Френсис Дрейк. Вторая история розовой подвески

Бовари
     - Ее величество соизволит сейчас принять ваше превосходительство, - церемонно произнес вошедший, наконец, в приемную дворецкий.
     Дрейк улыбнулся, пробежался пальцами по жемчужным пуговицам парадного небесно-голубого дуплета, поправил свой короткий фламандский воротник.
     - Его превосходительство адмирал сэр Френсис Дрейк, - возвестил дворецкий низким, хорошо поставленным голосом, открыв высокие двери  орехового дерева.

     -  Чтоб вы провалились, сэр Френсис! Что это вы вечно летите к нам со всех ног? Что это вы постоянно приносите нам тревожные вести и рассказываете небылицы о заговорах и предательствах? – «поприветсвовала» Дрейка Елизавета и тут же обратилась к присутсвующему в комнате важному седобородому господину:
     - Милорд Беркли, знаете ли вы кого нибудь более одержимого ненавистью к испанцам?

     Сэр Френсис переждал, пока королева насладится своим  ироничным диалогом с Беркли. Лишь блеск маленьких ярко-голубых глаз и побелевшие пальцы,  сжавшие эфес шпаги, выдавали его нетерпение.
      Однако, не прошло и полминуты с того момента, как адмирал начал свой рассказ, и насмешливое выражение исчезло с лица королевы. Пятна румянца проступали даже через толстый слой пудры.

     Около сотни английских торговых судов были задержаны  в испанских портах Бискайского залива. Груз захвачен, экипажи арестованы, корабли конфискованы и наиболее крепкие переоборудованы и присоединены к военному флоту Испании.

     Редко кто удостаивался чести слышать как Елизавета I, королева Англии с горячностью и изощренностью, подобно портовой шлюхе, выкрикивает ругательства в адрес своего «дорогого кузена», короля Испании Филиппа II.
     В припадке бешенства королева швырнула попавшуюся ей под руки  хрустальную безделушку, которая, разбившись о панельную стену, осыпала осколками голову стоявшего неподалеку лорда Беркли.

    - Черт побери, сэр Френсис, — голос ее был резким и срывался на фальцет, — сегодня же начинайте готовить ваши корабли к походу.
     Елизавета внезапно замолкла и продолжила уже спокойно - И вот еще что, сэр Френсис... Оставьте нас, Беркли, - приказала она притихшему лорду и, дождавшись, когда он поспешно вышел, продолжила:

      -Я хочу вам даровать одну вещь, которую я храню долгие годы как знак победы над католическим  вероломством, - Елизавета подошла к комоду красного дерева, многочисленные ящички которого были украшены искусной резьбой. Открыв один из них, она взяла в руки подвеску из розового кварца, размером с небольшую сливу. Немного помедлив, королева протянула подвеску вставшему на одно колено и склонившему голову адмиралу.

     - Сэр Френсис! Призываю вас нанести этому предателю удар в самое его  уязвимое место, и такой силы, чтобы он его никогда не забыл! Разоряйте прибрежные города моего благородного  кузена, топите или захватывайте его суда, чтобы этот иуда молил о прощении, возместил все убытки и возвратил вероломно присвоенные им мои суда, их грузы и экипажи! И да поможет вам Бог!
 
     Этого момента Френсис Дрейк ждал долгих пять лет! С того самого дня, когда в 1580 году легендарный теперь корабль его «Золотая лань» бросил якорь в Плимуте, завершив второе в истории человечества кругосветное путешествие. Путешествие, принесшее королеве Елизавете 500 тысяч фунтов стерлингов. Сумму, превышающую годовой доход королевской казны! Путешествие, сделавшее старшего сына  бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка, Френсиса, одним из богатейших людей Англии и – неслыханная честь! – рыцарем и адмиралом.  Королева лично поднялась на палубу «Золотой лани» и коснулась драгоценной шпагой плеча преклонившего колено капитана Дрейка.

