Чье сердце слышит ДНК?

Вера Арнгольд
Личные впечатления от концерта классической музыки


Эти заметки я решила написать для тех, кто не ходит на концерты классической музыки, считает их неинтересными и скучными. И зря так считает. Мир настоящей музыки настолько богат, что его нельзя ограничивать только прослушиванием популярных песенок по радио, вы сами это поймете. Солнечные звуки Моцарта, Гайдна, праздник и тайна Рахманинова и Чайковского. А новая музыка? К примеру, вы – не биолог, но когда-то в школе учили про генетику, наследственность и так далее. Думаю, вам тогда легко будет услышать ДНК. Я не оговорилась, именно услышать. А ощутить общую составляющую большой Корпорации или Компании слабо? Тем паче, если вы работаете в такой же, кем вы себя там ощущаете, винтиком или важной шестеренкой? Это тоже можно услышать через музыку. По-моему даже тем, кому трактор уши отполировал.
Ну ладно, по порядку. Я была на концерте классической музыки в областной филармонии под названием «От барокко до авангарда» в исполнении нашего оренбургского камерного оркестра. Привлек и чудесный дуэт москвичей отца и сына Иваненковых – Александра и Егора. Прекрасные мастера, скрипачи, композиторы и люди, тонко чувствующие музыку, вернее пропускающие ее через себя, ну, скажем так, словно Ихтиандр, который вроде бы приспособлен жить на суше, но без воды жизни себе не представляет. Недавно один мой знакомый, немного чудаковатый человек, очень любящий Толкиена, провел градацию знакомых  через призму: кто есть кто по системе «Властелина колец». Были и гномы, и гоблины, а вот Иваненковы оказались эльфами. Действительно, стоит взглянуть на них, на вдохновенную манеру игры и увидишь, словно воочию, трепещущие тонкие крылья за спиной. Папа в развевающейся черной блузе, с седой головой – одуванчиком, и красавец сынок, которому место не только на сцене, но и на подиуме.
Если честно, я себя уговариваю идти на концерт. Почему-то всегда на этот день намечается какая-то туча неотложных дел, какие-то внезапные визиты и деловые звонки, которые отложить из-за своего личного удовольствия просто грешно. Вот и в этот раз я опоздала, пришла, как тать, украв почти 20 минут концерта. Пропустила праздничную толчею в холле, где все разглядывают друг друга, прогуливаясь по мрамору, приятную суматоху с поиском своего места, долгое ощущение бархатистости красного плюша на стульях, постепенное угасание большого «солнца» над головами собравшихся – филармонического паникадила.
Билетерши, оскорблено глянув, отправили меня в гардероб, а потом сослали на балкон. Мол, если опоздала, сиди, где попало. Сидела, как на голубятне, ничего не видя, но зато можно было, протянув руку, достать до люстры. Вторая половина барокко, повествующая об огромных красивых дворцах, картинах великих мастеров живописи, кавалерах и дамах, легком ветерке, в струях которого, как в фильме «Раба любви» улетает голубой шарфик, прошла для меня втуне. Я сидела, а мой мозг продолжал, под звуки музыки, как ноутбук, записывать дела на завтра, вспоминать несделанное, сокрушаться и нести «ленинское бревно» забот мимо прекрасного. Я уж себя и одергивала, и пробовала напряженно слушать, но слышала только ушами, не сердцем. Правда, «Страсти по Матфею» даром не прошли. От ума отлегло.
Зато в отличие от сосредоточенных, я успела первая в буфет! Мне налили 50 грамм коньяка и выдали два бутерброда с балыком и колбасой. Поедая богатства филармонического буфета, я успевала раскланиваться со знакомыми. Ну, вот и совсем хорошо стало. Мозг мы отключили напрочь.
