1. ВОПРОС: Скажи мне, Отец мой, слово на пользу, как мне спастись?
ОТВЕТ: Сын мой! если ты хочешь жить посреди людей, то должен исполнять следующее: отнюдь никого не порицать, не осуждать, никому не досаждать, не гневаться, никого не уничижать, также не помышлять о себе, что сделал когда-либо доброе дело, и остерегайся говорить: "такой-то живет хорошо, а такой-то невоздержанно", ибо сие-то и значит: "не судите" (Матф.7.1). Но на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением, с одинаковым помыслом, в простоте сердца, и принимай всех, как Самого Христа. Не приклоняй уха твоего к человеку, который клевещет (на ближнего) и не услаждайся беседою такового, но содержи уста твоя во многом молчании, будучи медлен на беседу и скор на молитву. И не укоряй никогда клеветника, или другого кого, делающего беззаконие, но всегда смотри на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно.
2. БРАТ СКАЗАЛ: Это, Отец мой, возможно лишь совершенным подвижникам.
БЛАЖЕННЫЙ ОТВЕЧАЛ: Сын мой! юность если имеет смирение, сего ей достаточно, ибо Бог ничего более не требует от юного, как только чистоты и смирения. Ты же, сын мой, будь кроток и смирен, и сострадателен и милостив, считай себя хуже всех людей, и будешь поистине жить с Богом. Подвизайся и в том, чтобы не мечтать о себе: "я достиг в меру такого-то Святого"; но говори себе всегда так: "знаешь ли, душе моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго никогда не сделали Бога ради, и горе нам, о унизившаяся, что мы сделаем в день судный? - Во все течение жизни твоей, сын мой, молись как грешник, говоря на всякое время: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!", - и: "Боже, очисти мя грешного". Повторяй всегда эти слова: "от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади раба Твоего" (Пс.18.13,14). Знай же и то, что не должно удовлетворяться добрыми своими делами, и не уповай на них, потому, что не знаем, угодны ли они или не угодны Богу. А посему уповай более на Бога и на силу Его, считая себя за бесполезный прах. Отсюда и (последует) исправление.
3. ВОПРОС: Отец мой! каким образом человек может побеждать всякое искушение, находящее на него от врага?
ОТВЕТ: Сын мой! если найдет на тебя какое-либо искушение, победа ему состоит в молчании, смирении и в том, чтобы говорить: "благослови Отче!". Все же дела смиренномудрого благоугодны Богу и похвальны пред Святыми Ангелами Его, грозны же и страшны бесам. Итак, сын мой, будь смиренен и весьма сокрушен сердцем, дабы Дух Святой возжелал вселиться в тебя, и Он подаст тебе силу отвергнуть от себя всякое житейское попечение.
4. ВОПРОС: Как ныне Святые умножились во всем мире, будет ли также и при кончине века сего?
ОТВЕТ: Сын мой! до самого скончания века сего не оскудеют Пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время, те, которые по истине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать перед глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе не искусны, и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием, и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, по сему добродетель будет пренебреженна еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога, и не узрят лица Бога живого. Монах или мирянин, который дает в лихву злато свое, если не отступит от такового лихоимства, будет погружен в глубоком тартаре, потому что не пожелал принести (злата своего) в жертву Богу через благотворение нищим. Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие будут одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути.
5. ВОПРОС: От чего некоторые изнуряют тела свои воздержанием, а страсти царствуют над ними: гнев, вражда, памятозлобие, зависть и злейшее всех немилосердие и скупость; некоторые же из добродетельных едят и вино пьют, а в них не видно никакого греха. Что это значит?
ОТВЕТ: Много постящиеся и не исправляющиеся, как думаю, сын мой, претерпевают это от уст своих, ибо тот, кто не хранит всегда своих уст, если и весь год постится, не получает ни какой пользы. И так, раздражает ли тебя дьявол на гнев, не говори ничего, - и ты одержал победу над страстью. Опять, возбуждает ли тебя враг на зависть, не клевещи, - и ты победил лукавого, ибо плод зависти есть оклеветание. Если разожжет тебя обольститель на блуд, не отверзай уст своих для беседы с иным полом, также не позволяй себе излишества в пищи и питии, - и ты укрепился на него: притом возьми прут и посеки себя, и боль отгонит брань, ибо по сказанному (в Писании) полезнее для тебя будет, если даже погибнет один из членов твоих, нежели все тело твое ввержено будет в геену огненную (Матф.5.29). Если этот дикий вепрь возбуждает в тебе желание многоценных яств, то пойди в отхожее место и узнаешь зловоние их. Если кто укорит тебя, или осудит, или назовет безумным, ты смири помысл твой и осуждай себя как грешного; вспомни, что Христос Сын Божий был оплеван, поруган грешниками, бит по главе тростью, и посему почитай себя недостойным и того, чтобы жить; - О тех же добродетельных, которые едят и пьют (по видимому свободно), знай, что они суть доблестные воины, поправшие греховные страсти и теперь сделавшиеся господами и властелинами, получив от Бога дарование бесстрастия. Они сперва предались воздержанию, и подвизаясь, достигли наконец цели, которой желали. Впрочем, делающие так часто делают это лишь перед людьми, пребывая же наедине - в безмолвии, подвизаются в воздержании, вознаграждая в келье пощением то, чего они лишили себя (малым) разрешением перед людьми.
КОНЕЦ, И БОГУ СЛАВА. АМИНЬ.