     Однако сытая жизнь сэра и достопочтенного гражданина Плимута тяготила капитана-авантюриста. Соленое дыхание Океана  будоражило. Гребни волн дразнили и звали за собой.
     Получив королевское "добро", в рекордно короткие сроки собрал Дрейк флотилию из небольших маневренных кораблей и двинулся к берегам Испании. И где бы не появлялся «дьявол Дрейк», ему сопутствовала удача! Десятки разоренных городов и сотни захваченных судов в Испании и Карибах.
     Напрасно требовал разъяренный Филипп II извинений и возмещения ущерба у английского трона! Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

   И все таки Филиппу II за несколько лет удалось собрать «Непобедимую Армаду» - военный флот, не знающий себе равных! 130 тяжелых и прекрасно вооруженных кораблей под командованием герцога Медины 29 мая 1588 года вышли из лиссабонской гавани и взяли курс на север, к Ла-Маншу.


     Дьявол Дрейк играл в шары, когда ему донесли о приближении «Непобедимой армады» к  Корнуоллу. Услышав эту новость, он, притронувшись к неприметной розовой подвеске, прикрепленной к его перчатке, произнес: «Сперва закончим игру. Мы еще успеем разбить испанцев».
     Ведь недаром слава о неизменно сопровождающей его удаче разнеслась далеко за пределы Англии. Недаром тысячи искателей приключений мечтали попасть в команду капитана, «умевшего»  вызывать туманы, наполнять паруса попутным ветром и обрушивать смертоносные волны на вражеские корабли. Поговаривали, что Френсис Дрейк продал душу дьяволу взамен на волшебный камень, дающий ему власть над погодой и людьми. Капитан Дрейк лишь загадочно улыбался,  и еще крепче сжимал в ладони розовый кварц.

     Надо ли говорить, как бесславно погибла «Непобедимая армада» Филиппа II?  Лишь половина судов, сильно потрепанных в сражениях и штормах – таких неожиданных в это время года в этих широтах! – вернулась в Испанию.

     Испания так и не оправилась после столь сокрушительного поражения  своего флота. С этого момента начинается история Англии как могущественной морской державы.

***


     В октябре 1588 года, через несколько месяцев после победы над испанцами, капитан Дрейк в бешенстве метался по палубе своего флагмана. Подвеска, его драгоценная подвеска, его волшебная подвеска, амулет и оберег, давшая ему все, о чем он только мог мечтать – пропала! Поутру вместе с подвеской недосчитались и одного из кораблей флотилии Дрейка, капитаном которого был отчаянный датский корсар Карстен Роде. Снаряженная было за Роде погоня увязла в густом тумане , опустившемся в тот день на Плимут и прибрежные воды.


     Словно частичку самого себя потерял храбрец и счастливчик Френсис Дрейк.  Предпринятый им вскоре поход на Лиссабон не принес ожидаемой прибыли. Более того, казна понесла убытки. А королева Елизавета, известная своей скупостью, такого не прощала. Лихорадочно собирает Дрейк новую экспедицию, на этот раз за океан, к берегам Америки. Словно жаждал капитан на просторах Атлантики, вдохнув ветер свободы и приключений, вновь поймать за хвост капризную, но так всегда к нему благоволившую, удачу!

     Однако этот поход стоил Френсису Дрейку жизни. Непогода и болезни преследовали англичан. На этот раз самому «дьяволу Дрейку» пришлось склонить голову перед судьбой. Болезнь не пощадила  и его. Почувствовав приближение смерти, сэр Френсис, попросил слугу одеть его в парадные одежды. Поддерживаемый под руки, бледный и изможденный дизентерией, вышел великий капитан на палубу своего корабля. Правая рука его ощупывала отворот перчатки, как будто пытаясь найти всегда прикрепленную к ней подвеску из розового кварца. Но вот безвольно упали руки. И тело легендарного капитана слуги опустили на вылизанные океаном доски палубы. Холодно и неприветливо было утро 28 января 1596 года. Утро смерти сэра Френсиса Дрейка.

А розовая подвеска тем временем уже покоилась в одной из шкатулок с драгоценностями русских царей. Неприметная и не имеющая особой ценности безделушка.