НОМ. Неформатное Объединение Мужчин

Александр Хлупин
"Не позволяй башке трудиться!
 Скачи козлом! Скачи козлом!"

 Песня группы НОМ

"Мой отец - обезъяноид, дед мой был обезъяноид,
Мать моя - обезъяноид, как и бабка, черт возьми!
Обезъяньи наши руки - под воздействием науки
Только дети или внуки станут может быть людьми!"

  Песня группы НОМ    


   Данный материал не является исторической хроникой. Разве что отчасти. Он не является также и аналитической статьей. Ну, разве что чуть в большей степени, чем исторической хроникой. Данный материал является отражением моего личного отношения к ярчайшему явлению русской постмодернистской эпохи, под названием НОМ.

     Музыкальный коллектив НОМ образовался в 1987 году в г. Ленинграде. Его создатели и главные действующие лица – Андрей (бас-гитара, вокал) и Сергей (вокал) Кагадеевы, Александр Ливер (вокал, клавишные) и Юрий Салтыков, более известный, как Иван Турист (декламация, речитатив, шоу) учились в одних учебных заведениях, познакомились, подружились и решили вместе музицировать. Первый альбом «Брутто» увидел свет в 1989 году, и музыкальной общественности стало понятно, что явился на свет новый самобытный музыкальный коллектив, который играет непонятно что и как ко всему этому относиться – неясно.
      А НОМу похоже того и надо было! Чтобы пресечь возможные нападки со стороны недобросовестных критиканов, привыкших навешивать ярлыки на все и вся, а также обвинять в том, чего даже сам автор не имел в виду, НОМ быстренько выдали песню «Я – дурак!». Как говорится, умный человек разберется, что к чему, а не очень умный благополучно отстанет. Типа, чего с дурака взять-то? Эти самые, которые не очень умные, и не догадываются, что только САМЫЙ умный и уверенный в себе и своем творчестве человек, способен публично называть себя дураком, говном и еще при этом на сцене похлопывать себя по заднице.
      Кстати, для тех, кто не в курсе! Первый вариант расшифровки этой аббревиатуры был следующий – «Неформальное Объединение Молодежи». И это полностью соответствовало и объясняло наиболее дальновидным людям суть этой гремучей формации. Со временем НОМ стал и вправду не просто музыкальным коллективом, а творческим объединением, выпускающим не только музыкальные альбомы, но также клипы, книги, картины и фильмы собственного производства. Одними из первых в российском роке, который к концу 80-х вышел из подполья, НОМ осознали важность визуального воплощения своих идей. Благодаря хорошим отношениям с Питерским телевидением, НОМу за несколько лет удалось наваять огромное количество клипов, а также авторских видеозарисовок, которые впоследствии легли в основу их первого авторского фильма «Хозяева СССР или Обезьянье рыло», увидевшего свет в 1995 году.
       На мой вкус, это их лучший фильм. Он являет собой параноидальную музыкальную фантасмагорию, в которой переплелись все те элементы, которые найдут свое развитие в следующих проектах коллектива. Кроме того, данный фильм ярко продемонстрировал главный объект едкой НОМовской лирики -  пресловутый маленький человек, с его страхами, комплексами и пороками. Вся беда в том, что этот неприятный с виду, но при этом такой родной персонаж, живет в каждом из нас, дорогие мои соотечественники! Он старается разрастись внутри нас, занять все наше существо. И зачастую ему это с успехом удается. Таким образом, он попирает все мыслимые законы природы, и моська превращается в слона. И этот слон овладевает нами, забирается во все уголки нашей сущности, и рассаживает там своих пренеприятных слонят. НОМ своим творчеством стараются этих самых слонят найти, показать нам во всей их неприглядности и помочь их растоптать. «Я раздавлю вас!» - говорил слоненок Гобо из другого НОМовского фильма.
       Почти все эпизоды фильма «Хозяева СССР» стали современной классикой и по кусочкам расползлись по Сети, а тексты песен разошлись на цитаты. НОМ могут по праву гордиться тем, что их цитируют едва ли не больше, чем всех русских классиков вместе взятых. И не мудрено! Ведь многие ситуации, диалоги и даже целые фразы текстов песен НОМа просто взяты из жизни – подслушаны в электричке и на рынке, в магазине и в метро, просто на улице. Те, кто пользуются Сетью, могут с легкостью отыскать такие видеозарисовки, как «Хурма», «Юрий Гагарин», «Ослов», «Мавзолей», «Москва» и другие. А также клипы «У карытцу машек», «Насекомые», «Нина», «7%» и другие. Все это – мы, все это о нас, так или иначе.
