к себе внимание пророков. Но, по-видимому, в данном случае опыт прошлого — длительная киммерийская опасность в регионе — использовался пророками достаточно долго: Гомер упоминается еще в VI в. до н.э. у Иезекииля. Опасность и могла быть зашифрована Иеремией в слове «север» в 620-е годы. Только это была опасность не скифская, а киммерийская и не вторжение, а лишь его угроза.
Все эти беды предрекаются Иеремией иудеям и израильтянам за отступничество от истиной веры, за идолопоклонство. Иудейско-Израильское царство, созданное Саулом, Давидом и Соломоном, распалось в 928 г. до н.э.[23] на два царства: южное — Иудейское и северное — Израильское. Тиглатпаласар III, Салманасар V и Саргон II завоевали Израильское царство, превратив его в две провинции — Самарию и Маггиду. Филистимское побережье вошло в провинцию Ашдод, однако Иудее удалось сохранить формальную независимость. С конца 630-х годов начался распад Ассирийской державы, и ее власть в Палестине ослабела. Правление иудейского царя Иосии (639—609 гг. до н.э.) было периодом надежд на возвышение Иудеи и даже на присоединение к ней ассирийских владений в Палестине.
Предполагается, что Иудея начала освобождаться от вассальной зависимости задолго до окончательного распада Ассирийской державы, уже в 640-е годы.[24] Религиозно-политическая борьба за возрождение царства при Иосии, по-видимому, началась уже в 628 г. до н.э., на 12-м году его правления. Она достигла своего апогея на 18-м (622/1 г. до н.э.) году и увенчалась реформой, которой суждено было стать поворотным пунктом в культурно-религиозной и политической истории Иудеи[25]. Суть реформы состояла во внедрении безусловного единобожия и полной централизации культа Яхве в Иерусалимском храме. Помимо чисто религиозного аспекта реформа должна была служить укреплению царской власти и авторитета Иерусалимского храма и помочь внешнеполитическим амбициям Иосии.
Суть происходящего заключалась в следующем. Древнееврейский пантеон был населен многими богами разного ранга и происхождения. В него в частности вошли местные ханаанейские божества Ваал, Ашера и Ашторет/Астарта.* Культ бога Яхве был особенно почитаем у «колена Иуды» и, когда представители этого племени, Давид и Соломон, создали государство, их племенной бог стал главенствовать в пантеоне, вбирая в себя черты и атрибуты других божеств. Но эта монотеистическая тенденция царей и Иерусалимского храма постоянно наталкивалась на упорное противодействие периферийного жречества и местной знати. Так что в конечном счете движение в ту или иную сторону зависело от силы царской власти.
В царствование Манассии (698—642 гг. до н.э.), деда Иосии, возродились ханаанейские и израильские местные культы, расцвело идолопоклонство, апофеозом которого стало установление статуи Ашеры в Иерусалимском храме (2 книга Царей. 21:7). Не трудно заметить, что это возрождение совпадает с активностью Гомера в регионе, где пыталась сохранять влияние Ассрия.
 Манассия был покорным вассалом Ассирии и первым царем Иудеи, который ввел в ней ассирийские, арамейские и финикийские культы. Это вызвало сопротивление, и к концу его царствования в Иудее сформировалась антиассирийская партия, стремившаяся к искоренению чуждых влияний и освобождению от ассирийской зависимости,[26] что и начало осуществляться в царствование Иосии.
Аргумент использования сил народов севера становился в регионе устрашающим.
Благоприятная внешняя ситуация позволила Иосии начать реформу, которая вылилась в беспрецедентную по масштабам борьбу с идолопоклонством: «И повелел царь... вынести из храма Господня все сосуды, сделанные для Ваала и Ашеры и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедров». «И отставил жрецов, которых поставили цари иудейские, чтобы совершать курение на высотах иудейских и окрестностях иерусалимских, и которые кадили Ваалу, солнцу, луне и созвездиям и всему воинству небесному». «И вынес Ашеру из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрову и истер ее в прах, и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где ткали одежды для Ашеры» (2 книга Царей. 23). Поруганию подверглась и Ашторет (2 книга Царей. 23:13; Пар. 7:18). Эти действия Иосии распространились и на Израиль.
