Аргонавты

Сергей Станиловский
«АРГОНАВТЫ»

Это было великолепное телевизионное шоу. Грандиозно обставленное. Называлось оно «Аргонавты». Сюжет был заимствован из «Одиссеи» Гомера. Собирались мужественные, хорошо сложенные мужчины, садились на корабль, их лики дышали благородством, голубые глаза источали готовность прийти на выручку, а если нужно, то и отдать жизнь за товарища, попавшего в беду. Они садились на корабль и отправлялись за золотым руном, спрятанным корыстолюбивым волшебником Эетом, которое и обретали в конце передачи, пройдя через многочисленные тернии. Шоу было обставлено с размахом в лучших традициях «Ключи – от Форда Байярд». Испытания каждый раз придумывались новые, они были сложны и трудны, но наши герои всякий раз преодолевали их мужественно и блестяще, получая в финале вожделенный приз – «Золотое руно».
Единственное отличие «Аргонавтов» от «Форда Байярд», без которого первое было бы, по сути, слепым копированием последнего, то, что в «Аргонавтах» был конкурс капитанов, который и создал передаче столь сумасшедший рейтинг.
Капитаном выбирался самый сильный и ловкий, лучше других справляющийся с поставленными задачами, после чего он должен был вычислить и убить предателя, который неизбежно с завидным постоянством оказывался засланным по сценарию их заклятым врагом – царем Эетом.
Интерес публики, как и всякой уважающей себя общественности, концентрировался, разумеется, не вокруг конкурса капитанов, демонстрирующего силу, ловкость и отвагу его участников, но поиск и казни предателя. И – так уж получилось – авторы программы впоследствии и сами не могли этого объяснить – сложилась традиция, что капитаном все чаще избирался не тот, кто более силен и ловок, но кто более агрессивен и воинственен по отношению к предателю. Передача явно платила дань низменным вкусам публики, от нее шел сильный запашок преклонения перед насилием и убийством. Чем реалистичней капитан смаковал подробности казни (конечно, на телевидении – чисто условных), тем выше у него был рейтинг среди кинозрителей. А поскольку в правила игры входило условие, что капитаном участник может быть только 1 раз и в то же время в передаче участвовали одни и те же участники, среди них образовалась своего рода очередь на звание капитана по мере увеличения стажа участия в игре. Также, согласно правилам, изобличенный предатель уже не мог участвовать в следующих передачах, т.к. был казнен, и, собственно говоря, в этой очереди за привилегией в игре (связанной в значительной степени с повышением ставок в тотализаторе на того или иного игрока) все, грубо говоря, хотели быть капитанами и никто – шпионом, которого в передаче в конце игры повесят на рее. Среди очередников – старейших участников возникло тайное соперничество, связанное с интригами с руководством телеканала кому победить в предстоящем конкурсе (победитель всегда заранее утверждался руководством), а кому быть убитым.
Но однажды эта тайная борьба за место под солнцем вылилась в открытую трагедию. Фаворита будущих соревнований «заказал» его конкурент, которому по сценарию было уготовано место его антипода. Мотивы убийства были слишком прозрачны, и под пристрастным воздействием следствия обвиняемый довольно быстро во всем сознался. После чего разразился скандал, который и стал началом конца передачи. В самом деле, может ли претендовать на роль героя тот, кто основой своей доблести делает уничтожение врагов, которых сам же себе и назначает, присваивающий себе, пусть даже и в рамках I-й передачи, функции наместника Бога на земле, самочинно решающий, что  добро и что зло, и кого он себе наметил в жертву сегодня, а кого завтра.
Передача была признана фашиствующей и подрывающей устои милосердия и гуманизма, как пропагандирующая в образе врага жестокость и насилие. Руководство передачи пришло к краху, не смотря на свой высокий рейтинг, повторив в миниатюре судьбу тех марионеточных режимов банановых республик, которые тасует невидимая рука сильных мира сего, назначая победителями одних, и заранее просчитывая поражение и гибель для других.


09.04.00 г.