О Валерии Язеве

Елена Арапова
 Диалог со Скептиком

У каждого человека есть второе «я». Это суровый дядька, которому все не по нраву. Это тот, кто сидит внутри нас, смотрит на окружающий мир и… все не одобряет. Короче, он ворчун и скептик.

Добавим к этому еще общероссийскую ситуацию, в которой он существует. В этом мире издавна свыклись с тем, что «пусты карманы», здесь все загибают пальцы, сокрушенно считая свои убытки, и всегда, кто с горестью, а кто и гордостью ответствуют, что «на данный момент у меня нет денег».

И вот явилось чудо. Чудо не в том, что «он богат». Чудо в том, что он «отдает свои деньги». В любом случае, Скептику есть о чем порассуждать. С другой стороны барьера изготовился к поединку его же Здравый смысл.

Найти свою нишу

Валерий Афанасьевич Язев собирался приехать в Верхний Тагил ко дню пожилых людей, отмечаемый нами первого октября, но его задержали неотложные дела в Москве. В Екатеринбург он прибыл ночью, накануне встречи, которая все же произошла, но на следующий день, второго октября, в Доме искусств.

Он вошел в зал, где в ожидании за столиками сидели люди, и первое, что он сделал – сказал комплимент присутствующим. Он появился без галстука и этим отличался от сидящих с ним рядом мужчин. Скептик внутри нас усмехнулся: «Понятное дело. Своим хочет выглядеть. Поближе, так сказать, к народу». Но тут Язев взглянул на накрытые столы и… по-домашнему посетовал: «Вот и хорошо. А я прилетел ночью. И утром не успел перекусить. И сейчас с удовольствием поем с вами». И все, словно внезапно что-то поняв, одобрительно засмеялись. И Скептик, в смущении, тоже.

Но прежде чем сесть за стол, Язев поздравил пожилых людей с их праздником, сказал много добрых слов в адрес пенсионеров: о том, что многие годы их трудом создавались богатства страны, что и сегодня на их долю выпали трудные испытания, и что государство у них в неоплатном долгу.

Дальше он говорил о том, что в перспективе ожидается рост пенсий: до конца этого года на 15%, и в 1,5 раза – в следующем.
Заметил, что, получая такие маленькие деньги, ветераны вынуждены их тратить на лечение. Потому что медицина у нас нищая. Ведь до чего дошло: сегодня заболевший человек вынужден идти в стационар со своей ложкой в кармане.

Обрисовал и общее положение дел: сегодня макроэкономические показатели в стране направлены в лучшую сторону, но, пожалуй, до «светлого будущего» еще далеко – лет 15. Очень мешают движению вперед негативные процессы, произошедшие за последние годы в стране: Борьба за власть, бесконечная смена правительства, прихватизация…

Тут Скептик навострил уши: «Интересно. Кто из руководителей решится сегодня ругать свою дойную корову? Им что, за красивые глаза предприятия подарили?» Но тут же Здравый смысл подсказал ему: «Наверно, это убыточные предприятия, которые, оказавшись лицом к лицу с рынком, упали ниц, и только Язев, применив соответствующие экономические приемы, сумел поднять их с колен. Да и предприятия в основном добывающие и строительные, ведущие те работы, которые не предусматривают присутствие каких-либо гигантских объектов и расположенные на свежем воздухе: и тут и там тянутся трубопроводы и асфальтовые дороги, то есть, это именно то, чего нам в России так не хватает. Он, Язев, нашел свою нишу в механизме Российской экономики.

Разменная карта

Но тут начался концерт, подготовленный преподавателями музыкальной школы. Прозвучали произведения Бетховена, Моцарта, Свиридова.
По окончании музыкальной паузы на гостя посыпались вопросы. На вопрос о Чечне Валерий Афанасьевич заметил, что война была навязана нам экстремистами и выведена со своей территории на соседнюю землю. Война есть война. И на ней убивают. Чтоб не гибли молодые парни, нужно, во-первых, чтоб не было войны, но сейчас, когда она уже идет, довести ее до конца – это дело чести. Во-вторых, вместо необстрелянных солдат нужно посылать туда контрактников, тех, у кого есть специальная подготовка, но в бюджете на это нет денег.
Армия сегодня находится не в лучшем состоянии. Недавно они с командующим округом побывали в войсковых соединениях Свердловской области. То, что им пришлось увидеть, говорит само за себя: на плацу стоит новая техника, но без колес. Солдаты выглядят далеко не должным образом. Одним словом, армия находится в стадии выживания, ее необходимо возрождать.

Сейчас, ведя боевые действия, наши войска придерживаются охранительной тактики. Что это значит? Не торопясь, при помощи артиллерии уничтожить огневые точки противника, а затем уже вводить в бой живую силу. Это позволяет свести к минимуму потери. Но когда наши орудия вынуждены вести огонь по укрывшимся в селении бандитам, или когда наша авиация бомбит их укрепления, нельзя быть уверенным в том, что от этого удара не пострадают мирные жители.

С одной стороны, во взаимоотношениях с Чечней мы имеем дело с проблемой, подобной ирландской, но с другой стороны, нельзя забывать, что Кавказ сегодня – зона экономической заинтересованности американцев. Так что Чечня сегодня является, по сути, разменной картой в большой политике.

Скептик втянул носом воздух и криво улыбнулся, но, вспомнив о взрывах в Москве и других городах России, представил себя на месте тех людей, которые не спят ночами, боясь под утро «разлететься на куски», либо оказаться заживо погребенным под многоэтажной махиной собственного дома, и… благоразумно подавил свое ехидство.

Жить или не жить?– Жить!