Исследователи расходятся в оценке действий Иосии в Израиле. Одни полагают, что его активность там ограничивалась только религиозной деятельностью, другие — что это было уже присоединение практически покинутых Ассирией территорий.[27] Согласно 2 книги Царей (23:15, 19), власть Иосии распространилась на территорию, более или менее совпадающую с территорией провинции Самария. Составленная позднее хроника утверждает, что борьба Иосии с идолами распространилась по всему Израилю вплоть до земли Неффалим/Галилея (2 Паралипоменон. 34:6, 7, 33). Считается, что это утверждение является поздним, тенденциозным расширением географического ареала реформ. Однако нет оснований исключать Галилею из сферы реформ Иосии и считать, что царь не делал попыток овладеть этой территорией, входившей в ассирийскую провинцию Маггиду.[28] В любом случае провинция Маггиду находилась севернее Самарии, но именно там возле г. Мегиддо в 609 г. до н.э. Иосия встретил войско фараона Нехо — и свою смерть.
Реформы, проведенные в одной провинции, могли быть осуществлены и в другой провинции — в филистимской земле Ашдод, где находились города Газа и Аскалон. Намек на насаждение и здесь иудаизма имеется в пророчествах Софонии, который, как и Иеремия, был сторонником Иосии. Его пророчества относятся ко второй половине правления царя. Софония говорит о недостаточности реформы, необходимости дальнейшего искоренения идолопоклонства. В день гнева Господня спасутся только те, кто исполняет его законы. В результате «Газа будет покинута и Аскалон опустеет», «и достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там и в домах Аскалона будут вечером отдыхать» (Софония. 1. 2:3-7). Итак, в Аскалоне и во всем пятиградье будут жить только приверженцы истинной веры. Здесь, очевидно, выражена и конечная цель Иосии — включение этой страны в cвое царство. Действительно, комментаторы Софонии считают реальной экспансию Иосии в Филистию.[29] Кажется уместным привести параллель с событиями конца VIII в. до н.э. Когда другой иудейский царь Езекия (727—698 гг. до н.э.) восстал против Ассирии и начал борьбу с идолопоклонством, первое, что он сделал, — «поразил филистимлян до Газы» (2 книга Царей. 18:8). Но неизвестно, пользовались ли филистимляне поддержкой северян. Как выходцы из «народов моря» - вероятнее всего.
Преследование инаковерующих и разрушения храмов потрясли современников и не могли не остаться в памяти у потомков, тем более что борьба против Ашеры, Ашторет/Астарты и других богов закончилась для Иосии трагической смертью у Мегиддо. Пострадавшие не могли не воспринять его гибель как наказание за содеянное, как месть богини. Память об этом могла сохраниться в храмовых легендах, в частности и в Аскалоне, храмы которого возрождались всякий раз и продолжали действовать все последующие столетия. Геродот (I.105) сообщает, что расспрашивал о святилище Афродиты Урании в Аскалоне, и среди прочего он мог узнать о божественном наказании злодея. Не известно, было ли сообщено ему имя этого злодея (или, может быть, их было много), но примечательно, что Геродот ничего не знает о событиях собственно палестинской истории.[30]
Вместе с тем, как показал В. Паркер, Геродот не мог не знать, в частности, о разрушении киммерийцем Лигдамисом/Дугдамми храма Артемиды в Эфесе, однако «он не был заинтересован» в адекватном рассказе о киммерийском нашествии в Азию.[31] Геродот посчитал эти сведения ложными или неуместными в связи с очевидным для него могуществом скифов ; но ведь кто-то разрушил храм в Аскалоне — если не киммерийцы, то, конечно же, могущественные скифы.
