Моя родня стакан...

Юджин Папуша
где закат пожух,
греет жар костра,
речки мятный дух
шелкова трава,
тесен дружный круг,
не нужны слова,
душу вознесла
языком костра -
мне с друзьями
общенье до рассвета
в страну тумана,
душа согрета
счастье многогранно
пьяного поэта
русского стакана…


Граненый стакан - лучшее и талантливейшее произведение СССРовского дизайна. С какой грани на него ни глянь - сравнить граненый стакан не с чем. Стакан - это вершина. Стакан - это стакан. Слова - народные. Музыка -народная. Это народная мера семечек, водки, сметаны, мера муки на пирог и мера фунта лиха…
Если верить преданию, первый граненый стакан из толстого стекла Петру I преподнес владимирский стеклодув Ефим Смолин, сказать царю, что сосуд не бьется. Петр, выпив вина, сразу брызнул стакан  о пол:"Стакану быть!" Но, увы, первенец разззвенелся на мелкие осколки. Однако царь проявил милость, голову стеклодуву не срубил, а бояре начали царя утешать. Дескать, на счастье интерпретировав царев клич иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду на счастье, коль голова осталась цела после общения с непредсказуемым самодержцем..
В XVII веке стакан именовали достаканом, т.к. его изготавливали из маленьких притертых дощечек. Есть мнение, что сохранился с тех пор бортик сверху у современных гранчаков - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты, как в бочке - обруч.
Однако, легенда легендой, а  сам русский граненый национальный символ  в его современном виде разработала скульптор Вера Мухина. Все знают ее  знаменитые скульптуры "Рабочий и колхозница", которые примелькались в заставках Мосфильма, если кто не видел их в натуральном виде в Москве. И ходят слухи, что Вера Игнатьевна придумала его образ вместе с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата" в 1943 году, произведен в неимоверном количестве экземпляров и выпускается до сих пор в неизменном виде.  Правда, создатель "Черного квадрата" скончался еще в 1935-м, но это молву не смущало. На каждого советского гражданина в середине 80-х приходится по несколько стаканов. В тогда же, в 80-х, страна вздрогнула. Купленные в магазине по 7 копеек граненые стаканы стали самопроизвольно взрываться. Народ подумал, что власть затеяла скрытую антиалкогольную кампанию. На этот феномен откликнулся даже сатирический киножурнал "Фитиль". Оказалось, что посуду начали делать на импортной линии, не заботясь о технологии. В продажу ушло более миллиона бракованных стаканов. У одной хозяйки "взорвался" весь праздничный стол.
Стакан, пожалуй, это единственный товар массового спроса, не ставший дефицитом. Простой, без изысков, с ободком. Сейчас в Москве его уже и не встретишь. Стаканы продолжают выпускать только на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Так вот, едва ли в стеклянном и не сувенирном изделии была механически дублирована деревянная форма предка «достакана».  Ободок придуман исключительно для того, чтобы было удобно губам и чтобы холодная водка или горячий чай с лимоном текли в рот в одной точке, а не со всех граней сразу. Кроме того, ободок в двухсотпятидесятиграммовом стакане вмещает ровно пятьдесят граммов, в отличие от лежащих ниже двухсот. Так что Мухина, разумеется, не изобрела граненый стакан как таковой, а создала  стаканный ГОСТ, прозрачное изделие с двенадцатью гранями, возведя народное творчество в непререкаемый профессиональный канон. И есть большое подозрение в том, что Кока-Кола позаимствовала у него дизайн для своей знаменитой граненой, приталенной бутылочки. Ну, конечно, куда ей до полноты русской души русского стакана!
Эпоха граненого стакана уходит безвозвратно. На смену идет другой предмет массового спроса - пластиковый стаканчик. Вот только в памяти народной он вряд ли останется. Отмечать день рождения одноразовой посудой на трезвую голову никто не станет.