      Наиболее концептуальной и значительной музыкальной работой НОМ, можно по праву считать альбом «Во имя разума», 1996 года. Это было определенно новое слово в русском роке. Тему космоса у нас еще никто так не развивал и не подавал. Этот альбом, вышедший в канун 10-летия НОМа, вознес их на новую вершину. О них стали много писать в прессе, приглашать на радио, а легендарная «Программа «А» сняла прямой концертный эфир с НОМом. Именно благодаря этому альбому, я оценил НОМ в полной мере. До этого я видел только клип на песню «Мушища», из их предыдущего альбома «Сенька Мосг-Хаз».
     Альбом «Во имя разума» стал, вне всякого сомнения, пиком их творчества. И после него уже было сложно понять, куда двигаться дальше. Наверняка это чувствовали и сами артисты. Отметив свое 10-летие ослепительным шоу в Питерском Цирке, коллектив НОМ раскололся на два самостоятельных проекта с одинаковым названием. Чтобы не создавать путаницы, было решено называть эти две половины с обязательной приставкой названия альбомов, которые они выпустили после раскола. Так, половина возглавляемая Сергеем Кагадеевым, стала именоваться «НОМ-Euro», а половина возглавляемая его братом Андреем и Иваном Туристом – «НОМ-Жир». Александр Ливер не стал участвовать в этих  баталиях бывших коллег и просто уехал в г. Женеву, где стал петь в местном оперном театре. В последующие годы он периодически напоминал о себе выпуском сольных альбомов. К этому времени, аббревиатура НОМ начинает трактоваться самими авторами, как «Не Очень Молодые».
     Группа «НОМ-Euro», которая взяла хороший старт, выпустив успешный альбом, в суперстильном оформлении, в котором были затронуты различные аспекты жизни в Европе, долго не просуществовала. Сергей Кагадеев на долгое время завязал с музыкой и переключился на телевидение. В частности, он продюссировал легендарную уже программу «Shit-парад» на российском MTV, в ее, так сказать, золотой период. 
     Группа же «НОМ-Жир», у которой к тому моменту отпала необходимость в каких-то пояснительных приставках, продолжила свой путь, выпуская новые альбомы (реже) и фильмы (чаще). К примеру, фильм «Пасека» стал настоящим бестселлером российского независимого кино. НОМ, которые во многом были первопроходцами, смогли доказать, что малобюджетное авторское кино, которое обходясь без рекламы и промоушна, может пробиться к массовому зрителю, возможно и в России. Их последний на сегодняшний день фильм «Фантомас снимает маску», являющийся стилизацией знаменитых французских комедий 70-х, уже выходил по всем правилам – пресс-конференции, концерты-презентации, диск с саундтреком. А в настоящее время НОМ работают над очередной стилизацией, на этот раз, над своим прочтением «Звездных войн», который носит рабочее название «Звездный ворс».
    К фильмам производства НОМ, можно относиться по-разному. Да, главная звезда почти их всех – Иван Турист, который, безусловно, великолепный шоумен, но довольно средний актер. Но стоит ли его за это критиковать? Ведь все, что делают НОМ, они делают сами, с привлечением минимума друзей и знакомых. Производство по принципу «сами варим, сами мажем». Но все же эти фильмы хороши, каждый по-своему и их стоит посмотреть. Ведь, как ни крути, но они являются культурным явлением для нашей страны.
    Ну, и не может не радовать тот факт, что, начиная с 2008 года, НОМ все чаще выступают в золотом составе, то есть при участии Сергея Кагадеева и Александра Ливера. Скоро выйдет их новый альбом. Каким он будет? Какие темы в нем будут затронуты? Пока не известно. Но, лично для меня, является несомненным, что эти талантливые дядьки, которые вот уже 20 с лишним лет ерничают и стебутся над всем, чем можно, которые за это время стали старше годами и телами, оставшись при этом молодыми в душе, записать фигню просто не смогут себе позволить. Но, если вспомнить их  более ранние периоды, то вспоминается, что даже откровенная фигня и лажа в их исполнении всегда приобретала двойной философский смысл и в ней открывался скрытый подтекст.
    В общем – будем ждать! И в качестве подарка героям данного материала, предлагаю им новую трактовку аббревиатуры НОМ – «Неформатное Объединение Мужчин». На мой взгляд, оно им подходит на все сто!
    Доброго Солнца!!!!