Память об осквернении храмов в Палестине могли сохранить и передать потомкам также иудеи, бежавшие от преследования в Египет и продолжавшие поклоняться там богине неба еще при фараоне Априи в VI в. до н.э. (Иер. 44). Геродот был в Египте, и отголоски этих событий могли дойти до него, хотя имя Иосии или было забыто, или греческий историк, не знавший палестинской истории, не смог вписать его в исторический контекст. Эта варварская, с точки зрения эллина, акция — осквернение храма богини неба — и была приписана варварам-скифам, что увязывалось с представлениями Геродота о проникновении скифов в страны почти всей Передней Азии.
И последнее. Пожалуй, самым точным в сообщении Геродота о событиях VII в. до н.э. является указание имени египетского фараона Псамметиха и его пребывания именно в Сирии Палестинской. Во времена Геродота вся эта приморская область входила в обширную ахеменидскую сатрапию под общим названием Сирия. Указание на ее палестинскую часть свидетельствует о знании Геродотом истории царствования Псамметиха и всего этого периода в целом. При Псамметихе активизировалось проникновение Египта в филистимскую землю, которое закончилось недолгим завоеванием всей Палестины фараоном Нехо после гибели Иосии. Поэтому пребывание фараона за пределами собственно Египта в рассказе Геродота отражает исторический факт. Однако включение этого факта в рассказ о скифском вторжении в Палестину и встрече скифов с Псамметихом не могло соответствовать действительности: положение униженного просителя было невозможным для фараона. Египет играл в это время важную роль, и фараон был в состоянии справиться со скифами, если таковые встретились бы на его пути.
История пребывания киммерийцев и скифов в Азии в изложении Геродота требует сопоставления ее с массой других источников.
Паркер В. О чем умалчивает Геродот. Заметки о передаче сведений о киммерийцах у греческих авторов помимо Геродота // ВДИ. 1998. № 4; Против расширительного употребления этнонима гимирайа в клинописных источниках VII в до н.э. см. Медведская И.?. Заключение по дискуссии // РА. 1994. № 1.С. 129-130; Помимо Таблицы народов скифы еще однажды упомянуты в Библии, в пророчестве Иеремии (51:27) 594 г. до н.э. против Вавилона. Названные им царства скифов, Урарту, Манна находились уже в составе Мидийского царства, которое и представляло угрозу «от севера» (51:48), но не для Палестины, а для Вавилона уже после крушения Ассирии, когда отношения Вавилона и Мидии испортились (Медведская И.Н. Rez.: Zawadzki S. The Fall of Assyria and Median-Babylonian Relations in Light of the Nabopolassar Chronicle // Uniwersytet im. Adama Mickiewicia w Pozhianiu, Seria Historia NR 149. Poznan, Delft, 1988 // ВДИ. 1992. № 1. C. 230-231. Прим. 5);
Предположение о рейдах киммерийцев в это время в более южные земли, а именно в Манну, основано на единственном тексте, в котором этот топоним восстанавливается: Lanfranchi G.B., Parpola S. The Correspondence of Sargon II. Pt II // SAA. 1990. V. № 145; Иванчик А.И. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII—VII веках до н.э. М., 1996. С. 60-62. Свод текстов 7А (далее — сокращение С), с. 8, 9. В прим. 9-13 ссылки на литературу по вопросу см. в работе А.И. Иванчика.
Дьяконов И.М. Киммерийцы и скифы на древнем Востоке // РА. 1994. № 1. С. 109.;В начале VI в до н.э. засвидетельствован наем киммерийцев в воинские подразделения Тира; Diakanoff I.M. Naval Power and Trade of Tyre // Israel Exploration Journal. 1992. 42. P. 169, 181, 174. Not. 34; Иез. 27:11.;Mem. Imperialism and Religion; Assyria, Judah and Israel in the Light and Seventh Centuries B.C.E. // Society of Biblical Literature. Montana, 1974. 19, P. 71.
