Z-триз. дискуссия. 6. в. сорокин -4- ю. тамбергу

Виктор Сорокин
***

Ю.Г.Тамбергу
Здравствуйте, Юрий!

Время чрезвычайно замедлилось, вот и пишу Вам письмо лишь через год с лишним. Борьба за хлеб насущный почти не оставляет времени для действительно полезной работы. А какие могут быть письма, если нет существенных результатов?!.

(…)
…В свободные секунды различные идеи обтачивались, тысячекратно просматривался логический остов Z-мировоззрения. Центральной его сутью считаю сомнение. Именно оно определяет принципиальное отличие нового или будущего человека. Несомневающийся человек истинность исходных аксиом принимает на веру. Эти аксиомы превращаются в догмы и мифы, не подлежащие переоценке. Несомневающийся человек считает самого себя, свое я абсолютным совершенством. При строгой придирчивости я за свою жизнь встретил лишь трех [заведомо] сомневающихся (хоть в какой-то степени) людей – это мои бабушка, мама и жена. Границы развития несомневающегося человека предопределены, и они очень узки. Речь идет именно о развитии, ибо есть люди с высокими моральными и интеллектуальными характеристиками, но, будучи несомневающимися, они так и остаются на своем уровне развития.
 
Я как-то не обнаружил в ТРИЗ четкого признания достоинства принципа сомнения. Отсюда и заведомая самоограниченность (в том числе и интеллектуальная) этой системы мышления.
 
Сомнение есть сторонний критик, постоянно побуждающий выбирать наилучшее решение на любом уровне поведения, и, что очень важно, на самых высоких уровнях управления (в сознании). В зависимости от качества этого уровня управления эффективность человеческого труда может изменяться на 5-6 порядков. Во сколько раз ТРИЗ делает могущественнее интеллект изобретателя, во столько добротная теория управления делает эффективнее ТРИЗ. По существу, это совершенно иное состояние сознания, для которого почти не существует интеллектуального барьера – дело стоит лишь за временем и за исходной материально-финансовой базой. Последняя, увы, одним интеллектом не создается.

Но функция сомнения всего лишь судейская, предостерегающая от косности мышления. В сомнении нет энергии. Само по себе сомнение не заставляет человека двигаться в каком-то направлении. Хорошо организованное сознание должно иметь сходство с хорошо организованным обществом – он должно иметь четыре органа: представительный, законодательный, исполнительный и судейский.

Функции представительного органа это выставление своего я и налаживание отношений с другими людьми. Законодательный орган это целеполагание. Судейский это сомнение.

Энергия находится в исполнительной органе, этот орган заставляет человека двигаться к цели. Во главе исполнительного органа стоит совет министров во главе с премьер-министром. Вот этот премьер-министр и должен быть специалистом по управлению высоким уровнем сознания (до этого, правда, сегодняшнее общество не доросло: премьер-министра назначает президент, который [сам] ничего не смыслит в деле управления, а потому должность премьер-министра достается весьма посредственному специалисту в области управления).

Но когда мы выбираем премьер-министра для себя, нам нет смысла себе лукавить, и нужно быть круглым дураком, чтобы отказаться от толкового премьер-министра. (Беда же состоит в том, что будучи самодовольными, люди не выбирают себе премьер-министра, а довольствуются тем премьер-министром, который в их голове сложился естественным, неуправляемым [им самим] путем.) Поэтому новый человек, Z-человек, должен освоить методы гибкого и эффективного управления своим сознанием, а самое главное – научиться управлять этим управлением, развивать его.

Человек, который отказывается развиваться хотя бы в одной из сфер – этической, интеллектуальной и управленческой – обрекает себя на стагнацию во всех сферах. Этого ТРИЗ пока не осознала...

Отсюда вытекают и ключевые задачи Z-воспитания: доброта (хотя бы к себе подобным), сомнение и вечный поиск совершенства и стремления к его реализации. Теория реализации цели позволяет легко найти конкретные формы воспитания.
Вот мои сиюминутные представления о Z-движении. В ближайшее время надеюсь вернуться к диалогу с моими оппонентами.

С наилучшими пожеланиями,
ВИКТОР СОРОКИН
Париж, 19 марта 1996 г.