     Авторское дополнение. Ноябрь 2009 года.

  Вот и вышел долгожданный новый альбом НОМ – «Превыше всего». Долгожданный по двум веским причинам:
   Первая. НОМ действительно давненько не выпускали новых альбомов, зато переиздали весь свой архив, что тоже немаловажно. 
    Вторая. «Превыше всего» - это первый за более чем 10 лет альбом группы, записанный ею в золотом составе, то есть при участии Сергея Кагадеева и Александра Ливера, в свое время покинувших коллектив. Но если Ливер продолжал периодически участвовать в записях группы и после своего ухода, то Кагадеев-младший присоединился к группе совсем недавно. Кроме того, коллектив принял в свои ряды девушку – В. Зверькову, чей весьма неплохой вокал украсил сразу несколько песен в альбоме.
    Вообще над созданием нового альбома НОМ трудилось 8 человек, из которых не поют лишь двое - гитарист Лапин и клавишник Гусев. Даже художник группы Николай Копейкин принял участие в хоровом исполнении, им же написанной песни, со смелым названием «Гимн Новой России».
    Так что же превыше всего для группы НОМ? Почему такое название у новой пластинки? Превыше всего для них, по крайней мере, на данный исторический период – Россия. Да-да! Теме Родины и ее населения посвящен альбом.
    Естественно, наши знаменитые стеб-рокеры не размениваются на сопли, пустые обвинения, потрясание кулаками и плевки во всех и вся. Для этого они слишком взрослые и мудрые. Кроме того, прямые нападки никогда не были им свойственны. Они смогли тонко, искусно балансируя на грани хорошего вкуса и пошлости изобразить реалистичный портрет современной России. В той или иной степени этому образу соответствует обложка диска, где участники коллектива изображены как раз в таком виде.
     Новая работа НОМ вполне исчерпывающе отвечает на два пресловутых русских вопроса – «Кто виноват?» и «Что делать?». Ответы на эти извечно мучающие всех нас вопросы, над которыми бились лучшие умы прошлого, и в общем-то не нашли на них вразумительного ответа, содержатся в первую очередь в «Обезьяньей песне». Чтобы заинтриговать читателя и побудить его самого послушать альбом, я не буду приводить здесь этот ответ. Могу сказать лишь одно – мы все, в той или иной степени предполагали это.  Но боялись сами себе в этом признаться! Особенно глядя на себя в зеркало по утрам.
    Что касается музыки, то, в общем-то, все последние работы НОМ были сделаны в подобном стиле – электронная основа, разбавленная местами живой гитарой и бас-гитарой. Звучит все вполне убедительно. Все фирменные фишки НОМ имеются в ассортименте. Ирония и стеб, грустная усмешка и скупая слеза. Без последних двух факторов было бы сложно представить себе музыкальный альбом о России, даже учитывая, что его сделали НОМ.
    Ну, а тем, кто, возможно, взгрустнет после прослушивания альбома, (что в данном случае невозможно представить, но все же!), рекомендую еще раз послушать первую и самую на сегодняшний день известную композицию из нового альбома НОМ – «Миротворцы». Чего-чего, а Кузькину мать показывать наш народ умел всегда!  Так что есть чем гордиться! Есть! И нет повода для грусти, а тем более тоски!