См.: статью: Вестник древней истории, №2, 2000 г.
(исправления, приведенные в № 4, 2002 г., внесены в текст без дополнительных комментариев). http://annals.xlegio.ru/blacksea/skif_pal.htm

http://a-pereswet.livejournal.com/73227.html
Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию*
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/psy-voiny.htm
"Неисторические" Нахчи Джамбулат Сулейманов
Лигдамис Лигдамис (Тугдамми, Дугдамме) – царь ушедших из Приазовья киммерийцев, который в 7 веке до нашей эры играл заметную роль в политических событиях времен войн Урарту, Ассирии, Египта и ряда соседних стран. Один из реальных северных властителей, образ которых суммирован библейским князем Рошем. Активность северян на юге отражена хотя бы появлением в Малой Азии около 8 тыс. до н.э. аналогов прибалтийской свидерской культуры. По библии, Гомер (киммериец) был первым сыном Иафета, а сыном самого Гомера признается Аскеназ (Скиф). Созвучное имя Лигдамид (его признают вариантом ононима Лигдамис) имел в середине 6 века соратник афинского тирана Писистрата, который привлекал на службу себе и наемников из Фракии. Имя Лигдамис носил и правитель Гиликарнаса (ныне Бодрум: Турция) 5 века дон.э. , внук знаменитой Артемисии. Она направила свой небольшой флот на помощь Ксерксу, при этом несколько кораблей царицы были признаны гвардейскими. Позже Галикарнасом правил царский сын Писинделис, а затем внук - Лигдамис. Лигдамис казнил известного поэта той эпохи Панасиса, двоюродного брата Геродота. Во многом из-за Лигдамиса Геродот покинул Галикарнас, но затем вернулся, чтобы свергнуть жестокого правителя. Сохранилась надпись времён Лигдамиса, из которой следует, что при нём существовало городское самоуправление, и Салмакис, карийское поселение на акрополе, ещё не вошло полностью в состав Галикарнаса. Созвучные имена известны и в другие периоды истории.
Традиции северного наемничества
Традиции северного наемничества, известные Шумеру и Ассирии, ряду других азиатских стран, неизбежно продолжались и в античных греческих городах. Э.Д.Фролов Скифы в Афинах (по изображениям на аттических черно- и краснофигурных вазах). Например, следы присутствия скифов в Афинах отчетливо обнаруживаются почти со времен киммерийского царя Лигдамиса. Это отражают многочисленные афинские черно- и краснофигурные вазы той поры, одним из мотивов росписи которых является изображение скифского стрелка из лука. Одним из первых примером признается ваза Франсуа - чернофигурный кратер работы Эрготима и Клития (около 570 г. до н. э.), украшенный несколькими поясами изображений на темы сказаний об Ахилле (царе Скифии) и Тесее (противнике амазонок). На верхнем поясе, в сцене охоты на Калидонского вепря, наряду с другими воинами изображены три лучника в характерных "скифских" остроконечных шапках, с приписанными рядом именами Eurymachos, Kimmerios и Toxamis, из которых первое - чисто греческое, но два других - варварские, определенного, так сказать, скифо-киммерийского извода. На последующих вазад скифо-киммерицев изображают уже подробнее - в остроконечной шапке, в коротком полукафтане и длинных штанах, плотно облегающих тело и нередко расшитых каким-либо орнаментом, с колчаном на левом боку, с луком, а иногда и топориком (sagaris) в руках. По аналогии с фракийцами, допускается присутствие скифских наемников на службе древних афинских тиранов - Писистрата и его сыновей. Интересно творчество афинского вазописца, мастера росписи в основном на краснофигурных сосудах, который подписывал свои рисунки именем Скиф (между 520 и 505 гг. до н. э.). В имени (или прозвище) этого мастера есть скифская нота в жизни ранних Афин. Письменная традиция подтваерждает существовании в классических Афинах и государственных рабов-скифов, выполнявших функции