Но вот прозвучал вопрос: «Сохранится ли бесплатная медицина?» Валерий Афанасьевич ответил, что да, в таком виде, как сейчас, безусловно, сохранится. Но мы все видим, что ее уровень недостаточен. Для того чтобы вылечиться, нужны деньги, а у многих их просто нет. В мире существует два вида медицины: бесплатная, обеспечивающая помощь по минимальным технологическим стандартам и элитная, пользоваться которой может у нас не всякий. В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, наблюдаются передергивания. Здесь нужно разбираться. Ясно одно: обеспечить нормальное здравоохранение – святая обязанность государства.

Скептик возбужденно заерзал на стуле. Ему не понаслышке известны проблемы медицины, он считал себя подкованным в этом вопросе: «Где уж вам, политикам, до душевной боли. То в теннис там, в Москве, играете, то мяч по полю перепихиваете. Все спортсмены. А что народ в больницу со своим лекарством ложится, вам, видимо, до лампочки».

И опять вмешался Здравый смысл, с тем, чтобы объяснить своему въедливому собрату, что в данный момент экологическое состояние всего живого на Земле, в частности, в России, заставляет ждать лучшего, а это значит, что никто не застрахован от болезни. Идешь ли ты по улице, едешь ли в автомобиле, тебя всегда может настигнуть «рентгеновский луч», и при этом так просветить, что впору в дорогу собираться… на тот свет. И ни за какие деньги с этих пор ты себе здоровья уже не купишь.

А что до спорта… Кто сказал, что спорт вреден для здоровья? Если он, скептик, предпочитает отдыхать, лежа на диване, это не значит, что каждый должен следовать его примеру.

Скептик возмущенно поднял голову: Тут на грядках так накувыркаешься, что ни рук, ни ног под собой не чуешь. Хотя хорошо, что и руки и ноги на месте, значит, при желании можно обеспечить себе нормальное существование… Но есть и те, которые не могут.
Таким людям очень трудно в нашем мире. Известно, что Язев оказывает материальную помощь малообеспеченным семьям и семьям, где есть дети-инвалиды. Одна такая крошка, обликом напоминающая куколку-Мальвину, девочку с голубыми волосами, сегодня присутствует здесь. И ее бабушка выражает искреннюю признательность за помощь, оказанную фондом и лично В.А. Язевым.

Что касается экологии, Язев заботится и об этом тоже. Он внес на рассмотрение в Думу проект Федерального закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива», необходимость принятия которого обусловлена не только падение объемов добычи нефти и сокращением производства автомобильного топлива, но и общим ухудшением экологических условий, связанных с выбросами в атмосферу вредных веществ, которые запросто можно сопоставить с промышленными. В начале июня этот проект был принят в третьем чтении.

И снова вернулись к проблемам пенсии. Выступил пожилой мужчина, тоже по виду скептик, и начал так:
– Я в этот раз в контору зашел. Сидят там, понимаешь, как на съезде партии… Дело вот в чем. Раньше была у меня средняя пенсия. Я на нее хоть как-то, но жил. Потом как завертелось в экономике: инфляции, номинации, компенсации. И что? Как я теперь жить-то должен? Надувают пенсионеров, почем зря. Теперь вот потолок придумали.
На это он получил ответ, что фактически у пенсионеров должна быть пенсия не ниже прожиточного уровня. Пока же получается, что, без учета трудового вклада, уровняли всех в правах. Сейчас в Государственной Думе готовится документ, по которому при начислении пенсии будут учитываться заслуги каждого пенсионера. 

Ах, культура…

Но вот звучит увесистый вопрос о состоянии культуры на сегодняшний день. Язев отвечает, что в масштабах страны культура процветает. А что касается нехватки денег, сегодня их нужно зарабатывать самим, своим трудом. На то она и культура.

Что на это скажет Скептик? Он молчит. Значит, согласен. Не согласен в другом. Ему досадно, что Валерий Афанасьевич, видимо, не в курсе, с каким непониманием в некоторых населенных пунктах нашей области руководители относятся к «проявлениям культуры». Он не знает, что большие люди не очень-то думают о том, будут ли у них процветать эти заведения или благополучно скончаются… без поддержки государства.

А ведь вроде все правильно говорит. И то, что молодежь болтается оттого, что в обществе утрачена мораль. А отчего утрачена-то? Оттого, что культура в «маленьком государстве» существует на правах падчерицы, и, видимо, финансируется по остаточному принципу.
Сам Валерий Афанасьевич, основав два благотворительных фонда (это «Россия – наш дом» и «Фонд Язева»), является меценатом многих творческих начинаний. Две способные девочки Верхнетагильской школы искусств регулярно получают стипендии, учрежденные Язевым. А если говорить обо всей Свердловской области, то нельзя умолчать о том, что на благотворительную деятельность в сфере искусства В.А. Язевым тратятся колоссальные суммы.

Эпилог

Говорят, что в Москве не имеют понятия о том, как живет народ в регионах. Наверно, так оно и есть. Но откуда Язев знает? Смешной вопрос. Просто он работает с людьми. У него есть помощники, которые доводят до сведения депутата Государственной думы положение дел на местах, высказывают просьбы соотечественников, передают их письма.

Ему лично понятны законы, которыми можно контролировать проходящие в стране макроэкономические процессы. Он пытается добиться взаимопонимания с людьми, близкими по убеждениям, доказывает свою правоту тем, кто с ним не согласен, и считает, что государственные деятели, занимающие ключевые посты в правительстве, должны иметь политическую волю, чтобы решиться, наконец, идти вперед.
И может быть, настанет такой день, когда и сидящий в нас Скептик воскликнет: «Он свой!»

© Елена Арапова
 Издательство "Новый Современник". г.Рязань.