Вторую часть концерта, именуемую авангардом, я настроилась слушать критически, поэтому нагло перебралась в совершенно пустой второй ряд бокового патера. Авангард, авангард… Зачем писать по бумаге пустой, если жили на свете Шекспир и Толстой? Однако первая вещь с названием «Компания» удивила меня до глубины души. Оказывается с помощью нот можно передать сложный механизм работы огромного учреждения! Вот вначале немного монотонная, упрямая мелодия, говорящая о том, что компания работает давно и солидно. И, вдруг, в нее затесался революционер! Ну, возможно мне так показалось, а речь шла о сбое некоего важного винтика. События разворачивались с космической быстротой, винтик продолжал не подчиняться. Чего это он затеял? Разве свернуть эту мощную махину, которая перемелет и выплюнет? Мне на память пришла одна личная жизненная ступень, когда я пришла работать в такую вот большую закрытую фирму, где испокон веков налажен особый порядок, и любого, кто посмеет вякнуть против правил, ждут неприятности. Это не важно, что ты видишь свежим взглядом недостатки, на них нужно закрыть глаза и молча подчиниться монотонному ритму. Я не захотела, винтик тоже отказался крутиться в этой молчаливой машине. Что в итоге? Музыка утвердила ожидаемый финал: тех, кто не подчиняется принятому ритму -  волна выносит вон, а махина по-прежнему продолжает монотонно прокручивать свои корпоративные делишки.
Эстонский композитор Пярт, (которого любил исполнять Мстислав Ростропович), заставил меня вспомнить недавно прочитанную книгу француженки Татьяны де Росней «Ключ Сары». Эта музыка словно была иллюстрацией к нынешнему лидеру книжных французских бестселлеров. Рвущая душу мелодия гнева, отчаянья, любви, перемежаемая деревянным стуком молотка, будто это сердце или метроном, отмеряющий время. Париж, июль 1942 года, фашистская облава, семью одиннадцатилетней Сары арестовывают. Девочка пытается спасти маленького братишку и запирает его на ключ в потайном шкафу, надеясь, что они скоро вернутся. Но семью вначале увозят на стадион «Вель д, Ив», где держат почти неделю без еды и воды еще тысячи евреев, в основном женщин и маленьких детей, а потом в концлагерь смерти Аушвиц. Саре после долгих страданий удается бежать из лагеря, она попадает домой, ждет ли ее братик в шкафу? Музыка и книга держали меня в напряжении все время, пока я их читала и слушала. Словно сделала вдох, а выдохнуть не могу.
Павел Карманов сочинил музыку с названием « Грин ДНК». К моменту прослушивания данного произведения, у меня уже не оставалось никаких сомнений, что новая, современная серьезная музыка – ничем не хуже барокко, она прекрасна и удивительна. Просто сейчас другое время, другой ритм, другие проблемы. А великие композиторы прошлого с уверенностью могли бы сказать, что нынешняя молодежь еще даст им фору!
Так вот, ДНК…Музыка подвигла на то, чтобы я не только восхитилась ею, но и залезла потом в разные химические и биологические справочники, дабы еще раз убедиться, что: «Нуклеиновые кислоты представляют собой макромолекулы, содержащие различную последовательность нуклеотидов. Макромолекулы – это спираль, структура которой поддерживается водородными связями. Кроме того, нуклеиновые кислоты участвуют в хранении и передаче генетической (наследственной) информации живых организмов». Можно ли выразить все это с помощью музыки? Имеющий уши -  да слышит! Музыкальная спираль подцепляла все мои нуклеотиды и вела их за собой в танцующем вихре. За кажущейся архаичностью чувствовался строгий и красивый порядок. Музыка говорила ясным голосом: «Человек – это творение Божие.  А ДНК - нежный и любящий голос Бога». Слышим ли мы его, открыли Ему свое сердце?
Потом был сэр Пол Маккартни с его удивительной, узнаваемой с первых нот музыкой, вот что значит стиль! Здесь все было предельно ясно: «Школа» -  это школа, «Храните детство» - это нежные кудряшки Пола, обцелованные дорогой мамочкой, а «Давай выпьем» - воспоминание о дружеской студенческой пирушке, когда первый раз в жизни почувствовал себя пьяным.
Сидящие в зале неистово хлопали, словно совсем забыли, что их ждут дома, а на улице - поздний вечер. И музыканты устали, им тоже нужен отдых, хотя совершенно невозможно представить, что эти воздушные женщины со скрипками и контрабасами придут домой, снимут свои вечерние платья с блестками, наденут байковые халаты и пойдут чистить картошку к ужину. И еще я думала, что нынешние мои переживания насчет музыки, скорее всего личные, а у каждого в зале она вызвала свои эмоции и воспоминания, что, в общем-то, логично и замечательно.  Приходите на концерты классической музыки, и вы обнаружите в себе массу непознанного!