полицейских. При Писистратах Мильтиад I (симпатизировавший скифам) из аристократического рода Филаидов основал собственное княжество на Херсонесе Фракийском. Племянник Мильтиада I по отцу, Мильтиад II, с помощью Писистратидов захватил власть на Херсонесе и содержал 500 наемников, часть которых могла быть фракийцами (Herod., VI, 34—39), да и скифами. После смерти Писистрата (528/7 г.) при его преемниках ситуация в Афинах в силу известных обстоятельств изменилась в худшую для них сторону. После свержения спартанцами Лигдамида и гибели Поликрата (523 г.), а также утраты фракийских владений в результате персидской экспансии сократилась сфера внешнего влияния афинских тиранов. http://aldanov.livejournal.com/76868.html И становятся все более известны скифы, выполняющие в Афинах полицейские функции, находящиеся на государственной службе. Они могли бы быть потомством наемников или самими наемниками. Поскольку служба эта почетной не была, скифов перестали изображать на вазах . Но они стали частью трагедий и комедий. Во времена Аристофана (425-410 гг) скифов было уже около 1000. Аристофан подчеркивает примитивные черты скифа-стражника, его грубость, тупость и низменные инстинкты. Но такова была служба. Северяне поддерживали порядок, по соответствующему приказанию осуществляли арест, вязали или забивали в колодки, а также доставляли в тюрьму людей, в чем-либо провинившихся перед государством. В качестве вооружения у них были луки и небольшие мечи.
По оценкам Э. Фролов: «И приобретение, и содержание этих служителей обходилось Афинскому государству недешево. Если вслед за А.Бёком принять, что минимальная цена такого раба должна была равняться 3 минам, то одноактное приобретение 300 скифских лучников должно было обойтись Афинскому государству в 15 талантов, а 1000 человек - в 50 талантов. К этому надо добавить какую-то сумму на их экипировку, допустим, по 50 драхм на человека; это составит 2,5 таланта на первоначальный корпус и 8,3 таланта - на последующий, доведенный до 1000 человек. Затем, если опять-таки согласиться с Бёком, что на содержание каждого такого лучника государство должно было тратить минимум 3 обола в день, то содержание 300 скифских лучников должно было обходиться казне в 9,1 таланта в год, а 1000 человек - в 30,4 таланта. Наконец, ежегодно требовалась какая-то сумма для возмещения естественных кадровых потерь; при приблизительной оценке этих потерь в 2,5% от всего состава, на дополнительное приобретение каждый год 15 человек (при общем количестве 300) требовалось еще 0,75 таланта, а на приобретение 25 человек (при общем количестве 1000) - 1,25 таланта. Иными словами, помимо основной затраченной суммы примерно в 17,5 или даже (с учетом последующего увеличения корпуса скифских стрелков) 58,3 таланта, Афинское государство должно было тратить на полицейскую службу скифов до 10 или даже 32 талантов в год, что составляло при ежегодных государственных доходах в 1000 талантов (накануне Пелопоннесской войны, Xen. Anab., VII, 1, 27) cоответственно до 1 или 3,2%, а при доходах в 2000 талантов (в 422 г., Aristoph. Vesp., 660) - до 0,5 или 1,6%, - затрата, которую Афинский полис мог позволить себе без особых затруднений, лишь пока он находился на вершине могущества и, за счет поступлений от союзников, располагал богатой казной».35 Понятно, что от таких затрат на наемников со временем пришлось отказаться. Но северяне как наемники приглашались в Египет и Македонию, выходцы из Скифии пришли к власти в Парфии, Бактрии и еще ряде стран. Затем они известны на службе Риму, а с конца 4 в.н.э. даже составляли гвардию Византии. http://aldanov.livejournal.com/76868.html
Лигдамис как "царь вселенной"
