566 километр. Дракон. Форма одежды N8

Виктор Ковтуненко
566 километр. Дракон. Форма одежды №8.

1. В Советской Армии существовало понятие «форма одежды», градация шла от №1 (почти раздетый) до №4 (полностью одетый, шинель, шапка и т.д.). В лексиконе фигурировала еще «форма одежды №8, что найдем, то и носим».
2. Солдату полагалась «парадная» форма, повседневная и подменная. Повседневное х/б,  отношенное полгода, превращалось в подменное.

Когда я попал на «Дракон», старшина выдал мне новую х/б (в честь этого я был сразу отправлен в наряд по роте, см. предыдущую историю). Старые лохмотья (8 месяцев эксплуатации это вам не шутки) забрал. Больше я мое первое х/б не видел.
Через неделю после моего появления на «Драконе» начались регламентные работы №4, фактически годовой капремонт технических средств связи. Работы полно, естественно не всегда чистой. Иду к старшине – требую выдать подменку.   Старшина копается в своих запасах и выдает нечто подходящее по размеру. Воистину – форма №8. Китель из вискозной ткани «стекляшка», темно зеленого цвета. Крючка на воротнике нет, пуговицы на рукавах отсутствуют (не страшно, рукава закатаем), на одном погоне отсутствует буква «А», осталось только «С», на втором – буквы вырезаны все. Буквы вырезались в качестве шаблонов для дембельских штучек. Галифе под стать кителю. Ушитые до состояния балетных пачек (в первый раз еле  натянул, потом немного разносились), светло-желтого цвета.  Явно сняты с какого-то  потерявшего чувство реальности и меры «деда». Для получения светло-желтый цвета (верх армейского шика) использовалась нехитрая технология стирки в  растворе «хлорки».
Ко всему надо добавить, что нога у меня еще не зажила. Приказ командира: «В сапогах – на разводе и в столовой, все остальное время в тапочках». А тут еще «стодневка» до Приказа началась. К «стодневке» на «Драконе» существовала еще одна «ужасная дедовская» традиция: «распускание».  Заключалась в том, что прослужившему полгода «слону» один дедушка отпускал "бобоны", а второй в это время – расстегивал крючок под горлом и верхнюю пуговицу, отпускал ремень до такой степени, что он еле держался. И вот так ходить до Приказа. Сделали замечание – застегнулся, подтянулся, прошел – расстегнулся, ремень отпустил.
А теперь представьте мой вид – высокий, худой (таким и остался, не смотря на все «кормления»), темно зеленый китель с дырявыми погонами, рукава закатаны, ворот расстегнут, подворотничка нет, ремень сами понимаете где. Балетные пачки, теперь уже черные с желтыми «лампасами» и тапочки. И вот «это» разгуливает по части. Жалко фото нет.
Однажды у офицера отдела регламента и ремонта «Дракона-1» ст. лейтенанта Вашнева нервы не выдержали. Вашнев – фигура колоритная. Здоровенный мужик, похожий на добродушного медведя. С немалым чувством юмора. Подходит он ко мне в техздании (ТЗ) и начинается следующий диалог:
- Товарищ солдат, что это у вас за вид.
- Нормальный вид, товарищ старший лейтенант.
- А что это у вас за китель, почему на погонах только буква «С», войска «СС» что ли?
- Не знаю, такое старшина дал.
- Погоны перешить надо.
- Старшина сказал: «Погон – нет»
- А что это за штаны на вас?
- Тоже старшина дал.
- А почему воротник расстегнут, ремень на я..х?
- В уставе написано: «Во время выполнения работ разрешается расстегнуть крючок и верхнюю пуговицу, ослабить ремень»
- И это «ослабленный ремень» ???!
- Да, ослабленный.
- А почему в тапочках везде ходите, остальные из ТЗ выходят -сапоги одевают.
- Командир запретил ходить в сапогах.
- Ладно, а почему вы не подшиты?
- Так подворотничков не хватает, есть один на повседневной форме. (С подшивой действительно туго было, из простыней вырезали куски. Старшина не мог понять: куда простыни деваются?).
- Ну, так перешейте на рабочую.
- Если я буду перешивать - на работу времени не останется. Только перешивать успевай.
- А где вы ходите в повседневной форме?
- В роте.
- А что вы там делаете?
- Сплю.
После такого «содержательного» диалога Вашнев машет рукой – тяжелый случай.
Проходит дня два, начали делать ограждение вокруг антенного поля, я в той же форме хожу, крашу столбики. В руках банка с краской, губка. Хожу не спеша, крашу тоже. А куда мне спешить – дембель далеко. Смотрю, на крыльце ТЗ стоит несколько солдат и Вашнев. Вашнев показывает на меня, что-то говорит, дружный смех. Потом ребята рассказывали, Вашнев показывает на меня и говорит: «Вот бы этого воина сфотографировали и напечатали в американском журнале с подписью «Советская военная угроза».
Вот такая форма №8 на Драконе.

На фото: техздание Дракона. Видно крыльцо, столбики, возможно их я и красил. Фото из архива http://www.trrlsever.org/SEVER/trrl_sever.html

предыдущую главу http://www.proza.ru/2009/08/11/261
следующую главу http://www.proza.ru/2009/08/13/389