По оценке В. Паркера, поздние классические авторы располагали более верными в своей основе сведениями о киммерийцах, чем Геродот. Это доказывается примерами из Страбона. Предводителя киммерийцев он прямо называет Лигдамисом. Из синхронных ассирийских документов известно, что во главе киммерийцев в середине 7 в. н.э. стоял Дугдамме. Полное тождество двух форм определено известным чередованием д/л —в виду лувийского "dl" или просто списка различных примеров такого чередования в анатолийских языках. По Страбону, Лигдамис в конце концов был убит в Киликии. [с.95] Опять-таки из ассирийского текста мы узнаем, что Дугдамм потерпел какую-то неудачу в Юго-Восточной Анатолии и умер там. При этом о Дугдамме здесь говорится как о правителе саков (т.е. скифов) и гутиев (букв.: население горных районов к северо-востоку от Месопотамии, но в этот период слово, возможно, обозначало просто «варвары»). Здесь может быть отражение очень глубокой исторической памяти, так как гутии стали тревожить Аккад еще в 3 тыс. до н.э. Страбон отмечает, что треры (которых он связывает с киммерийцами8) в конце концов были разбиты скифами. Треры были одним из многочисленных фракийских племен. Случилось так, что редкая трехслоговая форма их названия (;;;;;;;) сохранилась в цитате из ионийского поэта VII в. до н.э. Каллина, приведенной византийским лексикографом. Треры вполне могли быть увлечены на юг натиском киммерийцев. В 714 г. до н.э. киммерийцы нанесли сокрушительное поражение войску Урарту. В битвах с киммерийцами пали цари Фригии и Лидии, а ассирийцы искали союза сними. Превосходство киммерийцев перед лучшими армиями Передней Азии было очевидно – вероятно, со времен Плина и Сколопита их тактике основывалась на создании массового легкого конного войска практически без обоза. Такое войско было очень подвижно, а при большой дальнобойности и пробивной силе киммерийских стрел постоянно держалось на безопасном расстоянии от противника. Допускают, что превосходство киммерийского войска образно отразила и Библия: "Не будет в нем (народе, дальнем от края земли) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимается с чресл его, и не разорвется ремень у сандалей его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его как вихрь". Киммерийцы в 679/678 г. до н.э. вторглись в Ассирию. Через три года вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам. Бесчинства киммерийцев привели к тому что Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии. В битве с ними лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионийские города. По сообщению Стефана Византийского киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город назывался тогда Киммеридой.
Лишь направленные Ашшурбанипалом скифские отряды под предводительством Мадия разбили киммерийцев, которых тогда возглавлял Лигдамис и его сын Сандакшатру. Победа скифов над киммерийцами привела к поселению киммерийцев в Каппадокии и у города Синопа на южном берегу Черного моря. В конце 7 в. до н.э. лидийский царь Аллиат нанес им окончательное поражение. Но более чем за век присутствия в Малой Азии киммерийцы неизбежно оставили здесь генетико-биологические линии: детей, внуков и правнуков, интегрированных в другие народы. Лигдамид мелькнул на политическом небосклоне 7 века сравнительно быстро, но оставил о себе долгую память. Даже в 4 веке в письме Лисимаха, царя Македонии, можно было прочесть: «После этого (приенские послы) согласились, что когда Лигдамис вторгся в Ио[нию со своей а]рмией, прочие (кроме приенцев, поселенцы оспариваемых земель) покинули страну; в частности, сам[осцы] переселились [на о]стров (Самос). Но этот Лигда[мис, [с.97] который вл]адел (землей) три (?) [года], вернул им те же самые наделы, в то время как приенцы [получи]ли (их)». В конце сохранившейся части письма мы читаем о самосских послах: «Они [согласил]ись, что после [вторжения] Лигдам[иса] и остававшиеся, и они сами [покинули страну, но что они отправились н]а остров»21. Вторжение Лигдамиса служило вехой в этом пограничном споре, и самосцы, и приенцы приводили Лисимаху ученые доказательства, касающиеся роли этого события в истории ионийцев. Здесь опять одно из свидетельств важности киммерийского вторжения для ионийцев, где одним из главных городов был Милет. Античный автор Каллимах торжественным языком повествовал, как разнузданный Лигдамис нанес оскорбление городу Артемиды и как богиня вскоре отомстила Лигдамису, которому не суждено было вернуться домой23.. Из других источников известно, что Лигдамис сжег храм Артемиды. Храм Артемиды в Эфесе (основанном амазонками, происходившими из скифов) был самым знаменитым святилищем богини. И его разрушение Лигдамисом может быть свидетельством его противодействия именно натиску скифов, изгнавших киммерийцев из Северного Причерноморья. Получив отпор в Лидии, киммерийцы угрожают Ассирии и захватывают часть ее владений, что следует из письма астролога Аккуллану ассирийскому царю в 657 г. За киммерийцами признается великое могущество (kissutu), пусть и временное. Киммерийцы могли взять под контроль часть Сирии или провинцию Куэ, да район Мелида в Каппадокии. Именно Каппадокию позднее армяне называли Gamirk' . Киммерийский царь обладал, согласно письму астролога, титулом Sar kiSSati ("царь вселенной"), что подтверждало принадлежность ему определенной части ассирийских владений. В начале нашей эры цари Боспорского царства тоже подчеркивали, что они «цари великие» и «цари царей», тем самым вспоминая очень ранние традиции киммерийских правителей Приазовья. Лишь в двух самых последних редакциях ассирийских анналов IT и Н, составленных соответственно в 640 и 639 годах, сообщается, что киммерийский царь Дугдамми, оказавшись в тяжелом положении, "назад... в свою страну вернулся" или "свое войско и свой лагерь он убрал в город Харцале" (местонахождение города неизвестно)18. Но именно с этой территории киммерийцы снова вторглись в Лидию и в 644 г. до н.э. взяли реванш – убили Гига и разорили Лидию19. В 641 г. до н.э. новое противостояние киммерийцев и Ассирии закончилось гибелью киммерийца Дугдамми20. После его смерти нападения киммерийцев на ассирийские границы еще некоторое время продолжались, но успехов они не имели. Об исчезновении киммерийцев сообщает только античная традиция (Геродот. I. 16)
Образ Лигдамиса важен при изучении внешней политики Киммерии и Скифии в 8 – 7 вв. до н.э.
Александров М.А. Наемники на службе у тиранов в архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.)//Античный полис. Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. СПб., 1995 С.В.Махортых Киммерийцы //http://crimeaveb.narod.ru/History/Kimmeriya.html В. Паркер О ЧЕМ УМАЛЧИВАЕТ ГЕРОДОТ. ЗАМЕТКИ О ПЕРЕДАЧЕ СВЕДЕНИЙ О КИММЕРИЙЦАХ У ГРЕЧЕСКИХ АВТОРОВ ПОМИМО ГЕРОДОТА http://ancientrome.ru/publik/parker/parker01.htm И.Н. Медведская О СКИФСКОМ ВТОРЖЕНИИ В ПАЛЕСТИНУ http://kladina.narod.ru/medvedskaja/medvedskaja.htm

Вероятно, с гибелью Лигдамиса страна Гомер вскоре прекратила свое существование. Есть вероятность, что знавший историю «царь вселенной» хотел как бы возродить в этом регионе Хеттию или Митанни. Но обстановка существенно изменилась. И ведущую роль в представлении интересов северных народов стали играть скифы с характерной для них дипломатией.
Хотя и им грех было бы забывать Плина и Сколопита, Сагила и Панасагора, Таная и иных своих ранних героев. Не говоря уже о Таргитае, Арпоксае, Липоксае, Колоксае...

Стоит заметить, что примерно в этот период в Лидии начали чеканить (отливать ?) первые в мире круглые монеты. На землях Скифии тогда предпочитали в качестве денег бронзовые наконечники стрел (подробности в Интернете).